Интервью. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Экзамены с высокими ставками?
Я – против!

Люди, посвятившие жизнь внедрению высоких технологий в образование, обычно говорят лишь об однозначной пользе инновационных методов.
Однако, как выяснилось, эксперт недавней конференции EdCrunch
американка Бони Хэмилтон не принадлежит к большинству.
СПРАВКА
Бони Хэмилтон

Писатель, исследователь, консультант по образованию, автор книг по образованию.

Второе издание книги Бони Хэмилтон «Интеграция технологий в работу в классе: инструменты для удовлетворения потребностей каждого ученика» выйдет в ноябре 2018 года.

Бони получила две докторские степени в области образования: доктор педагогических наук (Университет Северного Колорадо, 2011 год) и доктор философских наук в области образования и развития человека (Университет Колорадо, Денвер, 2018 год).
Вы энтузиаст применения компьютерных технологий в школьном преподавании. На ваш взгляд, каким должен быть уровень компьютерной подготовки учителей в современном мире?
— Обучение с использованием технологий требует не только технических навыков. Учителям необходимо четкое понимание, как учащиеся усваивают знания, каким должно быть содержание обучения и как технологии способствуют развитию сотрудничества и креативности. Научиться эффективно преподавать с использованием технологий очень сложно, и немногие могут добиться успеха без наставнической поддержки со стороны опытного ментора.

Учителя должны быть готовы обучать, как сохранить безопасность, находясь в сети, как быть этичным и эффективно искать информацию в Интернете. Уже ученики начальной школы должны знать, как защитить свою частную жизнь, как избежать компьютерных вирусов и вредоносных программ и как важно хорошенько подумать, прежде чем выкладывать что-либо в сеть. Еще в детстве детям необходимо понимать: то, что выкладываешь в Интернет сейчас, может создать проблемы позже. По мере взросления учащиеся должны узнавать правила поведения в Интернете: корректно общаться с людьми по всему миру. Интернет-этика — это способность критически относиться к информации в Интернете, использовать информацию, не присваивая себе авторство, а также учитывать различные точки зрения.
Программировать в образовании
не нужно
Но все же насколько хорошо должен владеть программированием, к примеру, преподаватель литературы?
— Одно время я была учителем литературы, поэтому прекрасно представляю эту работу. И точно знаю, что она не требует знаний программирования. Скажу больше: после того как я научилась программировать, мне ни разу не пришлось использовать этот навык в образовательном процессе. Первостепенно для учителей литературы знание своего предмета и педагогики! И только потом можно вести речь об IT-инструментах.

Современные технологии способствуют развитию креативности и успешной групповой работе, помогают ученикам продемонстрировать полученные знания. К примеру, во время работы в группах они могут обсуждать пройденный материал и визуализировать в приложении результаты совместной работы. Помимо этого, учащиеся получили возможность записывать подкаст-рецензии на книги, снимать видеоадаптации коротких рассказов и устраивать онлайн-обсуждения книги с автором.

Учителям необходимо владеть инструментами, которые помогут реализовывать проекты на основе новейших технологий. Но ничего из вышеперечисленного не требует знания программирования.

Новые технологии требуют как значительного времени для освоения и тестирования, так и определенных навыков. Не становится ли это проблемой? Перед каждым учителем встает вопрос — совершенствоваться в своей профессиональной области или стараться не отстать от технических усовершенствований?
— Это сложный вопрос, но учителя сталкиваются с ним ежедневно. Преподавание — очень сложное ремесло. На мой взгляд, чтобы стать настоящим профессионалом, требуется как минимум десять лет. Я думаю, что школы ответственны за то, чтобы предоставлять учителям IT-менторов или коучей. Эти люди должны обладать искусством преподавания и отличными навыками межличностного общения.

Когда я работала координатором по информационным технологиям в начальной школе, то была наставником 22 учителей. У каждого из них был свой стиль преподавания, и моя работа заключалась в том, чтобы помочь каждому разработать уроки и проекты с использованием информационных технологий, которые бы сделали их уроки более эффективными.

Мне удалось выявить различные способы преподавания и помочь каждому из учителей разработать подходящие для них IT-проекты, которые усовершенствовали их методику преподавания.

Мои знания того, как дети воспринимают информацию, означали, что я могу найти подход к каждому ученику в школе, а их около 600! Учительница, которая не доверяла моим советам, просто не смогла расширить свою техническую базу преподавания. Но для других сотрудничество со мной позволило протестировать новинки и разработать проекты на их основе.

Однако несколько лет спустя директор школы решил назначить на должность координатора по информационным технологиям человека, не обладающего необходимыми педагогическими компетенциями. Прогресс в реализации учителями своих проектов прекратился. Учителя нуждались в непрерывном наставничестве такого человека, как я, чья единственная задача заключалась в том, чтобы помочь им интегрировать технологии в класс.

Кстати говоря, учителю необязательно использовать каждый новый IT-инструмент, который появляется в образовании. Я считаю, что сперва нужно позволить кому-то опробовать инновационную технологию и не встраивать ее в учебный процесс до тех пор, пока не будет уверенности в том, что это пойдет на пользу учащимся.

Зачастую новые технологии появляются в классе без достаточного предварительного изучения. Например, интерактивные доски — это замечательные устройства для демонстрации материала и заданий, но то, как они используются в классах сейчас, нивелирует всю возможную интерактивность. По сути, это лист с заданиями, а школьникам приходится выстраиваться в очередь, чтобы поработать. Многие проверенные приемы, такие как обработка текстов, использование рисунков, подготовка презентаций, создание видео, имеют большую ценность в образовательном процессе, нежели в сфере технологических инноваций.
Личный контакт против технологий
Как вы относитесь к МООС? Как вы думаете, этот современный тренд коснется школы или даже детского сада? Или, учитывая необходимость осознанности и серьезной мотивации, это все же больше система обучения для взрослых?
— Я бросила обучение в MOOС, поэтому мое мнение может быть немного предвзятым. Но попробовать было крайне интересно.

Я продержалась первые пять недель из восьми. Разработчики разделили нас на небольшие группы для обсуждений и проектов. Но в моей группе так никогда и не возникло ощущения общности и товарищества, где бы каждый заботился друг о друге и доверял. По этой причине, когда мы должны были отвечать друг другу на вопросы по проекту, мы были либо слишком осторожны и не говорили ничего значимого, либо слишком прямолинейны и ранили чувства друг друга.

Для меня этот опыт — отличное напоминание о различиях между обучением в классе и онлайн. В классе учитель намеренно создает атмосферу общности среди учащихся, чтобы совершенные ошибки считались возможностью для роста, а не поводом для смущения. В онлайн-образовании доверительные отношения между участниками создать намного труднее. Чтобы узнать друг друга лучше, учащимся требуются не дни, а недели. Самым успешным опыт онлайн-обучения был, когда перед началом курса мне удавалось вживую познакомиться с некоторыми участниками.

Детям, в особенности младшего возраста, необходимо выстраивать взаимоотношения с теми, с кем они обучаются. Им нужен личный контакт с учителем и одноклассниками, чтобы стимулировать мышление, рассматривать различные точки зрения и получать обратную связь, а МООС не позволяет этому личному контакту случиться. По этой причине даже многие старшеклассники, которые решили перейти на онлайн-обучение, бросают курс.
Интерактивные доски — это замечательные
устройства для демонстрации материала
и заданий, но то, как они используются
в классах сейчас, нивелирует всю возможную интерактивность
Отдельная тема — это оценка понимания, задания и экзамены. Компьютерные технологии могут помочь избавиться от субъективной составляющей? И хорошо ли это?
— В Колорадо, где я живу, студенты проходят государственное онлайн-тестирование вот уже на несколько лет. Технологии помогают сэкономить время и избежать канцелярской работы: печати, распространения, заполнения и сканирования оценочных листов. Однако такие тесты не обеспечивают справедливую оценку знаний учащихся.

К примеру, пока дети не могут печатать на компьютере так же быстро, как они пишут от руки, они теряют концентрацию и внимание, когда их просят набрать ответ на компьютере. Таким образом, то, что они пишут на компьютере, менее точно и осознанно. Это неоднократно подтверждалось исследованиями. Не так давно я столкнулась с этой же проблемой, когда собирала данные для моей диссертации. Когда учащимся нужно было печатать ответ, я всегда знала, кто из учеников закончит последним. Это были те дети, которые печатали медленно. В попытке не отставать от сверстников они всегда сдавали работы низкого качества.

Взрослым легко забыть, как сложно было научиться выбирать объекты, копировать и вставлять, рисовать на экране или перетаскивать объекты. Когда у детей недостаточно опыта в работе с технологиями, эти простые операции они не делают на автомате и поэтому не могут успешно сдать тест.

И, наконец, оценочные тесты, основанные на компьютерных технологиях, составляются людьми, которые опираются на свой личный опыт, что привносит субъективность в оценивание. Также существует очень много тонкостей при оценке знаний детей, для которых язык теста не является родным, ребят с особыми потребностями; дислексиков или учащихся с выдающимися интеллектуальными способностями.

Современные технологии позволяют как персонализировать обучение, так его и максимально стандартизировать. Какой вектор сильнее? Нужно ли соблюдать баланс и каким образом это возможно?
— Мне всегда было крайне интересно адаптивное тестирование, в котором порядок предъявления заданий (или их сложность) зависит от ответов испытуемого на предыдущие. Для учителей математики и литературы периодическое использование адаптивных тестов может быть крайне полезным. Эта разновидность оценивания позволяет отследить прогресс в обучении, тем самым помогая педагогам. Адаптивное тестирование может быть очень полезным инструментом для учителей. Я не думаю, что сейчас в ходу весь его потенциал.

Чаще всего адаптивное тестирование используется для выявления тем, которые ученику необходимо изучить. Теоретически, если ученик проработал необходимую тему, он будет готов двигаться вперед и изучать последующий материал.

Я работала с платформой онлайн-обучения на протяжении двух лет, чтобы выяснить, почему учащиеся ничего не учили, несмотря на то, что проходили все необходимые темы. Мы решили прикрепить к учащимся программы учителя, который работал как с группой, так и индивидуально, чтобы наставлять их и способствовать социальному взаимодействию. После этого успехи ребят значительно улучшились. Получать виртуальные указания было для них недостаточно, им нужны были взаимоотношения. Когда педагог замечал, что двое учеников работали над одной и той же темой, он ставил их в пару. С момента появления учителя число тех, кто бросал курс, значительно сократилось, а программа стала усваиваться эффективнее и быстрее.
Для меня стандартизация — это ужасающая
перспектива
— Нельзя использовать одинаковый подход для всех учащихся, потому что мы не можем контролировать то, что происходит с ними за пределами школы. Полученные знания становятся индивидуальными для каждого из них, так как проходят через призму личного опыта. Спросите себя, смогли бы ваши родители стандартизировать воспитательный процесс. Одинаковый ли багаж знаний у вас и ваших братьев и сестер? Если воспитание не может быть унифицированным, почему мы думаем, что обучение тысяч детей может быть таковым?
Каждой школе — по ментору
В своей педагогической практике вы наверняка встречались со стрессом перед экзаменом. Могут ли современные технологии уменьшить его эффект?
— Честно говоря, мне нравится сдавать тесты, поэтому мне незнаком предэкзаменационный стресс. Тем не менее я вырастила дочь, которая паниковала перед подготовкой к экзаменам, а также я работала со многими детьми, у которых был экстремальный уровень стресса.

На уровень дискомфорта влияет несколько факторов. Один из них — это уверенность ученика в том, что на каждый вопрос существует лишь один правильный ответ. В вопросах со множественным выбором такой ученик имеет больше шансов ошибиться. Для тех, кто боится совершать ошибки, экзамен представляет множество поводов для провала. Даже ученики, которые знают весь тестируемый материал, могут нервничать по поводу ошибок и неудач.

Другой фактор — это знание того, что составители теста намеренно прибегают к большому количеству уловок. Невнимательные ученики, а также те, кто читает поспешно, могут попадаться на вопросы, которые нужно читать внимательно и вдумчиво. К уловкам также можно отнести тестовые задания со множественным выбором, в которых присутствует несколько неверных вариантов ответов, — здесь снова требуется вдумчивое чтение. Зачастую уже двух вариантов ответа кажется достаточно, что подстегивает чувство того, что составители теста хотят тебя запутать. Еще один трюк — это тестирование общего навыка на продвинутом уровне, что дает возможность неправильно интерпретировать или понять вопрос. Нередко вопросы «проверяют» еще и работу в классе. Так, например, в тесте может использоваться слово «протагонист», тогда как во время обсуждений всегда использовался термин «главный персонаж».

Наконец, тесты охватывают невероятное количество информации из узких областей применения с очень конкретными вопросами. Вопрос о чем-то вроде дробей может охватывать очень широкий спектр знаний, поэтому тестируемый всегда рискует не знать теории, которая может потребоваться для конкретного вопроса. Знать все невозможно, особенно школьникам.

Маловероятно, что современные технологии могут уменьшить предэкзаменационный стресс. Я сомневаюсь в необходимости экзаменов с высокими ставками. Такой вид тестирования требуется лишь для некоторых профессий. Исследователи обнаружили, что корреляция между результатами экзаменов в колледже и успеваемостью студентов минимальна.
Какие образовательно-технологические новинки вам кажутся самыми интересными или перспективными для обыкновенных преподавателей?
— В отличие от многих авторов, пишущих о технологиях в образовании, я не стремлюсь исследовать каждую образовательную новинку. Недавно я была под впечатлением от потенциала программ Prism и Edji. Они позволяют ученикам выделять текст и оставлять свои комментарии прямо в pdf-файле. Учитель может дать задание и намекнуть, что необходимо выделить, а затем собрать основные моменты в единый файл для обсуждения с учениками. Эти сервисы способствуют дискуссии и позволяют визуализировать различные мнения учащихся.

Я борюсь с некоторыми онлайн-сервисами, которые подражают друг другу и конкурируют, чтобы стать самой полной и сложной платформой для управления процессом обучения. Сложность — не друг для учителя. Хотя было бы хорошо иметь все современные технологические инструменты собранными на одной платформе, цена за пользование была бы непосильна для учителя. А сложность таких платформ означает, что учитель никогда не сможет использовать все встроенные инструменты.

Как, на ваш взгляд, должен вообще быть организовать процесс знакомства преподавателей с техническими новинками?
— Прежде чем интегрировать инновации в образовательный процесс, учителям необходимо понимать, какую пользу это принесет их ученикам. Хорошо подобранные менторы, обладающие педагогическими знаниями и навыками межличностного общения в сочетании с интересом к технологиям и их пониманием, могут исследовать инновационные образовательные технологии в рамках своей работы.

Затем они могут превратить инструменты или инновации в практические идеи для классов и продать свои идеи учителям. Мы поняли, что региональная модель наставничества редко является эффективной, потому что у менторов нет времени установить доверительные отношения с коллективом учителей. Я абсолютно точно уверена, что модель использования инструментов и методов, описанная в моей первой книге «Элементарно! Интеграция технологий в школьную программу», необходимо использовать в школах для того, чтобы снять с учителей бремя изучения и погони за новыми технологиями, а также чтобы предоставить им больше времени для профессионального совершенствования.



Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: