школа. инновации

Хорошая школа между софтом и хардом

Хорошая школа между софтом и хардом
Открытое атриумное пространство, парящие в воздухе лестницы, минималистичные интерьеры и трансформируемые формы — инновационный облик Хорошколы узнаваем.

Новизна здесь не только в форме, но и в области смыслов. Обдуманные и мотивированные новшества возможны в образовании, одной из самых консервативных, как считается, социальных сфер.
  • Дмитрий Лихачев
    директор Хорошколы
Тип образовательной организации — общеобразовательная организация

Форма собственности — частная

Директор — Дмитрий Лихачев

Количество обучающихся — 1021

Местонахождение — г. Москва, http://khoroshkola.ru/
Мотивация как ключ
Что чувствует школьник в этих интерьерах будущего? Вероятно, они до некоторой степени шокируют и вызывают желание понять, зачем все это. Планетарий — просто чтобы посмотреть кино на сферическом экране или за этим есть еще что-то интересное?

Мотивация — ключевая сфера в школьном образовании, считают в Хорошколе. Среда должна мотивировать, и ребенку должно хотеться в школу. Особая организация пространства — один из способов это желание зажечь.
У детей в Хорошколе большая, чем это привычно, степень свободы, и особое значение придается возможности выбора
Первая встреча будущего хорошкольника и его семьи с педагогами (ее называют образовательным знакомством) тоже нестандартна. Цель не только выявить академический уровень ребенка, но и понять: такую ли школу ищут родители? Дело в том, что у детей в Хорошколе большая, чем это привычно, степень свободы, и особое значение придается возможности выбора. Нужна готовность родителей быть с педагогами и с ребенком в контакте, готовность к тому, что на пути персонализации образования есть не только достижения, но и трудности.

 — Кому-то это может показаться пугающим: уж лучше, что называется, вы нас за руку проведите по этому пути, — рассказывает директор Хорошколы Дмитрий Лихачев. — Тут уместно спросить: кто во взрослой жизни приведет человека за руку к успеху? Ведь, если ты зашел в тупик, надо иметь внутренний ресурс и навык из этого тупика выходить.
Soft через hard, hard через soft
— Когда нас спрашивают: «Хорошкола — это про что?» — я отвечаю: «Про возможности». Нам важно быть школой для всех: для творцов, для ученых, для будущих общественных деятелей, гуманитариев и IT-специалистов, — поясняет директор. — Это означает, что в ответ на потребность ребенка в развитии, реализации себя мы создаем максимальные возможности для этого. Поэтому важно не замыкаться в том или ином профиле — в разумных пределах и без утраты фундаментальности образования.

О смене фокуса с предметности на развитие навыков говорят уже давно и в академической науке, и в школьной практике. ФГОС включает понятие гибких навыков в виде личностных результатов, компетенций.

В Хорошколе эту базовую идею описывают с помощью формулы: soft через hard, и hard через soft. Предметная подготовка — не только цель, но и средство для формирования жизненных навыков. И наоборот, овладев набором навыков, человек становится более успешным в предметном обучении.
Наверное, каждый учитель в той или иной степени занимается развитием гибких навыков. Но в Хорошколе это фокус образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, и есть программное сопровождение этого процесса, поэтому эффект выражен значительно.

Второй важный для нас тезис — о возможности выбора, поскольку именно это движущая сила и ресурс для развития ребенка. Разумеется, речь идет не о предпочтениях на уровне «хочу/не хочу», а о практике осознанного и ответственного выбора. Так формируется навык life-long learning как следствие опыта осознанного выбора собственного пути.

Итак, во-первых, выбор, во-вторых, возможности, и, наконец, персонализация, понимаемая как обеспечение осознанной субъектной позиции ребенка в формировании собственного образовательного пути.
Персональный трек
Персонализацию не стоит путать с индивидуальным подходом — это разные вещи. Индивидуальный подход учитывает способности и особенности конкретного ребенка. Это уже вполне реальность образования российской школы. А персонализация ставит ребенка в позицию автора своего образовательного пути.

Персонализация предполагает, что школа формирует поле возможностей, поддерживает рефлексию и навигацию ребенка в этом поле, определяя вместе с ним маршрут, в том числе в рамках отдельного предмета — в виде персонального трека.

 — Оставаясь в пределах ФГОС, мы формируем образовательный трек, персонализируя образовательную программу в соответствии с локальными целями, для этого можно использовать разные инструменты, — поясняет Дмитрий Лихачев. — Учебный материал мы делим на несколько уровней — от базового, на котором ребенок действует на уровне «запомнил, повторил, применил», до высокого, когда освоены операции анализа, синтеза, развивается экспертная позиция, ребенок решает комплексные задачи, действует в проектной логике.
На определенном возрастном этапе ученик самостоятельно выбирает уровень освоения предмета целиком или отдельных учебных тем в течение года. Подчеркну, что это право выбора ребенка. Таким образом формируется профиль. Это одновременно карта способностей, интересов ребенка. На основании профиля по мере приближения к старшей школе можно мотивированно обсуждать выбор ребенка, и не только с ним самим, но и с родителями. Их осознанность в образовательном процессе не менее важна.

Конечно, в 5−6-х классах ученику не дается возможность, например, изучать математику исключительно на базовом уровне, потому что она ему не нравится. Определенное стандартом содержание образования осваивает каждый. Но пространство выбора расширяется по мере взросления ребенка. Восьмой класс — это точка, по нашим наблюдениям, когда уже возможен осознанный выбор. В этот же момент начинается предпрофильная подготовка по принципу «базовая программа + углубленное изучение выбранных предметов». На этом этапе можно безболезненно пробовать себя в разных областях. Следующий этап, профильное обучение в 10−11-х классах, предполагает интенсивное изучение профильного предмета уже вместо некоторых других. Мерилом успешности этой модели выступает частота смен профилей старшеклассниками. У нас этот показатель крайне низок.
Вместо урока
В Хорошколе классно-урочная система, есть расписание, ежегодный образовательный цикл, учителя и кабинеты, хотя и не очень похожие на традиционные. Но ключевая единица процесса не урок, а учебная тема.

 — Изучение каждой темы в среднем занимает две недели, и в этот период можно выбирать режим выполнения заданий. Вначале ребенок видит полный объем заданий и далее учится распределять так свое время, чтобы решить все задачи. За соблюдением дедлайна при такой системе, конечно, надо очень тщательно следить.

При тематическом подходе исчезает еще один «ненавистный» атрибут — домашнее задание, которое необходимо выполнить именно к следующему уроку. Ученик сам в состоянии регулировать свою работу, он может делать понемногу каждый день или оставить какой-то объем на выходные, главное — уложиться в сроки темы.
Ключевая единица процесса не урок, а учебная тема
Естественно, роль тьюторов и поддерживающих специалистов очень велика в образовательной системе, предполагающей персонализированные треки. В особенности важны две ключевые точки: момент целеполагания на старте трека, когда определяются учебные цели и цели в сфере развития навыков, и точка рефлексии, где надо ответить на вопрос, достигнуто ли то, что запланировано. Цель может меняться, и путь постоянно корректируется.

Чем младше ребенок, тем больше необходимо тьюторское сопровождение. В классах Хорошколы по 16−17 детей, и на каждого приходится группа поддерживающих специалистов: тьютор, психолог, классный руководитель. Но в Хорошколе считают, что тьюторская позиция желательна для всех участников образовательного процесса. Лучше, если и родитель тоже освоит эти компетенции, чтобы расширить арсенал воспитательных средств.
Вместо оценок
Сдавая выполненное задание, ребенок в Хорошколе вместо традиционной оценки получает обратную связь, содержательный комментарий учителя.

 — Традиционная отметка выполняет, как правило, констатирующую функцию. «Три» — это посредственно. «Четыре», кажется, еще хуже: что-то недоделано, но что? Обратная связь позволяет, во-первых, снизить тревожность детей (получить «два» красной ручкой — ведь это демотивирует!), во-вторых, достичь результата, обозначенного зачетом. Незачет не принимается, идет работа над ошибками до получения результата. Одновременно формируются навыки управления вниманием, временем, осознанного отношения к учебным задачам. Ребенок сдал работу, учитель вернул ее с замечаниями, сделал еще раз — снова с замечаниями. Рано или поздно каждый захочет сократить количество итераций, и успешен в итоге каждый. Другое дело, что кто-то с первого раза, а кто-то — с третьего, — поясняет директор.
Количество подходов к выполнению работы, характер деятельности ребенка — все это важные данные для управленческой команды, на основе которых можно составлять прогноз, учебную траекторию, корректировать учебный профиль ребенка, работу учителя.

 — Такие данные мы сейчас учимся анализировать с помощью цифровых технологий, прорабатываем концептуально и с технической стороны возможность автоматизации этих процессов.

Решать задачи персонализации и эффективного управления без цифры было бы сложно, — признается директор.

 — Цифровизация — инструмент общения между учеником и учителем. В персонализированной модели гораздо более сложная форма взаимодействия между учеником и учителем, чем традиционная. Она требует более плотной и точной обратной связи и взаимодействия между учеником и учителем. С помощью цифровых пользовательских решений осуществить это проще, чем при помощи традиционных инструментов вроде передаваемой от учителя к ученику проверенной тетради.

Во-вторых, цифра инструмент создания персонального образовательного трека на нашей цифровой платформе, доступной одновременно ученику, родителю и учителю.
Цифровая реальность образовательного процесса Хорошколы многообразна. С 5-го класса у каждого ученика есть персональное цифровое устройство. Понятно, что это для ребенка мощнейший раздражитель. Наша задача — научить адекватному использованию цифры, пользовательскому восприятию технологии как инструмента решения задач. Это не значит, что школа воспитывает преимущественно IT-специалистов, но важно, чтобы, например, выпускник, выбравший управленческую сферу деятельности, смог использовать ресурс IT-сферы в своей работе.

Именно поэтому сейчас, на этапе расширения школы, мы планируем организовать лаборатории и включать школьников в проектную работу с использованием технологий IT, VR, умный дом и подобных.
Недополненная реальность
— Школьная жизнь активна настолько, что иногда кажется, некогда жить: успеть бы из школьной аудитории на концерт, с праздника на фестиваль или ярмарку, — рассказывает Дмитрий Лихачев. — Самые яркие школьные события — те, которые собирают все сообщество, и педагогов, и детей, и родителей: туристический «Хорослет», пикник по случаю окончания учебного года, выпускные вечера. Во время таких событий происходит педагогическая сонастройка — это возможность убедиться, что мы друг другу нужны и полезны и продолжаем совместный путь.

Любое событие — это полезный опыт коммуникации, целеполагания для детей и аналитическая информация для педагогов: как дети взаимодействуют, какой социальный опыт получают. Сугубо развлекательных форматов нет.
Система внеурочной деятельности — это ресурс формирования персонального образовательного пути, дополненное пространство выбора. Курсы по выбору позволяют ребенку освоить области за пределами академической программы. Отдельный блок событий, не связанных с той или иной предметной сферой, посвящен развитию навыков, например международная программа «Одиссея разума».

Дополнительное образование интегрировано в основной образовательный процесс как системная, методически выстроенная деятельность с целью и результатом. Зписываясь на курсы олимпиадной математики, к концу курса ученик умеет решать олимпиадные задания.

Но если нужна смена деятельности и полезный досуг, то есть клубная система. Спортивный клуб — ответ на потребность в физической активности, английский — повод и возможность пообщаться на иностранном языке без особых ожиданий в отношении результата.

Решение разделить внеурочную деятельность как часть персонального образовательного трека и сферу досуга оказалось продуктивным. Это помогло преодолеть известную школьную проблему: внеурочные события представляются необязательными и превращаются в несистемную деятельность с неясным результатом.
Новая открытость
Одна из ценностей Хорошколы — открытость социуму, которая проявляется в разных аспектах. Хорошкола — это место для раскрытия потенциала каждого ребенка, и в школе действует стипендиальная программа, которая позволяет талантливым и активным детям учиться на особых условиях. Благодаря академическим успехам, а также достижениям во внеурочной и проектной деятельности стоимость обучения может быть снижена до 80%.

Открытость профессиональному миру определяет новые очертания поля профнавигации школьника. Старшеклассники участвуют в профессиональных стажировках в партнерских организациях, но еще до этого со своими проектами дети выходят за рамки школы. Есть ребята — победители акселераторов (например, акселератора SberZ), некоторые социальные проекты школы становятся стартапами, недавно хорошкольников пригласили на питчинг взрослых бизнес-проектов.

 — После того как созданы условия для инициативы ребенка, обеспечена тьюторская поддержка, школа обнаруживает дефицит собственных компетенций в дальнейшем сопровождении детей, — объясняет директор. — Поэтому мы ищем возможность привлечь людей, готовых, возможно, стать менторами проектов. Ближайшее такое событие — традиционный летний проектный фестиваль «Что я натворил?».
Примечательно, что школой интересуются не только родители и близкие школе люди. Удивительно, но школьник может быть интересен потенциальному работодателю. Возможно, даже и больше, чем студент.

Традиционный путь выпускника школа — вуз — работа нарушается, если после вуза выпускник понимает, что выбрано не то направление профессионального развития, и будущий специалист не доходит до работодателя. Поэтому, возможно, работодатель должен появляться в жизни будущего специалиста раньше, а в сотрудничестве с работодателем школа могла бы помочь ребенку выбрать вуз. Это пока лишь гипотеза, но увидим, что из этого получится. Уже сейчас у нас проходят лекции приглашенных экспертов и действует летняя программа профнавигации.
Школа-прототип
Управление Хорошколой — сложный профессиональный вызов: это большой проект, требующий бизнес-подхода, с одной стороны, и квалифицированного лидерства в образовании — с другой. Это множество управленцев разного уровня и каскад ответственности, делегированной не только от директора к завучу, руководителю служб или подразделений. Каждый учитель — это менеджер, управляющий уроком, это управление коллективом, временем, контентом.

Хорошкола, пожалуй, единственная среди образовательных организаций, в структуре которой большой бэк-офис, что тоже является управленческим вызовом.

Хорошо, когда в решении управленческих задач можно опираться на образцы и бенчмарки. В нашем случае это затруднительно: похожего опыта мало. Но тем интереснее выходить из системы привычных представлений о школе. Это похоже на создание прототипа, который, кто знает, может пригодиться в будущем многим другим.


Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще