школа. соцсеть

Когда пост завирусился

школа. соцсеть
Когда пост завирусился
Однажды, глядя на фотографии красивой еды и отпускников на море в дружеских аккаунтах, учительница рязанской школы Татьяна Голощапова тоже решила выложить пост о том, что ее окружает, — это была работа.

Так началась история учителя-блогера, который меняет классический образ педагога в общественном сознании и находит новые дороги к своей аудитории — детям, родителям, учителям.
  • Татьяна Голощапова
    учительница рязанской школы
Каждый учитель немножко блогер
Выкладывая свой первый пост — фото с ребятами, для которых я была классным руководителем, я совсем не думала о том, чтобы развивать блог, просто хотелось поделиться эмоциями. Неожиданно публикация вызвала отклик, посыпались вопросы. Каково быть классным руководителем? Тяжело ли работать в школе после университета? И все в таком роде. Я отвечала, делилась историями из школьной жизни и сама не заметила, как пост завирусился, а подписчиков значительно прибавилось.

Сначала я испугалась. Тогда, в 2014-м, про учителей-блогеров еще никто не слышал, непонятно было, как отнесутся к этому родители, коллеги, администрация школы. Чувствовалось, что общество не готово к выходу учителя в социальные сети, к тому, чтобы он раскрылся не только в профессиональной роли, но и как личность.
Блог — это комьюнити, где у вас есть общие темы и общие боли, и это своего рода терапия
На самом деле блог позволяет говорить о ценностях. Когда учитель рассказывает, как можно и как нельзя, стоя у доски, это, конечно, воспринимается как крайнее занудство. То же самое высказывание в режиме персональной истории, рассказанной через соцсеть, — совсем другое. Блог — всегда личное, но это не значит, что мы стремимся быть на одной волне с детьми. Это и невозможно, а вот налет авторитарности в общении растворяется.

Тем временем посты продолжали набирать популярность, меня быстро нашли в сети как мои ученики, так и их родители. Увидев, что в блоге позитивный контент и яркие моменты из жизни класса, родители перестали тревожиться, стали интересоваться нашей внутренней преподавательской кухней. С учениками было еще проще: я быстро поняла, как использовать их внимание в образовательных целях, и вот уже мы все вместе идем на невероятно интересную экскурсию в музей. Сработала моя реклама в одном из постов.
Мне все больше нравилось делиться историями о том, как живет наш класс. Оказалось, что ведение блога — это больше работа, чем хобби. Но платят за эту работу не рублями, а новыми людьми, навыками общения, вдохновением, советами более опытных коллег. В какой-то момент я подумала: «А ведь каждый учитель в какой-то степени блогер. Просто наша аудитория сидит прямо перед нами за партами».
О чем писать
Есть экспертные блоги в предметных областях, которые рассказывают об истории, или о правилах русского языка, или о том, как вы учите детей считать в начальной школе. Все зависит от цели и личного интереса.

Блог — это комьюнити, где у вас есть общие темы и общие боли, и это своего рода терапия — можно поговорить о наболевшем, сообща найти решение, получить широкий взгляд на проблему, с которой вы обратились к профессиональному сообществу, во многих случаях и конструктивный совет, а также поддержку.
Нельзя сказать, что тот или иной контент обязательно принесет медийный успех. Нужно найти, конечно же, то, что вам самому интересно, а не то, что полезно, но вы это не практикуете. Позитивное содержание и вдумчивый тон общения означают, что ваш блог будет дольше развиваться. Негативный контент дает больший отклик, к такому посту комментарии напишут все. Но надо понимать, чего вы хотите, когда выходите в сеть с таким контентом: внимания, поддержки, сочувствия? Я в своем блоге могу рассказывать о неоднозначных ситуациях, но с чувством такта в порядке рассуждения. Рафинированно позитивный контент, прилизанная реальность в вашем блоге тоже никому не интересны. Что-то наподобие: «У меня сегодня 46 тетрадей, как это славно — заняться сейчас их проверкой!» Лучше по-другому: «У меня сегодня 46 тетрадей. А как справляетесь вы?»

Будет непросто, особенно когда вы уже набрали аудиторию. Придется выкладываться эмоционально, научиться грамотно выстраивать личные границы, следить за новостями и трендами. Но если у вас есть идея, с кем и о чем вы хотите говорить в своем блоге, то точно стоит попробовать. Делитесь увлечениями, любимой музыкой, прочитанными книгами — разрушайте сформировавшийся образ далекого и спрятавшегося в школе педагога!
Лекарство от выгорания
Мой блог ориентирован на молодых учителей, а также в значительной степени он для тех учителей, которые почувствовали выгорание. Любимая работа — это прекрасно, но мы не можем быть поглощены одной только работой. У меня был такой период, тогда хотелось бросить школу, потому что ответа на вопрос «а что у меня есть, кроме работы?» не было. Я понимаю учителей, которые находятся в растерянности: я всю жизнь положила на эту работу, а теперь никакого признания и чувства удовлетворенности. Скажу так: есть баланс между получением удовольствия от работы и от собственного развития. Если это есть, то лучше будет всем, а в работу придет новое содержание: больше механик, больше эксперимента, больше жизненных историй.

Поэтому на своих встречах с учителями и в блоге я рассказываю, какие есть возможности, программы, события, где можно участвовать. Молодым учителям стараюсь показать профессию и образ учителя в неожиданном ракурсе. Это важно, поскольку даже в педвузе сейчас распространено представление о том, что быть учителем — это не самая интересная работа.

Совмещение учительства с ведением блога привело меня к популярной теме развития личного бренда, который, если сказать коротко, стоит на трех китах: репутации, популярности и профессионализме. Блог — это способ создания и развития личного бренда, точка сборки трех составляющих: вы взращиваете собственную узнаваемость, обогащаете экспертность, поддерживаете репутацию в глазах профессионального сообщества.
Как это работает? Например, вы снимаете с разрешения детей и родителей, что происходит на ваших уроках, мероприятиях, и выкладываете в блог. Родителям приятно смотреть на своих детей, и традиционный детский фокус «она нам ничего не объясняла» и «ничего-то мы на уроке не делали» уже не пройдет: родители гораздо больше знают о том, что вы делали. Увеличивается количество каналов коммуникации и плотность общения между вами, родителями и детьми, рождается доверие.

Педагогов в соцсетях становится все больше. А в прошлом году появился совет учителей-блогеров — 26 педагогов из разных регионов были отобраны на конкурсной основе. Совет старается открыто рассказывать о реальном положении дел в школе профильному министерству, быть посреднической инстанцией в коммуникации между ним и учительским сообществом. Настроить эту коммуникацию удается в значительной степени, хотя отношения между советом и министерством еще только формируются.
Совет
Большинство членов совета были знакомы задолго до его создания и стали одними из первых учителей, появившихся в социальных сетях. Я с удовольствием слежу за своими коллегами из совета. Александр Оджо из Зеленограда увлекательно и простым языком рассказывает об истории. В блоге Екатерины Тихоновой, кажется, все темы, какие только могут быть интересны учителю, пропущенные через личное восприятие. Галина Баранова из Калуги внедряет новое в систему СПО. Медийная деятельность этих людей может послужить источником вдохновения для любого начинающего блогера, главное — не копировать.

Теперь мы постоянно общаемся в специальном чате, встречаемся на мероприятиях, пишем, если в каких-то из инициатив членов совета требуется наше участие. Каждый работает над той темой, которая ему ближе, в составе команды. Направлений много: взаимодействие со школами Донбасса, развитие инклюзивного пространства школ, дошкольные практики воспитания, этический кодекс педагога.

Инициатива, которую я сейчас продвигаю в родном регионе, — создание региональных советов учителей-блогеров. Это, как мне кажется, необходимое третье звено в связке министерство — совет учителей федерального уровня. Такие объединения уже есть в Чувашии, в Калуге, в Ярославле, надеюсь, появится и в Рязани.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще