ФИНГРАМОТНОСТЬ. ОБЗОР

Сделать предпринимателем?

Инвестиционный директор Центра «СОЛь», педагог «Класс-Центра» и автор книги «Твой первый бизнес» Андрей Андрусов делает краткий обзор рынка обучения детей предпринимательству.
  • Андрей Андрусов
    Инвестиционный директор Центра «СОЛь», педагог «Класс-Центра» и автор книги «Твой первый бизнес»
Не знаю, как именно это происходит, но по мере возникновения потребности в чем-то на уровне системы (планеты, например) возникает отклик на эту потребность на уровне нового поколения. И вот сейчас, когда мир усложняется, становится все более неопределенным и непредсказуемым, когда старые модели перестают работать, новое поколение приходит с запросом на авторство, созидание, инновации. Одним словом, на предпринимательство в широком смысле этого слова. Именно предпринимательский подход становится необходимым условием выживания как для человека, так и для планеты в целом. Предпринимательство в ходе новой промышленной революции становится ведущим видом деятельности. И появляется внутренняя потребность нового поколения включиться в эту деятельность.
Итак, «хочу предпринимать!» — запрос уже явно выраженный и растущий, особенно у детей. И вслед за ним идет запрос «научите меня предпринимать» от детей постарше или, соответственно, «научите моего ребенка предпринимать» — от родителей детей помладше. Давайте посмотрим на то, как рынок образования отвечает сегодня на эти запросы.

Предпринимательский подход, а точнее образ жизни, характеризуют эмпатия, гибкость, ориентация на создаваемую ценность, способность договариваться и принимать решения, особенно в условиях недостатка информации, идти на риск и извлекать пользу из ошибок, планировать и доводить дело до результата. В этом очень мало про классические «знания, умения, навыки», больше про метакомпетенции. Можно ли вообще этому научить или это врожденные качества?
Исследования показывают, что обучение детей предпринимательству действительно развивает соответствующие навыки. Кроме того, обучение меняет отношение детей к предпринимателям: слабеют негативные стереотипы, появляется понимание созидательной роли предпринимателей и сложности этой деятельности. Доля предпринимателей среди учеников при этом не увеличивается, но выбор становится более осознанным.

Для того чтобы развивались метакомпетенции, нужны не лекции по предпринимательству, а личный опыт. Именно на это нацелено большинство существующих программ. Дети придумывают свои решения и предлагают их рынку. Как именно удается это сделать — у каждой программы свой рецепт. Посмотрим, какие есть варианты реализации этого подхода.
Самый распространенный тип программ обучения школьников предпринимательству — это офлайн-программы дополнительного образования, не привязанные к учебным заведениям. Их реализуют сотни центров по всей стране, вот только несколько сетевых проектов: «Фабрика Дети», «Поколение Z», «Наследие XXI», KinderMBA, «ТОП-ТОП Менеджер», BusinessKids, «Школа Дела», Kids MBA.

Затем идут онлайн-программы, которых становится еще больше благодаря пандемии, которая всех научила работать удаленно. Но есть проекты, которые изначально целились в онлайн, например «Сбер Z», «Мой первый бизнес» (Россия — страна возможностей), акселератор «Технолидеры будущего» («Роснано») и BossKids.
Предпринимательские программы есть и в общеобразовательных школах. Все школы, работающие по программе Международного бакалавриата (IB), например, включают в программу проектную деятельность, которая по своей природе является предпринимательской, точнее социально-предпринимательской. Но проекты индивидуальные, и фокус программы — не на результате, а на процессе, от идеи до реализации, с глубокой рефлексией на каждом шаге этого процесса. Есть школы, в которых предпринимательство является обязательным предметом в некоторых классах, например «Класс-Центр», или школы, где вообще вся программа построена вокруг предпринимательства, например школа «Путь к успеху».
Обычно обучение завершается демоднем, где школьники представляют свой проект перед комиссией или даже инвесторами, которые могут профинансировать проект. Программы «Мой первый бизнес» и «Технолидеры будущего» — это конкурсы, в которых можно получить грант на развитие своего проекта. А готовые проекты можно представить на конкурсах, например SAGE или Young Awards.

На какой возраст рассчитаны все эти программы? Здесь тоже бывает по-разному. Есть занятия и для дошколят. Но маленький ребенок не может полноценно реализовать предпринимательский проект самостоятельно. И речь идет даже не о юридических ограничениях, которые в РФ довольно жесткие: полная дееспособность наступает в 18 лет, а до этого родители могут позволить ребенку зарабатывать с 14 лет, и то в ограниченном объеме, причем с каждой вырученной копейки школьник должен теоретически платить налоги.
Речь о том, что до 5-го класса дети не обладают математическим аппаратом (дроби, проценты) и абстрактным мышлением (схемы, модели), которые нужны для анализа своей предпринимательской деятельности. Да и не нужно это. В младшей школе (а тем более до школы) дети должны играть, и взваливать на них ответственность за результат в серьезной деятельности негуманно, хотя это и очень нравится многим родителям. К счастью, в большинстве центров, предлагающих предпринимательские курсы для детей, понимают особенности возрастной психологии. Поэтому предпринимательские программы для детей младше 11−12 лет фокусируются на развитии гибких навыков: коммуникации, креативности, командной работы и предлагают игровые форматы обучения. Такие программы есть у KinderMBA, «ТОП-ТОП Менеджер», BusinessKids и Kids MBA.
Большинство же бизнес-программ ориентируются на старший подростковый период. Но даже в старшей школе занятия предпринимательством редко предполагают создание полноценных стартапов со всеми их атрибутами: юридическим оформлением, привлечением инвестиций, ожиданием многократного роста… Целью обучения обычно ставятся предпринимательская грамотность, понимание того, как работает предприятие, развитие все тех же гибких навыков, создание продукта и его продвижение, проживание опыта ошибок и рефлексии. Общее образование — приоритет для родителей (и это нормально), а предпринимательство рассматривается как источник новой грамотности и профориентации. Часто предпринимательский опыт даже становится катализатором интереса к общему образованию, особенно если реализуются проекты технологического предпринимательства.
Тем не менее есть несколько программ, по итогам которых школьники запускают реальные стартапы, например «Наследие XXI» и «Венчурный акселератор». В таких программах важная роль отводится наставникам, опытным предпринимателям, которые сопровождают проект от стадии идеи до инвестиционной презентации.

Вслед за развитием отдельных инициатив, нацеленных на работу с детьми, на рынке возникают и инфраструктурные решения, которые способствуют развитию этого рынка в целом. К ним можно отнести бесплатные курсы проектной деятельности для педагогов (один разработан «Школой Дела» и ИД «Первое сентября», другой — «Академией наставников» ИЦ «Сколково»), книги по предпринимательству для детей, например «Твой первый бизнес», конкурсы образовательных проектов в области финансовой грамотности (таких несколько) и предпринимательства (появится в 2021) и преакселератор таких проектов от АРФГ. Полезной для развития отрасли представляется и олимпиада по предпринимательству uchi.ru, в которой участвуют сотни тысяч школьников. Растет интерес к образовательным проектам со стороны инвесторов, в том числе импакт-инвесторов («СОЛь»). Важны также законодательные инициативы по снижению возрастных ограничений для занятия предпринимательской деятельностью и созданию налоговых льгот для детей или низкодоходных видов деятельности.
Да, рынок развивается, ежегодно появляется несколько новых проектов, несмотря на пандемию и другие напасти. И все же лишь немногие проекты могут похвастаться устойчивой экономикой и пониманием стратегии масштабирования. Рынку обучения детей предпринимательству свойственны все общие для дополнительного образования проблемы, обусловленные слабостью экономики, особенно в регионах, и доминированием государственного сектора в образовании. Есть и специфические проблемы: высокие требования к наставникам и сопротивление со стороны консервативной части родителей, чиновников, педагогов и директоров школ. Но промышленную революцию не остановить, спрос со стороны нового поколения должен будет найти встречное предложение, поэтому можно ожидать многократного роста этого рынка и появления новых крупных игроков.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще