ИНФРАСТРУКТУРА.ED-DESIGN

Долой бутафорию!

Инструменты для борьбы со скукой
Начну с главного. Хорошее школьное здание отличается от плохого не цветом стен, качеством мебели или сложностью оборудования. Главное — это ключевые ценности, «зашитые» в каждый квадратный метр. Дизайн, технологии, логика пространства, инфраструктура создают среду, которая «упаковывает» образовательные смыслы школы. Поскольку содержание, культура, ДНК у разных школ разные, то и не может быть типовых зданий, которые одинаково хороши для всех, тем более что качественная архитектура подчеркивает специфику школы и выделяет ее сильные стороны.
Елена Аралова
Генеральный директор Martela
Хаб возможностей

Школьный дизайн, кроме прочего, имеет две важные задачи. Первая: сделать так, чтобы образовательных сценариев стало больше. Этому способствуют мобильные пространства, насыщенная инфраструктура, новые функции помещений. Вторая: обеспечить комфорт. Много естественного света, свежий воздух и адекватный акустический климат — именно эти факторы сильнее других влияют на образовательный результат. Живое, разнообразное и логичное пространство позволяет физически хорошо себя ощущать в здании.

Архитектура живо приспосабливается к новым образовательным подходам. Возьмем, к примеру, проект строящейся школы в жилом комплексе «Белые ночи» (Новая Москва). Сегодня молодому человеку нужны не только бытовые навыки, базовые знания, но и профессиональные компетенции, позволяющие зарабатывать и строить карьеру, даже будучи школьником. Поэтому авторы проекта сделали ставку на профессиональные мастерские и лаборатории, позволяющие создавать исследовательские или бизнес-проекты. Получилась школа-полигон (школа «Формула», ГК «А101»).

  • Это, кстати, одна из тенденций: отказ от имитации, бутафории. Не упрощенная, а полноценная химическая лаборатория; не игровой, а профессиональный скалодром; не примитивная столярная мастерская, а центр прототипирования с 3D-принтерами и лазерными машинами. Появляются музыкальные классы, танцевальные залы, мастерские, театры. Школа превращается в хаб возможностей, где ребенок с пользой проводит время с утра до вечера.
Школьное здание, как дерево, растет, скидывает старую листву и отращивает новую

Сложная начинка школы реализовала себя и в интерьере. Здание строится по типу индустриального: бетонные стены и пол, открытые инженерные коммуникации, много стекла. Несущие конструкции и элементы здания сами по себе являются чистовыми поверхностями. Это нетипичное и, на первый взгляд, рискованное решение подкрепляет сильная аргументация.

  • Пришло время антивандальных пространств, которым не нужен ремонт, которые нельзя повредить. Отсюда клинкерный кирпич вместо покрашенных стен; деревянные поручни вместо окрашенных металлических.
  • Мы формируем очень спокойный колористический фон. Главная «валюта», с которой работает здание школы, — это внимание ребенка. Как удержать концентрацию на учебной задаче? Как бороться с отвлекающими факторами? Надо в первую очередь погасить яркость, убрать визуальные шумы, размещать наглядные материалы дозированно, не перегружать пространство.

Школа строится вокруг амфитеатра, объединенного со столовой. Так и в жизни бывает: в городе, как правило, есть главная площадь, где людям нравится собираться вместе, а вокруг этого места располагаются кафе и ресторанчики, выставочные пространства и музеи. От центра расходятся улицы — у нас это коридоры.

Школьная архитектура борется с монотонностью и однообразием, которые депрессивно влияют на психологию восприятия среды.

  • Ниши в стенах для разных типов активностей; сквозные световые проемы, позволяющие увидеть пространство с разных ракурсов; ломаные коридоры.
  • Мы ищем для проходных и неэффективных зон новые функции, сообразные возрасту детей. В коридорах младших классов можно и нужно бегать, играть в теннис или гонять в футбол. В коридорах старших классов появляются места для индивидуальной подготовки, работы с тьютором, проектных мозговых штурмов.
  • Кстати, отсутствие закутков и «аппендиксов» помогает бороться с буллингом: чем меньше слепых зон, тем слабее риск девиантного поведения.

В здании есть много странных с традиционной точки зрения мест. Учительская располагается прямо на входе. Стеклянные двери позволяют видеть все, что происходит в этой комнате.

Во входной группе есть место ожидания для родителей, где они могут выпить чаю или какао, перекусить выпечкой. Типичный класс информатики отсутствует. Его роль выполняет большой офис, как это бывает у IT-компаний.

Все более перспективными становятся пространства на стыке форматов: школьный класс\офис\библиотека\музей\уличная площадка\кафе. В этой конвергенции рождается многофункциональная и гибкая среда.

  • Занятия иностранным языком интереснее и эффективнее проходят не в классах, а в театре, на улице, в рекреациях. Библиотека также «растекается» по территории школы. Книги лежат в свободном доступе. Многие школы рассматривают буккроссинг как замену традиционному способу хранения книг.

Развернуть урок можно в коридоре, амфитеатре, столовой. Это вопрос доступных инженерных и мультимедиа-коммуникаций: есть ли возможность подключиться к розетке, управлять проектором без кабеля, раздать звук на акустические колонки с гаджета? Это опять же связано с уровнем развития технологий и не предполагает огромных инвестиций.

  • Развитие биометрических систем безопасности. Например, недорогая технология сканирования отпечатков пальцев, которая контролирует доступ в школу.
  • Энергосберегающие технологии стоят на 15−20% дороже стандартных, но в разы сокращают затраты на эксплуатацию школьного здания: сенсорные смесители, которые сами включают и выключают воду; освещение по датчикам присутствия; светильники, не работающие, если в помещении нет людей; системы контроля управления электричеством, которые сами отключают розетки, если оборудование не эксплуатируется.
Чистый холст

Группа компаний «А101» строит в Коммунарке школу с символичным названием «Холст». Важно было создать чуточку незаконченное пространство, которое продолжат оформлять уже сами дети. Эта школа имеет художественно-архитектурный уклон, так что все предпосылки к соавторству детей точно есть.

  • Школьное здание, как дерево, растет, скидывает старую листву и отращивает новую. Наша задача — заложить в архитектуру возможность менять пространство. Мы берем на вооружение инженерные решения: разборные перегородки; конструкции для сменных экспозиций; светильники, меняющие интенсивность света и цветовую температуру; поверхности стен, на которых от пола до потолка можно писать и чертить. Все это позволяет менять пространство.

В «Холсте» интерьер подстраивается под возрастные особенности детей. Малыши начальных классов овладевают техникой письма, привыкают к урокам и длительной работе за партой, поэтому им нужны одноместные устойчивые столы. Они хотят двигаться, поэтому в классах для них есть необычные игровые зоны.

Ребята чуть постарше совершенно не могут усидеть на месте, поэтому для них есть мягкий футбол и батут. В классах они работают (как стоя, так и сидя) за столами с пневматической регулировкой высоты.

В средних и старших классах отсутствует традиционная школьная мебель, зато есть пуфы, диваны и рабочие столы разных форм, которые удобно сдвигать в блоки. Это сделано для удобства работы в группах.

  • Не бывает волшебных столов и стульев, позволяющих формировать правильную осанку, держать спину. Главный закон эргономики — частая смена типов активности: поработать сидя, потом стоя, полежать, походить и т. д. Чем чаще человек меняет положение тела в течение учебного или рабочего дня, тем полезнее для его физиологии и продуктивности.
  • Растет запрос на спортивные помещения. Это ответ на малоподвижный образ жизни детей и взрослых. Хорошо, что понимание этой проблемы появилось. Сейчас мы закладываем в проекты на треть больше спортивных площадей, чем раньше.
В «Холсте» помещения с примерно одинаковым функционалом объединены в кластеры: арт-блок (изо, архитектура, макетирование, рукоделие); научная лаборатория (химия, физика, география, биология); фаблаб-центр (IT-полигон, робототехника и мастерские); медиалаборатория (графический и веб-дизайн, телестудия, студия звукозаписи). Мы верим, что в таких кластерах рождается синергия, создается платформа для междисциплинарных исследований.

Я рассказала о частных решениях, которые реализованы в двух школах. Каждое здание нуждается в собственном наборе инструментов для создания среды. Важно помнить, что школьная архитектура и дизайн могут быть интеллектуальными и гибкими, способны объединять людей. В этом и заключается магия.
Мы много двигаемся в течение дня. У нас есть уроки вроде истории или литературы, основная часть которых проходит в обсуждениях, и сидеть прямо за партой не требуется. На переменах мы лежим в коридорах на диванах и подушках. Здорово, когда место сразу объясняет, что в нем происходит. Например, в классе географии на стене нарисованы силуэты материков. В классах литературы висят постеры по мотивам произведений. Кабинет химии выглядит очень необычно — там много нестандартных помещений, и сразу понятно, что это кабинет химии. Помню, как я писала экзамены в некоторые другие школы. Они пугали меня одним своим видом. Когда ты учишься в сарае, в школу идти не хочется.
Света Королева
ученица «Новой школы»
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more