ШКОЛА. ФЛАГМАН

Разворот над океаном online

Флагман подмосковного образования создал возможности для дистанционных занятий даже синхронным плаванием. О том, что еще происходит в Гимназии имени Е. М. Примакова, которая существует уже три года, EdExpert рассказала ее директор Майя Майсурадзе.
Майя Майсурадзе
«С самого начала мы определили ключевые принципы, которым будем следовать и дальше, — говорит Майсурадзе. — Среди них — высокая академическая успешность, билингвальность, высокий уровень ответственности и дисциплины у детей, ставка на лидерство, house system, уникальное расписание, объединение урочной и внеурочной деятельности — это наш фундамент.
У нас есть прямые и косвенные доказательства, что мы на верном пути. Среди них — высокая оценка академической успешности по итогам независимых экспертиз, победы наших детей на серьезных олимпиадах, в проектных конкурсах, на турнирах WorldSkills, второе место в общем рейтинге школ Подмосковья. Наш Дипломатический клуб поддерживают лучшие вузы страны. В этом году Гимназия получила аккредитацию IBO».
Осознанная стратегия
«Точки роста и направления развития мы формулируем для себя каждый день, — продолжает Майя. — Серьезно углубляемся в проектную деятельность и сотрудничество с зарубежными школами. Создаем условия для плавного перехода из дошкольного отделения в начальную школу, а для адаптации к средней придумали специальную программу Next Steps. Двигаемся по пути создания сообществ по интересам, стараемся взрастить интерес к конкретным темам.

В прошлом году мы открыли лидерский клуб, который в начальной школе ведут психологи, а в средней — заместители директора. Кстати, административная команда (команда лидеров) преподает в обязательном порядке. Это еще один наш фундаментальный принцип. Под проект «Лидерство» создан авторский модульный триактивный курс для ребят с 1-го по 10-й класс.
Наши учителя были готовы к переходу на дистанционное обучение и технически, и с точки зрения умений и навыков
Родители инициировали запуск бизнес-клуба и принимают в его работе активное участие. Выпускники объединились в ассоциацию и включаются в жизнь школьников: приезжают на турслеты и ярмарки, делятся информацией о вузах, факультетах, выступают в качестве судей в жюри конкурсов и на защитах проектных работ.

В общем, серьезных промахов удалось избежать, а мелкие ошибки бывают в любой работе — важно то, как быстро мы их считываем и исправляем».
Максим Потоцкий
Автор EdExpert
— Внедряете ли вы какие-то новые системы или практики?
— Количество новаций не должно переходить определенный предел, мы продолжаем работать в рамках выбранной концепции, где-то усиливаемся, что-то «подкручиваем». Например, в house system увеличили количество house masters — теперь это два российских педагога и один иностранный учитель. Сейчас дети задумали ребрендинг гербов, продумывают атрибутику, знаки отличия. Для нас HS — это орган самоуправления, внутренние процессы идут безостановочно, актуальные вопросы выносятся на обсуждение с администрацией.
— Как школа относится к гаджетам? Можно ли детям носить мобильные или пользоваться планшетами во время занятий?
— Взвешенная и продуманная цифровизация уже три года является реальностью нашей гимназической жизни. Мобильные телефоны в школе строго запрещены. На переменах дети должны общаться, отдыхать, двигаться. Но при этом мы работаем по формуле 1+1: классы оборудованы электронными досками, а у каждого ребенка есть возможность делать задание на планшете. Контент, естественно, отфильтрован и служит конкретным целям, которые учитель обозначил для данного занятия.
— Не изменила ли ваш подход пандемия COVID-19?
— Наши учителя были готовы к переходу на дистанционное обучение и технически, и с точки зрения умений и навыков. Конечно, кому-то пришлось немного помочь, но справились быстро, буквально за выходные. Только за первую неделю обучения в новом формате наша команда провела 372 урока. Участников авторских онлайн-трансляций было 23 266!
Нам удалось сохранить диалог, выстроить отношения учитель — ученик в новом формате, спокойно и результативно провести родительские собрания, традиционные для наших учеников ассамблеи, совещания кафедр.

Любой кризис дает новые возможности, важно их разглядеть. Благодаря полученному опыту в следующем году мы будем часть учебного плана для старшей школы переводить в онлайн-формат. Ранее это казалось отдаленной перспективой, а сейчас стало осознанным решением.
Шанс на любой выбор
—  Ваша гимназия была учреждена правительством Московской области. Спустя три года можете сказать, что каждому региону неплохо бы обзавестись флагманской школой?
—  Флагманская школа — точка роста образовательной системы, способная задавать векторы развития. За 2018−2019 учебный год мы стали площадкой более чем для 20 федеральных и региональных мероприятий. Нас посетили руководители федеральных и региональных министерств, директора школ, учителя, эксперты. К нам повышенное внимание со всех сторон, мы обязаны соответствовать высоким требованиям, и наша приоритетная задача — реализовывать амбициозные образовательные проекты и делиться опытом.
—  После окончания лучших школ дети часто уезжают учиться в другие страны, где потом и остаются. Что можно сделать с проблемой утечки умов?
—  Наш ответ на этот вопрос можно прочесть в названии. Гимназия носит имя выдающегося дипломата, ученого и политика. Евгений Максимович Примаков занимал серьезные должности, но главным приоритетом для него всегда было служение стране, России, именно такими мы видим наших выпускников.
Не боимся брать молодых педагогов, которые не всегда на 100% отвечают нашим требованиям, но могут и хотят быстро учиться
Наша задача как любой сильной школы — дать ребенку разные возможности, подготовить его так, чтобы он был конкурентоспособным и имел шанс сделать любой выбор в жизни. Мы активно поддерживаем талантливых детей. Победители и призеры регионального и заключительного этапов ВсОШ учатся на средства гранта. И вектор нашей программы определен подготовкой к учебе в ведущих российских вузах.

На самом деле, во время вступительных кампаний мы слышим реальные истории родителей, выучивших старших детей в зарубежных вузах. Кто-то доволен, но часто говорят и о том, что это было ошибкой. На мой взгляд, в последние годы ситуация изменилась в лучшую для нашей страны сторону.
—  Как гимназия помогает ученикам с профориентацией?
—  Самый важный и интересный для нас профориентационный инструмент — ежегодные летние стажировки старшеклассников. Российское законодательство не предполагает прохождения практики школьниками, но реализовать задумку удалось. Дети выбирают направление и выходят «на работу» в реальные компании и структуры: МЧС, правительство Московской области, РЖД, «ВкусВилл», благотворительный фонд «Доктор Лиза», на телеканалы, радиостанции и в другие социально ответственные и дружественные организации. Они принимают участие в решении реальных задач, параллельно ведут специальные дневники стажировок. В финале этой работы ученики в присутствии руководителей компаний отчитываются о пройденных стажировках, делятся впечатлениями, корректируя выбор будущей профессии.
Интересно, что иногда гимназисты выбирают для стажировки организации, чей профиль им интересен, но совсем не близок. Например, один из наших учеников прошел практику в МЧС, хотя не планировал получать профессию в этой области. Аргументировал он свой выбор тем, что ему вряд ли еще когда-либо представится возможность так близко познакомиться с подобной работой.
Министерство будущего
—  Насколько остро перед гимназией стоит кадровый вопрос?
—  Первые два года образовательное сообщество присматривалось к нам. Сейчас людей, разделяющих наши принципы и готовых работать в гимназии, становится все больше. Мы же стараемся усиливать команду на всех уровнях и направлениях. Работаем с иностранцами — сейчас у нас преподают 35 носителей английского языка. Не боимся брать молодых учителей, которые не всегда на 100% отвечают нашим требованиям, но могут и хотят быстро учиться, готовы активно работать, азартны. Действующим сотрудникам создаем условия для повышения квалификации, взаимообучения и развития.
Первую неделю всех каникул, которые в нашей школе длятся по две недели, посвящаем взаимообучению, обмену опытом, повышению квалификации, прокачке команды. В течение учебного модуля учителя приходят на уроки коллег, а потом заполняют специальную анкету обратной связи. Даже работая в дистанционном режиме, продолжаем друг друга поддерживать, развивать и корректировать.
—  Вы вошли в оргкомитет федерального конкурса «Учитель будущего». Как должны измениться преподаватели, чтобы соответствовать требованиям времени?
—  Для меня учитель будущего по-прежнему профессиональный, широко образованный человек, любящий детей, гибкий, способный быстро принимать изменения внешней среды и перестраиваться под новые задачи.
—  Какой станет школа, если за грядущие десять лет полностью уйдет классно-урочная система?
—  Полностью вряд ли уйдет. Система будет меняться, исходя из реалий времени, модернизироваться. Мы слышим от детей, как они скучают по школе, хотят побыстрее вернуться, увидеться, обнять друг друга. Это подтверждает, что школа — не только место получения знаний, но и среда, которая развивает, учит, напитывает и воспитывает. По сути, второй дом, ведь в наших стенах ребята проводят по 10−12 часов в день. Дети растут вместе с нами, учатся дружить, борются за свои права, влюбляются, ссорятся, мирятся, взрослеют…
—  Чего вы ждете от ближайшего десятилетия в сфере образования, семьи и детства?
—  Я мечтаю о том, чтобы каждый ребенок, независимо от места проживания, статуса и дохода семьи, имел доступ к серьезному, фундаментальному образованию, к возможностям, которые дает жизнь для образованного человека. Важно, чтобы работал социальный лифт. Важно, чтобы практики лучших школ тиражировались и масштабировались максимально быстро, чтобы школы делились своим опытом честно и открыто. Мечтаю, чтобы лучшие выпускники возвращались в систему образования в качестве учителей, директоров, министров. Ведь министерство просвещения — это министерство будущего!
Дистанционное обучение в Гимназии имени Е. М. Примакова,
основные принципы
:
  • Важно не пытаться повторить стандартное офлайн-расписание. Основные уроки мы ведем на всю параллель классов.
  • Необходимо учитывать специфику предметов, нагрузку учителя при подготовке к уроку и проверке домашнего задания.
  • Имеет значение время, проведенное ребенком перед монитором компьютера.
  • Можно перевести в онлайн дополнительное образование, причем даже для таких видов спорта, как синхронное плавание. Примеры — в официальных соцсетях нашей школы.
  • Надо не терять связь с ребенком, родителем и коллективом. Нам удалось сохранить в онлайн-формате ассамблеи для учеников, классные часы, родительские собрания, встречи детей, консультации психологов, совещания сотрудников.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more