ДЕТИ. СРЕДА

Игра как пространство важных привычек

ДЕТИ. СРЕДА
Игра как пространство важных привычек
Компания «Бабашки», созданная Сергеем Плахотниковым и Антоном Ивановым, производит многофункциональные образовательные среды. Это среды пространственного моделирования для детского сада и рекреаций начальной школы, это мобильный конструктор для продуктивной прогулки детей в саду и школе и это, наконец, физкультурные комплексы Сергея Реутского.

Все эти инструменты работы с пространством объединяет идея целостного понимания ребенка, расширения его возможностей через творчество, общение и движение. Методики работы с многофункциональными средами направлены на развитие у детей осмысленного отношения к времени, пространству, тексту, отношениям и собственным возможностям.
Сергей Плахотников
педагог, психолог, эксперт по дошкольному образованию, генеральный директор компании «Бабашки»
Превращения вещей

Педагоги, которые имеют возможность подолгу наблюдать за детьми, играющими в правильно организованной среде, отмечают ряд важных особенностей в их поведении:

  • дети действуют на основе правил, договоров и собственных решений;
  • они часто импровизируют, находя выход из затруднений;
  • они часто сосредоточены и могут подолгу выполнять автоматические действия по собственному желанию;
  • они позитивно настроены и оптимистичны.

Кроме того, детская игра радикально меняет пространство, оно трансформируется под игровые задачи, многие вещи теряют общепринятые значения и наделяются детьми новыми смыслами.
Методики работы с многофункциональными средами направлены на развитие у детей осмысленного отношения к времени, пространству, тексту, отношениям и собственным возможностям
Детские постройки, созданные из подручного материала, вызывают восхищение: все в них наполнено смыслом и уникальными значениями. Дети создают пространства для жизни в игре. При этом они могут строить в разных масштабах и под разные игровые задачи. С одной стороны, это постройки для режиссерской и ролевой игры, а с другой, это собственноручно созданные препятствия, которые интересно преодолевать, двигаясь по выбранной траектории.

Есть еще один существенный признак игры, связанный с активным освоением пространства, — это продуктивность. Дошкольники, создавая объекты, вовлекают в свою игру других детей. Получается, что продукт их деятельности приобретает общественный характер для того сообщества, в котором они живут и общаются, будь то детский сад или дворовые территории. Дети привыкают быть значимыми и востребованными, учатся благодарности за помощь и подсказку, привыкают осознавать свои потребности и придумывать пути их реализации.

Мы создаем такие пространства, в которых ребенок может ощутить собственную продуктивность и признание со стороны других детей. Эти пространства обладают тремя важными свойствами:

  • многообразие содержания;
  • однородность форм;
  • избыточность объектов.

Обычный деревянный блок в руках ребенка может превратиться в автомобиль, кусок мыла, смартфон, утюг или обувную щетку… Бесконечный ряд игровых задач и возможных образов, личный опыт и работа воображения позволяют детям «превращать» обыденные предметы практически в любые другие, нужные для игры. Если же мы предлагаем детям игрушки с завершенным детализированным образом, то работа воображения переходит в план сюжета либо вовсе останавливается. Часто потребность в обладании игрушкой останавливает творческую работу, приводя исключительно к накоплению и примитивным манипуляциям.
Дети могут наделять своеобразными смыслами не только деревянные блоки, плашки, кубики, ткани или ленты. Они так же творчески осваивают мобильные конструкции типа стремянок, трапов и иных больших форм, из которых можно создавать укрытия, модели всевозможных объектов, траектории путешествий и разнообразные препятствия.

Важна определенная однородность форм предлагаемых объектов. Даже чтобы построить шалаш в лесу, мы ищем примерно одинаковые шесты и лапник примерно одного объема — так проще. Также, например, разноцветные пробки от бутылок, сваленные в кучу, не будят детское воображение. Но если их разложить по цвету, то однородность материала не просто очаровывает детей, но побуждает к творчеству.

Материала должно быть много — в этом случае легче разрешаются конфликты между младшими детьми, а работа воображения стимулируется избытком, а не дефицитом необходимых форм. Когда материала много, продуктивнее развиваются отношения, разногласия не доходят до позиционных противостояний по типу «я первый взял». Конфликты в этом случае более содержательные, деловые и приводят участников к новым решениям и идеям.
Удвоение мира
Многофункциональные среды побуждают ребенка к экспериментированию и удвоению мира, созданию моделей. Исследователь и психолог Николай Николаевич Поддьяков отмечает: «…деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования, но затем приобретает статус второй ведущей деятельности». Это важное положение указывает на особую ответственность взрослых за создание правильных образовательных сред, в которых ребенок самостоятельно мог бы исследовать свои возможности, свойства предметов, создавая модели тех объектов, которые его заинтересовали. Подлинная развивающая среда побуждает детей к эксперименту в разных областях.

В одном из детских садов Санкт-Петербурга более 40 воспитателей в течение часа наблюдали игру шестилетних детей с бабашками, нашим ростовым конструктором. Дети полгода регулярно играли в многофункциональной среде. При этом соблюдался ряд важных организационных моментов — от приветствия до объединения в команды, обмена детскими представлениями по актуальной теме, договоров, хождения в гости, уборки и взаимной благодарности. Мы спросили у педагогов, какие привычки (умения) они наблюдали у большинства детей, и получили следующий список:

  • поддерживают друг друга словом и делом;
  • просят друг у друга помощи;
  • договариваются прежде совершения действия;
  • принимают помощь;
  • не теряют рабочего настроя из-за конфликта;
  • благодарят;
  • интересуются работой других детей;
  • отслеживают время при помощи песочных часов;
  • охотно убирают за собой;
  • доверяют взрослым;
  • распределяют силы, экономят их.
Работа с многофункциональными средами позволяет педагогам концентрировать внимание на поведении детей и отмечать динамику развития мягких навыков, продуктивных моделей поведения, приобретающих характер привычки.

Психолог и создатель ровеснической педагогики Евгений Евгеньевич Шулешко отмечает: «Привычка, умение складываются довольно долго. (Надолго и сохраняются.) Для них требуется по-настоящему многократное повторение в течение полугода, года, иногда двух лет, постоянное возникновение данного рода деятельности в новом контексте, в новом сочетании ситуаций… Умение приходит не через ограничение своих возможностей, „отклоняющихся“ от образца, а в поиске способа оригинального „прилаживания“ своих способностей к представленному живому образу грамотно действующего лица.
На наш взгляд, вообще механическая работа над навыками противопоказана большинству детей».

Добавим, что в ближайший месяц выходит наша книга «Школа диалога с препятствием. Как в движении рождается личность». Это руководство для педагогов, которые работают в сложноорганизованных многофункциональных средах. В частности, речь идет о физкультурных комплексах Сергея Реутского и практике продуктивной прогулки.

Александр Григорьевич Асмолов написал про эту книгу: «Меня особенно вдохновил эпиграф к одному из разделов книги, построенный на игре слов „безопасность" и „вариативность": „Чем выше безопасность, тем меньше вариативность — чем больше вариативность, тем выше безопасность". Эта фраза особенно греет мое сердце потому, что я непрестанно говорю и доказываю: школа должна быть школой вариативности; школа должна быть школой неопределенности; школа должна быть школой раскрытия и расширения возможностей личности ребенка».

«Школа диалога с препятствием. Как в движении рождается личность»
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще