школа. алгоритм

По ступеням Блума

ШКОЛА. АЛГОРИТМ
По ступеням Блума
Команда школы «Путь к успеху» не боится инноваций. Здесь воплощены самые смелые идеи современной педагогики: персонализированное обучение, индивидуальные образовательные маршруты, обучение предпринимательству и развитие эмоционального интеллекта. Как пройти путь от концепции к контролируемой образовательной технологии, гарантировать выпускникам высокие результаты на ЕГЭ и управлять учебной мотивацией, рассказывает директор школы Алла Аргунова.
  • Алла Аргунова
    директор школы «Путь к успеху»
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — негосударственная организация

Директор — Алла Аргунова

Количество обучающихся — 223

Местонахождение — г. Москва, Новая Москва, https://school-uspeh.ru/
Школа должна измениться
Шесть лет назад я задумалась о том, что происходит в школьном образовании. На тот момент у меня была уже федеральная мебельная сеть «Белфан», и я была совладельцем консалтинговой компании в бизнес-образовании. Конечно, задаться этим вопросом меня в первую очередь подтолкнули мои дети. Трое из них были школьниками, и я хотела, чтобы к моменту выпуска они стали успешными личностями, способными реализовать себя в быстро меняющемся мире. В поисках подходящей модели образования я решила выяснить, какие образовательные тренды существуют в России и за рубежом. Оказалось, что все подходящие концепции уже разработаны, но ни в одной российской школе они так и не были должным образом воплощены. Мне стало понятно, что для формирования человека будущего, который сможет создавать инновации и развивать государственную экономическую систему, необходимо менять школьное образование. Тогда у меня родилась идея построить школу для счастливых и успешных детей, которые смогут себя эффективно реализовать в цифровой экономике.
Контролируемый результат
Нередко возникает вопрос, как человек, не связанный со сферой образования, может создать школу. Для меня этот вопрос таким образом не стоял, потому что я посмотрела на школу как на организацию и систему, которая должна давать некий результат, и обнаружила, что именно этого ракурса современному образованию и не хватает. Если школа как организация не станет эффективной, то никакого результата она никогда обществу не предъявит. Что такое эффективная и успешная организация? Во-первых, это организация, которая выдает конкретный измеримый продукт или результат. Во-вторых, у нее есть контролируемые технологии для достижения этого результата. И в-третьих, происходит грамотное управление результатом и технологиями, его обеспечивающими.
Когда есть ясный образ результата, выбраны методики и ключевой подход и сами педагоги понимают, что именно они в данный момент делают, какую технологию используют, тогда педагогический процесс становится управляемым. Это основное правило нашей команды: понимать, какого результата мы хотим, управлять этим результатом и брать за него ответственность.
Образ выпускника
Образ выпускника необходимо определить в первую очередь для того, чтобы выбрать методики и технологии обучения.

Например, если школа решила выпускать артистов, то на всех занятиях должна развиваться креативность. Нужно сделать акцент на литературу, русский язык, изучение творческих методов. А если школа намерена готовить специалистов в области IT, то приоритеты будут иными. Поменяется сам подход к обучению: все предметы, будь то русский язык, биология или математика, будут изучаться с позиций системного подхода, обязательным компонентом обучения должно стать создание цифровых инструментов, позволяющих работать с предметной областью (вычислительных программ, баз данных, интерактивных карт и схем).
Наш выпускник — это высокоэффективный лидер, реализующий себя в цифровой экономике, который уже имеет опыт профессиональных проб в бизнесе, независимый и знающий, чего он хочет. Перечень необходимых такому человеку умений и навыков мы нашли в одном из докладов Всемирного экономического форума в Давосе: эксперты форума ежегодно публикуют список ключевых компетенций будущего. К ним относится способность решать комплексные задачи, творчески мыслить, управлять людьми, работать в команде, распознавать эмоции других людей и собственные и управлять ими, формировать суждения и принимать решения, быстро переключаться с одной задачи на другую, вести переговоры. Эти навыки останутся актуальными вплоть до 2030 года.
Откуда берутся навыки
Можно ли научить человека генерировать идеи и креативно мыслить? С нашей точки зрения, ответ однозначен. Для всего есть алгоритмы. Есть классические схемы креативного мышления. Наши дети изучают как минимум девять креативных моделей для генерации нестандартных идей, в том числе методологию «ТРИЗ». Если в какой-то момент им необходимо будет найти творческое решение, то алгоритм поможет придумать идею вне зависимости от наличия вдохновения. Кроме того, постоянное применение подобных методов со временем развивает привычку мыслить творчески, даже если изначально это не было сильной стороной ученика. Потому что креативность тоже может быть навыком.
Наш выпускник — это высокоэффективный лидер и визионер в цифровой экономике
Навык — это автоматизированное действие, которое образуется путем постоянного повторения. Например, навык решения комплексных задач не складывается, если не решать регулярно комплексные задачи. Если ученик привыкает в течение 11 лет следовать указаниям учителя: куда сесть, какую страницу открыть, какое задание выполнить, у него формируется навык следования инструкции вместо навыка принимать решения и формировать суждения. Чтобы в итоге у выпускника сформировались навыки будущего, мы пересмотрели всю методическую базу и существенно изменили сам процесс обучения.
В темпе понимания
В качестве ключевого подхода и ключевой образовательной технологии мы выбрали персонализированное обучение. Хотя этот термин возник и распространился более двух десятилетий назад, данный подход до сих пор не стал частью массовой практики. Появление в школах дополнительных курсов по выбору или разноуровневого обучения — это все еще не персонализация. При персонализированном обучении на первый план выходит мыследеятельность ученика, которая у каждого разворачивается в своем темпе. Ученик приходит к пониманию того, что он изучает, на том уровне глубины и вовлечения, на котором он сейчас способен мыслить. И это абсолютно невозможно, если образовательный процесс выстроен по принципу трансляции знаний из уст в уста, как в традиционной школьной системе. Поэтому в нашей школе учитель играет роль ментора, который помогает ученику самостоятельно двигаться по пути понимания.

Внедрение персонализированного обучения неминуемо требует применения новых педагогических моделей и инструментов. Именно по этой причине оно до сих пор не получило массового распространения. Основная сложность — подготовка персонализированного образовательного маршрута для каждого ученика, чтобы он мог двигаться самостоятельно. Когда учащийся сталкивается с препятствиями, учитель должен вовремя это обнаружить и быстро помочь эти препятствия преодолеть. То есть сами занятия должны учить учиться, и обе стороны, как обучающийся, так и преподаватель, должны знать и применять эту технологию и быть способными двигаться по намеченному плану. Такой процесс формирует ключевые паттерны, необходимые для обучения в течение всей жизни, а это самый важный навык в нашем изменчивом мире.
Итак, для внедрения персонализированного обучения нам нужна была методика построения образовательных маршрутов. Мы взяли за основу давно известную педагогическую модель — таксономию Блума. Все маршруты мы классифицируем и выстраиваем с помощью этой модели, далее ученики движутся по ним со своей скоростью, а учителя — менторы — диагностируют препятствия и помогают ученикам их преодолевать. Очень важными операциями, согласно таксономии Блума, являются анализ и синтез, так как они позволяют закрепить знания и навыки. Синтез — это создание системы из полученных данных. В связи с этим обязательным элементом обучения в нашей школе является составление ментальных карт. Весь пройденный материал учащиеся схематизируют, и это позволяет им сохранить знания в долгосрочной памяти, что гарантирует успешную сдачу ОГЭ и ЕГЭ. Уже два года мы работаем по этой технологии, и она подтверждает свою эффективность: средний балл ЕГЭ по всем предметам у наших выпускников — 85. Таким образом, мы можем смело сказать, что персонализированное обучение по индивидуальным образовательным маршрутам в системе пошагового понимания дает высокие образовательные результаты.

Все учебные материалы, образовательные маршруты и ментальные карты мы выкладываем на специальную платформу, к которой у каждого ученика есть личный доступ. Каждый ученик имеет возможность обучаться удаленно и самостоятельно отмечать свое продвижение по образовательному маршруту. Это не значит, что мы целиком перешли на электронные носители: детям гораздо больше нравится заниматься по бумажным учебникам, и мы тоже их больше приветствуем.
Накопительная оценка
В рамках построения персонализированной модели обучения мы изменили также систему оценивания. Наша методика подразумевает постепенное наращивание знаний, и поурочное оценивание для этого совершенно не подходит. Кроме того, нам важна результативность, и, чтобы оценивать именно результаты обучения, мы разделили все программы на модули — завершенные тематические блоки. По завершении каждого модуля при сдаче материала ученик накапливает 100 баллов, подтверждающих, что он полноценно освоил данную тему. Впоследствии накопленные баллы переводятся в пятибалльную российскую систему.

Навыки мы оцениваем по критериальной системе. Происходит это раз в полгода, так как формирование навыка — достаточно длительный процесс. Мы смотрим, происходит ли рост тех навыков, которые мы стремимся развить, или нет, и на основании этой оценки принимаем дальнейшие решения: каких методик не хватает, как изменить процесс обучения для конкретного класса или ребенка.
Эмоциональная культура
Для того чтобы создать полноценную систему обучения, мы разработали основания собственной корпоративной культуры, ключевые политики работы в школе. Так как обучение — это процесс коммуникации, основной для нас является коммуникативная политика. У нас есть обязательное обучение технологиям и принципам общения, работе с токсичностью, развитие эмоционального интеллекта — способности распознавать эмоции и управлять ими как у себя, так и у других. Управлять эмоциями очень важно, потому что на низких эмоциональных тонах теряется эффективность обучения, так как нет продвижения в понимании. Следовательно, и педагогический коллектив, и дети должны уметь поддерживать себя в высоком эмоциональном тоне. Самый высокий эмоциональный тон — это интерес. И дети учатся его создавать и подпитывать.
Кроме того, обязательным компонентом является обучение управлению мотивацией. В основе всех алгоритмов управления мотивацией лежит один фундаментальный принцип. Главное, что влияет на мотивацию, — это понимание. Когда ученик понимает материал, он хочет продолжать его осваивать. А когда не понимает, не хочет. Для того чтобы происходило движение в понимании, должен быть правильно выстроен образовательный маршрут, или путь к достижению результата. Если ученик умеет учиться и преодолевать препятствия, если учитель-ментор умеет диагностировать эти препятствия и вовремя помочь с ними справиться, то с мотивацией все в порядке. Как только человек понимает, что он может достичь поставленной цели, он хочет большего. Это заложено в человеческой природе: каждый стремится расти сам над собой и становиться лучше.
Человек предприимчивый
Для чего мы учим предпринимательству? Начнем с того, что сейчас основное требование мира, рынка, бизнеса — это управление изменениями и инновациями. Инновации — это создание и внедрение чего-то нового. Если же мы говорим про рост экономики, то это рост добавленной стоимости.

Предпринимательство — это создание готового продукта с добавленной стоимостью, а не торговля сырьевым продуктом (например, создание и продажа готовых изделий из древесины, а не просто вырубленного леса). На самом деле инновации и добавленную стоимость создают предприниматели, именно поэтому они так востребованы в современном мире.

Чтобы формировать предпринимательское мышление, мы выделили его ключевые составляющие: навык видеть систему, видеть в ней проблемы и узкие места, влиять на нее и создавать некую ценность для людей. Способность создавать что-то ценное, то есть выстраивать систему, которая будет работать и приносить результат, — это жизненно важный навык, который пригодится человеку, даже если он не станет самостоятельным предпринимателем. Предпринимателем можно быть и внутри большой компании. Можно занимать предпринимательскую позицию в различных сферах: технологической, творческой, образовательной.
Чтобы чему-то научить детей, спроси у них как
Эта позиция требует не только сформированного мышления, но и опыта деятельности в существующих бизнес-моделях. Поэтому в нашей школе есть бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор. Бизнес-инкубатор — это студия, в которой создаются проекты, там происходит генерация и развитие идей. Бизнес-акселератор — это «гараж стартапов», в котором проекты доходят до реализации. Придумать идею и описать проект на бумаге — это еще далеко не предпринимательская позиция. Куда существеннее способность эту идею воплотить.

На текущий момент у нас более 200 проектов. Около 55 проектов появляется за год. Из них 50 доходят до MVP — минимального жизнеспособного продукта, обладающего собственной ценностью. Как правило, это либо социальный, либо коммерческий проект. В процессе его реализации создатели проекта получают ресурсы, то есть зарабатывают. Многие проекты реализуются как разовые. Но часть проектов после реализации становится действующими стартапами, которые начинают приносить постоянный ежемесячный доход.

Сейчас у нас есть девять действующих школьных стартапов с постоянным доходом. У маленьких детей это может быть сумма от 20 тысяч рублей в месяц, у старших прибыль доходит до 100 тысяч в месяц и выше. Все школьные микробизнесы построены на таких бизнес-моделях, которые не требуют длительного вовлечения ученика: временные затраты обязательно минимизированы, потому что детям нужно учиться. Однако именно благодаря учебным предпринимательским проектам у детей появляются новые амбиции. Ребята начинают понимать, что с тем уровнем знаний, который у них есть сейчас, они выше 100 тысяч не прыгнут. В этот момент возникает очень сильная мотивация получить более глубокие знания.
Сотворчество и перспективы
Часто авторские школы держатся на одном человеке и прекращают существование, если директор по каким-то причинам выходит из процесса. Мы же с самого начала поставили перед собой такую цель, как создание целостной самоподдерживающейся системы, которую можно воспроизвести.

Важно, что все эти годы систему создавали не только учителя, но и ученики. Мы совместно разрабатывали и тестировали каждую методику, а по итогам тестирования дети давали нам обратную связь и даже иногда записывали видео, чтобы передать методику другим детям. Несмотря на то, что сейчас система уже сложилась, ученики продолжают ее совершенствовать прямо в процессе обучения: они всегда готовы дать совет, как лучше работать с тем или иным материалом, что сделать, если возникают трудности. Эти советы нередко оказываются очень ценными, потому что дети анализируют ситуацию со своей точки зрения, видят узкие места и предлагают решения. Опыт комплексной работы учителей и детей позволил нам сформулировать один из наших ключевых принципов: «Чтобы чему-то научить детей, спроси у них как».

Завершив построение образовательной системы, мы отобразили ее на платформе и убедились, что она показывает хорошие результаты, а следовательно, ее можно масштабировать. Сейчас мы готовы расширять собственную сеть, открывая новые школы, и передавать наш подход как франшизу.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще