ШКОЛА. КЕЙС
Что такое House system?
Наряду с классными часами, уникальными по содержанию еженедельными ассамблеями и проектом «100 вопросов лидеру» в гимназии им. Е. М. Примакова действует система Домов (Houses).
Задача, которую в школе можно решать не только на уроках, — это развитие навыков XXI века: способности взаимодействовать, общаться в группе, совместно проектировать, проявлять творческое мышление и нестандартный подход, делать выбор, взвешивая все pro и contra.

При этом внеурочная активность становится для ребят неотъемлемой частью школьной жизни, наполняется личными смыслами, позволяет реализовать тот интеллектуальный и творческий потенциал, которому бывает тесно в узких рамках классно-урочной системы.

House system представляет собой нетрадиционный взгляд на ученическое самоуправление, а также на формирование лидерских качеств и творческую самореализацию детей. Это особая образовательная среда, которая создается в школе. Каждый ученик с 5-го по 11-й класс входит в один из четырех Домов, в течение учебного года многократно участвует в так называемых ad hoc-командах (от лат. аd hoc по случаю), создаваемых как внутри Дома, так и между Домами для решения учебных и других задач.

Основная цель House system — создание условий для развития личности, которые помогут ребенку проявлять инициативу, формировать гражданскую позицию, реализовывать творческие планы и становиться лидером.

В 2016 году гимназия имени Е. М. Примакова озвучила идею создания House system. Сейчас данная модель имеет глубокое практическое содержание и организационную структуру. Образовательные результаты House system отражаются как в показателях высокого качества обучения, так и в индикаторах, фиксирующих уровень социализации и ценности гражданского служения и волонтерства.
Как организована House system?
Ученики проголосовали и выбрали в качестве названий Домов четыре стороны света: north, south, west, east. Поступив в гимназию, каждый ребенок отправляется в один из Домов, принимает смысловое содержание атрибутики Дома: разработанные активистами девиз и герб. Гимназист включается в большую команду, которая занимается спортом, интеллектуальной деятельностью, творчеством.

Дом поддерживает раскрытие личностного потенциала каждого ребенка, его уникального внутреннего мира. Рейтинговая система оценки активностей команды мотивирует его на новые победы. Каждый ученик, проявляющий лучшие качества и способности, приносит баллы своему Дому, получает всеобщее одобрение и поддержку.

Важно, что активности детей вносятся в единую рейтинговую таблицу, где каждый балл, принесенный индивидуально или группой большой команде Дома, имеет вес. Мы сделали электронную систему учета баллов, в которой любой гимназист или родитель может оперативно посмотреть результаты. Так создается пространство здорового соперничества, мотивационное поле конкуренции. Лидеры еженедельно награждаются на ассамблеях, получают знаки отличия. Ежегодно на выпускной церемонии Дом, наиболее преуспевший в решении общешкольных вопросов и участии в приоритетных конкурсах, получает переходящий Кубок.

Спортивная активность, олимпиадное движение и участие в проектно-исследовательской деятельности расписаны строго по модулям обучения гимназистов. Каждая учебная неделя соответствует определенной тематике, носящей ценностно-смысловой характер.

Здесь есть место диалогам о научных знаниях, культуре, об истории, о здоровье, об экологии и о меценатстве. Можно инициировать выставку собственных работ или работ другого талантливого художника или юного конструктора. Дети вместе создают коллажи и плакаты, макеты и дорожные карты, разрабатывают и решают кейсы, пишут сценарии для квестов, готовят модные показы.

Все события гимназической жизни связаны между собой и через деятельность погружают ученика в культуру, формируют чувство сопричастности к любому общешкольному делу.
Последовательная смена актуальных для ребят тем дает им возможность расширить кругозор, познакомиться с новой информацией, представить практическую работу, выразить свою точку зрения, изложить в эссе взгляд на ту ли иную проблему и пути ее решения. Все это создает атмосферу диалога.

Такая образовательная среда — важное условие для развития лидерских качеств, которые ребенок успешно может проявить в междисциплинарных проектах. Кто-то преуспел в подготовке гимназического дневника для личных записей, кто-то провел экологическую акцию, кто-то придумал и реализовал сценарий занятия с малышами-дошкольниками.

Кооперация как выделенная область в House system заслуживает особенно пристального внимания. В Домах находятся ребята разных возрастов, поэтому образовательные межвозрастные практики при включении новичков в состав большой команды и дальнейшей их социализации играют очень важную роль.

Система помогает учениками реализовывать педагогические практики в отношении друг друга. Ребята могут независимо от возраста становиться наставниками, тьюторами, помощниками, организовывать творческие мастерские, выступать волонтерами.

Успешность модели подтвердили сразу две победы гимназистов в региональном чемпионате профессионального мастерства среди ребят до 16 лет World Skills Juniors. Наши ученики получили первые места в номинациях «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах».
Для чего нужны House-зоны?
Каждый Дом обустроил собственное пространство для жизни — творческие зоны, в которых комфортно работать и отдыхать, выполнять задания и общаться. Здесь все пространство работает на включение активности и инициативы.

Магнитно-маркерные стены позволяют формировать масштабные кластеры и ментальные карты, чертить и рисовать. Мягкие пуфы создают уютную обстановку, неформальную творческую атмосферу. Яркая атрибутика Дома — предмет особой гордости: белый медведь в зоне севера, дракон в зоне юга — это своеобразные символы тех личностных качеств, которые поддерживает каждый Дом. В пространстве Домов есть библиотеки, места для буккроссинга и хранения наград.

В еженедельном расписании гимназистов выделено время для встреч, обсуждения текущих вопросов, принятия важных решений. Эти пространства часто используются и на уроках, и на переменах. Здесь уютно побыть одному или пообщаться с друзьями, полистать интересный журнал или начертить план завоевания мира.
Кто управляет House system?
Конечно, система Домов была бы невозможна без опытных наставников, направляющих активность ребят, умело использующих ресурсы гимназии и самые современные педагогические инструменты. Эта команда house masters, настоящих профессионалов. Важна атмосфера доверия и поддержки, которая возникает между ребятами и наставниками, умение вдохновить. Ребенок учится ставить и решать задачи, анализировать возможности и риски, сознательно делать выбор. Мастера Домов — надежная опора в том числе и для участников олимпиадного движения, где академические успехи надежно поддержаны способностью сосредоточиться на результатах, достичь цели. Отсюда — активная учебная позиция и победы гимназистов!
Как становятся лидерами?
Развитие лидерских качеств — серьезная задача, которую успешно решают в гимназии. Система Домов является своеобразной площадкой для развития лидерского потенциала, высокого чувства ответственности за принятые решения и полученные результаты.

Ученики предлагают идеи реализации учебных задач, представляют их перед всей командой, наставниками, администрацией гимназии, аргументируют значимость предложений. Получив поддержку, они приступают к делу: проводят акцию, тематическое мероприятие, организуют встречу или мастер-класс, а затем обязательно обсуждают достигнутые результаты. Заслужив значок «Лидер недели», который присуждается лучшим из лучших еженедельно на общегимназической ассамблее, участник успешной инициативы пользуется авторитетом со стороны сверстников и взрослых.

Лидерство всегда начинается с себя, с изменения собственной мотивации и кругозора, с усилий по преобразованию какой-либо сферы обучения или социальных отношений. В диалоге, коммуникации рождается понимание, в деятельности достигается результат. Мы не сравниваем себя с другими, мы сравниваем себя с нами вчерашними. Вот это и есть школа настоящих лидеров, готовых вести за собой. Именно так House system стала для ребят целой вселенной возможностей и инициатив, мотивационной средой для каждого жителя большого Дома гимназии имени Е. М. Примакова.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: