большая перемена. лидеры

Первые среди частных

Первые среди частных
Первая частная гимназия в России — Гимназия № 1 — открылась в небольшом черноморском городе Новороссийске 30 лет назад.

Работу этой организации отметили и одобрили уже в 1995 году на заседании коллегии Министерства образования России, а в 1999-м гимназия получила грант Министерства образования за работу по всероссийской программе «Одаренные дети». Эта работа продолжается и сейчас.

Гимназия № 1 сегодня одна из крупнейших организаций частного сектора образования, и она наглядно показывает, почему важно, чтобы существовали частные школы как альтернатива государственному образованию.

Каково это — быть первыми? Рассказывает бессменный директор Татьяна Меркулова.
  • Татьяна Меркулова
    учредитель, директор Гимназии № 1 г. Новороссийска, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения СССР, обладательница медали «За заслуги в области образования», методист и учитель английского языка
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — частная

Директор — Татьяна Меркулова

Количество обучающихся — 418

Местонахождение — г. Новороссийск, https://gimn1.novorossiysk.net/
Город определяет профиль
Разумеется, не существует универсальной методички «Как организовать работу в частной школе», и да, быть первыми ответственно, непредсказуемо, сложно, но очень интересно. Многие проблемы, начиная с организации пространства и благоустройства и заканчивая выбором методик преподавания, подбором сотрудников, мы решали и решаем инновационным способом, а иногда и интуитивно. Благо коллектив еще в первые годы подобрался гармоничный, объединил самых творческих и работоспособных педагогов города: учителей с колоссальным опытом работы и совсем молодых преподавателей. И тех и других объединяла способность критически мыслить, готовность к переменам и решению нестандартных задач.

Учебный процесс в гимназии организован таким образом, что ни один из предметов не рассматривается как второстепенный, что не отменяет наличия профиля. В гимназии изучают английский, французский, немецкий языки на серьезном уровне, и филологический профиль — наша особая гордость.
Впервые в истории развития робототехники в стране мы привезли в 2018 году награду Innovate Award из США, а в 2019 году — Design Award из Китая
Это, конечно, не случайно. Задумывая школу, мы учитывали мнение и родителей, и городских предприятий, и рынка труда. Новороссийск — морской торговый центр, один из крупнейших евразийских портов, поэтому специалисты со знанием иностранных языков здесь всегда чрезвычайно востребованы — и сейчас, и тридцать лет назад.

Сегодня гимназия — лучшая языковая школа города, которая работает по современным программам филологического образования, использует самые эффективные инструменты. Точно можно сказать, что иностранный язык для нас это не самоцель, это инструмент для освоения других направлений, например инженерного образования.
В 2021 году восьмиклассник Назар Лещенко занялся разработкой модульного экоавтобуса, представил 3D-модель и прототип на Всероссийском конкурсе SK Kids Challenge в Сколково. Проект получил высокую оценку экспертного сообщества — первое место, а сам автор отправился в «Артек» на «космическую» смену.

Рассказывает Назар Лещенко: «Я разрабатывал концепт модульного автобуса будущего. Вначале начертил эскиз, создал 3D-модель в TinkerCAD, собрал прототип. Я считаю, что транспорт будущего должен быть удобен для всех, поэтому в нем предусмотрены места для инвалидов, детских колясок, а также полки для багажа. Особое внимание я обратил на проработку автоматизации и обеспечение комфорта для пассажиров. Мне понравилось представлять мою работу на таком серьезном мероприятии, и я рад получить такое признание».
С 2017 года гимназия стала региональной инновационной площадкой в сфере инженерного образования. Мы обобщили в этом формате опыт сотрудничества клуба робототехники гимназии с зарубежными партнерами, провели вебинары, мастер-классы и конференцию для педагогов Краснодарского края.

В какой-то момент стало понятно, что имеет смысл рассказывать о своей работе. Тогда мы опубликовали учебно-практическое пособие по робототехнике на английском языке «От модели до презентации» (Елена Несветаева, Максим Темирханов), а также представили этот опыт в публикации «Учительской газеты».

На основе интеграции двух предметных областей — робототехники и иностранного языка — за три года удалось существенно повысить мотивацию учеников к выбору технических специальностей и развить их коммуникативные компетенции. Предметы инженерной направленности стали пользоваться особой популярностью, а количество выпускников, поступающих в ведущие технические вузы страны, увеличилось.
Гимназия и до этого была одним из лидеров региона в олимпиадном движении, были ежегодные победы во Всероссийской олимпиаде школьников на всех уровнях, включая заключительный этап. По мере развития инновационной площадки появились и другие достижения. Например, победы в соревнованиях WorldSkills: гимназисты стали золотыми медалистами в 2017 и 2019 гг.

Этот опыт вдохновил на появление в гимназии нового соревновательного направления в робототехнике — VEX IQ Challenge. Трижды наши команды участвовали в чемпионатах мира по этому направлению как лучшие команды Российской Федерации, и впервые в истории развития робототехники в стране мы привезли в 2018 году награду Innovate Award из США, а в 2019 году — Design Award из Китая.

Новые течения, новейшие педагогические средства, как мы видим, вполне согласуются с принципами русской классической школы, гуманистической педагогики и психологии — это уважение к личности ученика, стремление учитывать его индивидуальные возможности и потребности, развивать познавательные и творческие способности. Эти принципы мы воспринимаем как опору в своей работе.
Наставники
В 2020 году Гимназия № 1 стала участником Всероссийского конкурса «Большая перемена» президентской платформы «Россия — страна возможностей», и она уже два года подряд возглавляет топ-20 и топ-30 лучших школ России по результатам конкурса.

«Большая перемена» действительно принесла изменения в жизнь гимназии, определилось новое направление работы для каждого педагога — возник институт наставничества.

Этот институт для гимназии новый, как для многих других школ, поэтому наши педагоги стали разрабатывать собственные методики сопровождения конкурсантов, основываясь на последних достижениях педагогики и психологии и современных практиках личностного развития. В результате они создали уникальную систему работы с учениками, которые решили участвовать в «Большой перемене». Эта система предполагает, что дети в течение всего года участвуют в тренингах, в работе клуба и в уроках «Большой перемены», разбирают кейсовые задания; победители прошлых лет встречаются с новичками, чтобы передать опыт.
Сложилось сообщество педагогов-наставников, которое меняет абсолютно весь педагогический коллектив, профессиональная жизнь активизируется, идет обмен опытом, педагоги присоединяются к профессиональным фестивалям и едут на конкурсы. Так, в этом году одна команда педагогов гимназии победила в полуфинале конкурса «Флагманы образования. Школа», другая стала финалистом конкурса «Команда большой страны», есть и команда — победитель конкурса «Урок для учителя» (Высшая школа экономики, школа «Летово»).
Настоящее воспитание
Несколько лет назад правительство разработало Стратегию развития воспитания в школе до 2025 года. Еще до этого, в 2020 году, появилась идея изменить систему воспитательной работы в школе. На этот счет вообще возникает много инициатив сверху.

В любом случае нам в гимназии ничего особенно менять не приходится, потому что уже много лет действует своя система воспитательной работы, соединяющая лучшие традиции и новаторский подход.

В гимназии представлены все классические направления воспитательной работы. Много лет работает театр иностранных языков «Арт-палитра», изостудия «Акварель» проводит выставки, действует музыкальная студия, где гимназисты осваивают курс музыкальной школы, вокальная студия и ансамбль «Фестиваль». Хор «Поющие голоса» отмечен на городском и всероссийском уровнях.

Новаторство заключается в том, что традиционные мероприятия охватывают всех гимназистов: они имеют общую цель, но индивидуальное видение решения. Так обеспечивается личностный рост каждого ребенка.

Особенно важен для всех нас, и гимназистов, и педагогов, многолетний проект «Письма 41 года», в котором ребята из поколения в поколение рассказывают о судьбах родных — участников Великой Отечественной войны.
«Большая перемена» действительно принесла изменения в жизнь гимназии — возник институт наставничества
Гимназистка Таня Мурашкина 15 лет назад писала о своем прадеде Федоре Алексеевиче Меркулове, а сейчас ее дочь Розалина с гордостью делится семейной историей со своими одноклассниками. Максим Темирханов когда-то рассказывал о своем дедушке Авете Арташесовиче Габриэляне, а сегодня Анна Малинина, его дочь, несет портрет прадеда в Бессмертном полку.

Но, конечно, дополнительное образование — это не только уникальные проекты, особые наши гимназические традиции, но и обычные классные часы, родительские собрания, индивидуальные беседы с учащимися и профилактика правонарушений. Этим, вероятно, никого не удивить, но именно на таких привычных делах и строится настоящее воспитание.
Начало рефлексии
«Письма 41 года» — не единственный гимназический проект с большой историей. Уже 15 лет ведет поисковую работу патриотический клуб «Малоземелец». Клуб собрал за это время уникальные материалы — свидетельства общей героической истории многонациональной армии в годы Великой Отечественной войны, и ежегодно фонд пополняется новыми документами.

Результаты этой работы представлены в одном из залов музея — «В борьбе против фашизма мы были вместе». Экспозиция посвящена Герою Советского Союза Унану Аветисяну, который повторил подвиг Александра Матросова. Каждый год 16 сентября участники клуба поднимаются к месту гибели героя для торжественного митинга памяти, а в течение года поддерживают связь с родственниками Унана Аветисяна, погранзаставой, носящей его имя.
Рассказывает одиннадцатиклассник президент школьного самоуправления, участник клуба Давид Алексьян:

«Совсем недавно администрация Новороссийска пригласила наш клуб „Малоземелец“ присоединиться к международной видеоконференции „Подвиги прошлого и настоящего“. Участники были из четырех стран: России, Белоруссии, Армении и Ливана. Я и шестиклассник, участник клуба, выступили с докладами о подвигах героев У. М. Аветисяна (1943 г.) и А. А. Суховицкого (2022 г.). Мы гордимся тем, что смогли рассказать об этих людях на нескольких языках, и встречали наш рассказ очень тепло».
На самом деле, это нечто большее, чем историко-патриотический клуб. Это общественное движение педагогов, школьной молодежи, родителей, их взаимодействие с местными органами власти и учреждениями социальной сферы. Одновременно это движение детской дипломатии и молодежного парламентаризма, смысл которого в укреплении мира и толерантности. Участники движения — 26 образовательных организаций из 22 городов и восьми стран.

Организационные формы разнообразны: слеты, форумы, встречи, обмены, конкурсы и телемосты. Например, в июне команда гимназии вернулась со слета городов-героев в Бресте. Суть же — в гражданско-патриотическом воспитании школьников, изучении истории Великой Отечественной войны, сохранении памяти о событиях общей истории народов мира.
Человек и история
Если будете в Новороссийске, заходите в музей Гимназии № 1 — он открыт для посещения, и здесь есть что посмотреть. В фондах музея более 800 единиц хранения, среди которых реликвии, фотографии, письма, связанные с жизнью новороссийцев, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, знамена, награды, вооружение, предметы обмундирования и снаряжения отечественных Вооруженных сил и армий других государств.

Педагогический коллектив, родители, ученики все вместе работают над подготовкой экспозиций и сотрудничают с другими профильными организациями: с музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, с краеведческими музеями Новороссийска, Ставрополя, Центральным архивом Вооруженных сил Подольска, поисковым отрядом «Плацдарм», музеями школ городов-героев — участников «Академии детской дипломатии», международным миротворческим движением «Школы мира».

Экскурсоводы в музее — сами дети. На нескольких языках они рассказывают гостям об истории города-героя и о его выдающихся жителях. Эта связь истории народа с историей каждой отдельной семьи и человека, наверное, и есть основа подлинного патриотизма. Ведь чувство любви к Родине — это не парадное знамя, которое достают по случаю. Это естественное состояние, и, прежде всего, неравнодушие, желание помочь ближнему.
Дополнительное образование — это не только уникальные проекты, особые гимназические традиции, но и обычные классные часы, родительские собрания, индивидуальные беседы. На таких привычных делах и строится настоящее воспитание
Музей — это способ сохранения исторической памяти, но не архаика, поэтому вполне уместны там и новые формы работы, например проектная деятельность.

Экспозиция «Письма 41 года» — это результат одноименного школьного проекта «Письма с фронта», созданного гимназистами, родственники которых воевали на фронтах Великой Отечественной войны, приближали победу в тылу. В каждом из них своя история: кто-то встретил войну в июне 1941 года в Брестской крепости, кто-то форсировал Днепр, кто-то дошел до Берлина, кто-то стоял у станка и выпускал знаменитые «катюши», а кто-то пропал без вести…

В музее есть без преувеличения уникальные материалы, и это результат поисково-исследовательской деятельности школьников. Это, например, материалы о Героях Советского Союза Леониде Севрюкове, Гусейне Гусейнове, Унане Аветисяне, отдавших жизни за свободу и независимость нашей Родины.
Почувствовать путь
Нас часто спрашивают о будущем, о том, какие направления роста мы видим для себя. Не очень благодарное занятие — строить долгосрочные перспективы в современном стремительно меняющемся мире, стараясь предугадать, по какому пути пойдет образование.

Но мы точно знаем, что готовы откликнуться на любое интересное и нужное для образования решение. И не только реализовать его, но и, во многом переосмыслив, найти наиболее подходящий для частной школы путь.

Для этого у нас есть все необходимые условия: администрация школы, настроенная на внедрение самых современных технологий, высокопрофессиональный педагогический коллектив и поддержка родителей, доверяющих нашей гимназии самое дорогое.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще