ШКОЛА. ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ

Вертикальный «Взлёт»

Как в Подмосковье работают с талантливыми детьми
С января 2019 года в структуре Областной гимназии им. Е. М. Примакова действует образовательный центр «Взлёт», созданный с целью выявления, развития и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи Московской области.

Одно из главных направлений работы центра — популяризация олимпиадного движения. Центр работает со школьниками Подмосковья, которые проявили себя на олимпиадах регионального, федерального и международного уровня. Подготовка и проведение всех интеллектуальных соревнований и конкурсов в регионе, включая этапы Всероссийской олимпиады школьников, — ответственность центра. Другое, не менее важное направление работы «Взлёта», — интенсивные профильные образовательные программы для подмосковных школьников по трем направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт». Эти программы проводятся в офлайн- и онлайн-форматах.

Среди проектов, которые уже полюбили школьники Московской области, — инженерные смены, профильные программы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по 23 школьным предметам, занятия живописью и футболом. Все программы и проекты, которые реализует центр, абсолютно бесплатны.

Чем занимается «Взлёт» и как работают с одаренными детьми в Подмосковье? На вопросы EdExpert отвечает директор Гимназии им. Е. М. Примакова, руководитель образовательного центра Майя Майсурадзе.
СПРАВКА
Майя Майсурадзе

директор Гимназии им. Е. М. Примакова, руководитель образовательного центра «Взлёт»
Как сложилось, что образовательный центр «Взлёт» было решено открыть именно на базе Областной гимназии им. Е. М. Примакова?
В начале 2019 года гимназия Примакова как флагманская школа Московской области стала оператором проведения интеллектуальных конкурсов и соревнований в регионе. Это направление надо было наращивать и серьезно усиливать. Для нашей команды это большая честь и огромная ответственность.
Важно, чтобы дети не просто занимались наукой, а выходили на серьезные результаты, интересные потенциальным работодателям
В июле прошлого года на Санкт-Петербургском экономическом форуме руководитель Образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и губернатор Московской области Андрей Воробьев подписали соглашение об открытии в Подмосковье регионального центра по модели «Сириуса». Стало понятно, что профильные программы по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт» должен взять на себя тот же центр, который занимается всеми олимпиадами. Да, и совсем недавно после широкого открытого онлайн-голосования центр получил название «Взлёт».
Как понять, что у ребенка есть одаренность? Она всегда очевидна?
Мы в своей работе исходим из того, что каждый ребенок одарен. Наша задача — выявить способности ребенка, направить его, помочь ему развить свои таланты. Мы понимаем, что одного таланта мало. Для того чтобы ребенок в будущем добился определенного успеха, ему требуются работоспособность, трудолюбие и, конечно, поддержка.
Как поддержать социализацию ребенка с выдающимися способностями? Она происходит по-особенному?
Способным детям в социальном плане часто приходится непросто. Много времени уходит на занятия в той предметной области, которая их интересует. Но ребенку мало просто быть «в предмете»: очень часто эти дети испытывают потребность находиться в среде таких же, как они.
В кругу единомышленников они друг друга мотивируют, подтягивают, заставляют находить что-то новое и интересное, увлекают друг друга… Профильные программы, которые мы проводим, это не только погружение в предмет, но и общение с такими же сильными в своем направлении ребятами. Это коммуникация, дружба, это общие интересы.

Олимпиадное сообщество — это не пустые слова, это важно, это то, что продолжается и после школы. Мы замечаем, что выпускники профильных программ часто хотят вернуться в олимпиадное движение, но уже в роли тренеров и наставников.
Как Вы выявляете одаренных детей? Используете формальные показатели, опираетесь на результаты ВсОШ, есть какие-то другие пути?
Сегодня мы опираемся на достижения ребенка на разных олимпиадах. Это Всероссийская олимпиада школьников, начиная со школьного этапа, это Подмосковная олимпиада школьников, которая учреждена в этом году. И некоторые другие: олимпиада им. Леонарда Эйлера, олимпиада им. Дж. К. Максвелла, олимпиада им. П. Л. Капицы по экспериментальной физике.

Когда мы анонсируем интенсивную профильную программу, на сайте появляется Положение, которое утверждает экспертный совет нашего центра, и в нем прописан четко определенный порядок отбора на каждую программу.
Подмосковная олимпиада школьников стартовала в августе 2020 года. Олимпиада учреждена Министерством образования Московской области, оператором олимпиады выступает образовательный центр «Взлёт». Олимпиада пройдет по 22 общеобразовательным предметам. В первой из предметных олимпиад — Комплексной олимпиаде по истории, обществознанию и праву — приняли участие 8187 школьников из Подмосковья. Ссылка на сайт центра https://olympmo.ru/
Как правильно учить одаренных: в массовой школе, в отдельных классах, в разновозрастных группах, в специальной школе?
У каждого талантливого ребенка свой путь. Важно принимать его таким, какой он есть, стараться ему помогать. Часто оказывается, что ребенок талантлив в одном направлении, а что-то другое у него не получается. Серьезная задача учителя в школе заключается в том, чтобы поддерживать ребенка, а не пытаться загнать его в стандартные рамки.
В чем состоит задача тренеров-методистов?
Тренеры-методисты — это в первую очередь наставники детей в предмете. Они занимаются с ребятами на профильных программах.

И еще одна важная задача: тренеры сборных команд Московской области остаются на связи с детьми в течение всего года, не только во время интенсивных профильных программ. У них есть общие группы, чаты, сообщества, где они поддерживают контакт с детьми, выкладывают и обсуждают новые задания.
Имеет ли Ваш центр ту или иную специфику по сравнению с подобными образовательными организациями (в частности, с центром «Сириус», по модели которого проектировался Ваш центр)?
Сегодня мы проводим программы по всем трем направлениям («Наука», «Искусство», «Спорт»). Программы по специализации «Искусство» посвящены занятиям акварельной живописью, «Спорт» — занятиям по футболу; в этом году также появилась программа по шахматам.

Направление «Наука» начиналось с программ по 23 предметам ВсОШ. В этом году мы добавили проектные программы: например, провели инженерную космическую программу с Госкорпорацией «Роскосмос» и теперь готовим проект совместно с Кружковым движением НТИ.
Выпускники профильных программ часто хотят вернуться в олимпиадное движение, но уже в роли тренеров и наставников
Ставите ли перед собой задачу ввести школьников в науку? Есть ли какие-то формы участия в науке для школьников с выдающимися способностями?
Проектные программы, которые мы начали проводить в этом году, как раз о связи с наукой и предприятиями. Важно, чтобы дети не просто занимались наукой, а выходили на серьезные результаты, интересные потенциальным работодателям (такие результаты, например, представляют на конкурсе научно-технических проектов «Большие вызовы»). В этой связи мы активно развиваем партнерскую сеть. Сегодня у центра 20 партнеров, и их количество растет.
Центр отслеживает дальнейшую судьбу выпускников?
Мы поставили перед собой такую задачу. Формируем базу данных: в какие вузы поступили наши выпускники, какие факультеты, профессии для себя выбрали. Нашим выпускникам уже сегодня мы предоставляем возможность стать тренерами, учителями, руководителями кружков.

Выпускник центра Ярослав Мухатдинов — победитель конкурса «Делаем станцию приема данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками» программы «Дежурный по планете 2019−2020», которая прошла в марте этого года. В сентябре мы пригласили его для участия в образовательной программе «Космические технологии» уже в качестве наставника.
Центр высоко ценит желание выпускников делиться опытом побед со следующим поколением и всячески поддерживает это стремление. Лейла Исмаилова, многократный призер заключительного этапа ВсОШ по французскому и английскому языкам, и Ксения Самарина, неоднократный победитель и призер заключительного этапа ВсОШ по искусству (МХК), истории и обществознанию, преподают на профильных образовательных программах регионального центра. Евгений Бойцов, победитель (золотая медаль) Международной олимпиады школьников по астрономии и астрофизике (IOAA-2019), преподает астрономию в АНОО «Физтех-лицей им. П. Л. Капицы», с 2019 года является составителем заданий и членом жюри учебно-тренировочных сборов кандидатов в сборную России на IOAA.
Какова стратегия развития центра?
Находить и поддерживать больше талантливых детей в Московской области, увеличивать количество образовательных программ, партнеров. От однократных лекций и тренингов перейти к постоянному взаимодействию, отслеживать образовательную траекторию участников (начиная со школьного этапа ВсОШ и заканчивая поступлением в вуз и трудоустройством в регионе).
Со временем у центра появится свое здание. Это будет образовательный центр с кампусом и спортивным ядром, прямо рядом с гимназией. Строительство уже началось в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Количество участников ВсОШ увеличивается год от года. Растут и другие количественные показатели, по которым оценивается работа вашего профессионального сообщества с одаренными детьми. Но есть наверняка и качественные показатели. Какие они?
Да, третий год подряд Московская область прибавляет по количеству дипломов призеров и победителей заключительного этапа ВсОШ. В 2019 году у нас было 80 призеров и победителей, в 2020-м — 91.
В этом году мы перевели в дистанционный формат школьный этап ВсОШ, провели в онлайн-формате Подмосковную олимпиаду школьников, это для нас совершенно новый опыт. Мы внимательно относимся к здоровью детей, хотим, чтобы они в любое удобное для себя время могли решать задания олимпиады, расширяем круг предметов. На сегодня зафиксировано более миллиона регистраций на школьный этап ВсОШ — это огромные цифры. Новый опыт позволит нам фиксировать цифровой след ребенка — от школьного этапа до заключительного. Муниципальный этап по ряду предметов, кстати, тоже пройдет в дистанционном формате.
С какими трудностями сталкивается профессиональное сообщество, работающее с одаренными детьми?
Нехватка квалифицированных кадров. Мы хотим, чтобы как можно больше людей умели грамотно работать с талантливыми детьми, помогали им реализовывать свои способности, достигать успеха в профессии и жизни.
Образовательный центр «Взлёт»
в интернет-пространстве:
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: