Первый год — он трудный самый

Как молодому педагогу начать работать в школе
21 января прошла всероссийская онлайн-консультация «Молодой педагог в школе: победа без проигравших». На круглом столе выступили член Всероссийского экспертного совета Наталья Чернова, соосновательница программы «Учитель для России» Ольга Фогельсон, заместитель директора школы № 1257 по воспитательной работе и социализации Милана Адамян и руководитель направления Учи.ру по работе с учителями Екатерина Латыпова. Они обсудили подготовку к работе в школе и ожидания от педагогической деятельности: с чего начинать, на что обращать внимание, как выбрать учебное заведение и что важно знать при устройстве на работу в школу.
Выбор учебного заведения
По статистике HeadHunter, более половины школьных учителей недовольны своей работой. Среди ключевых причин — низкие зарплаты и эмоциональное напряжение. Такая перспектива обескураживает студентов педагогических вузов, поэтому подходить к выбору места труда нужно серьезно.

Как отметили спикеры круглого стола, при приеме на работу важно разобраться, какие цели стоят перед школой и как педагогический состав их достигает. Зачастую учебное заведение требует быстрого результата, а начинающий педагог при этом мечтает о самореализации. Именно поэтому для более успешной адаптации молодого специалиста необходимо иметь понимание об ожиданиях с обеих сторон.
«Преподавательский состав школы обязательно должен омолаживаться — это признак живого организма. В случае если средний возраст сотрудников соответствует возрасту родителей молодого педагога, почти наверняка возникнут определенные трудности. Проблемы могут появиться на почве разного понимания технологий и методик обучения, а также на фоне несовпадения жизненных ценностей двух поколений. Я считаю важной поддержку преемственности между поколениями педагогов в школе», — пояснила Екатерина Лапытова, руководитель направления Учи.ру по работе с учителями.
Хороший вариант — устроиться в школу, где вы учились. Чтобы процесс адаптации прошел как можно легче, лучше всего сначала прийти на практику во время обучения, а после получения диплома продолжить работу. При таком раскладе проще вливаться в коллектив, который помнит вас еще школьником. Легче справляться с трудностями, просить совета у уже знакомых людей. С другой стороны, существует риск остаться вечным учеником, которого никто не воспринимает всерьез. Это может пошатнуть психологическую устойчивость и сказаться на качестве работы.
Как быстро привыкнуть к школе
По словам Екатерины Лапытовой, «ключевой фактор успеха в начале любой работы, а не только педагогической деятельности, — это адаптация». Школы нацелены на облегчение этого процесса, поэтому приставляют к новичкам наставников. Старшие товарищи много общаются с коллегами, поясняя каждый рабочий нюанс, тонкости педагогики на практике в сложившихся обстоятельствах.
Идеальный возраст для наставника — плюс пять-семь лет к возрасту новичка: так он понимает сложности, с которыми в обозримом прошлом встречался сам, и в то же время уже обладает достаточным опытом, чтобы им делиться. Молодому наставнику будет легче довериться и рассказать о психологических проблемах.

Согласно данным американского журналиста Ника Моррисона, около 15% учителей увольняются в первый год, так и не справившись с адаптацией. А половина педагогов бросает преподавательскую деятельность в течение пяти лет после начала работы. Возможно, этим людям не подошел коллектив, или они морально не были готовы к тяжелому учительскому труду.
Спикеры отметили: чтобы реализовать свои амбиции, начинающему педагогу важно открыто заявлять о проблемах, а не накапливать их. Готовность учиться позволяет быстрее справляться с трудностями. Если не удается найти подход к непослушному ученику, обсудите это с опытным учителем — и, возможно, появятся новые решения. Здесь понадобится смирение, чтобы принять совет и применить его на практике.

Также важно принимать помощь, которую не просили. Зрелые педагоги делятся переживаниями друг с другом, ведь гораздо эффективнее обсуждать учительские боли в рабочем коллективе, чем искать ответы у семьи и друзей, которым сложно понять, почему условный 5 «Б» плохо ведет себя на уроке.
Заместитель директора школы № 1257 по воспитательной работе и социализации Милана Адамян рассказала: «К качествам, которыми должны обладать современные молодые педагоги, относится, прежде всего, стрессоустойчивость. Помимо этого, важными остаются коммуникабельность, креативность, оптимизм, чувство юмора, способность не только протянуть руку помощи, но и принять эту помощь в необходимый момент».

Завоевать авторитет у детей и родителей помогают организаторские способности. Сразу выделяются креативные учителя, которые выступают на сцене, придумывают сценарии для конкурсов и устраивают праздники.
Молодые преподаватели часто оказываются оторваны от реальности, виной тому стереотипы и высокие ожидания. Все хотят быть самыми лучшими и добрыми педагогами, но не у каждого получается. Во многом это происходит из-за профессиональной деформации, с которой можно бороться. Действительность такова, что далеко не каждый ученик полюбит вас: одному не понравится ваш голос, другому — одежда, а третий просто терпеть не может предмет. Такие ситуации регулярно будут встречаться — нужно реально смотреть на вещи. Учителю важно научиться извлекать что-то полезное из любого опыта, вносить коррективы в рабочий процесс. На самооценке не должны сказываться вещи, на которые невозможно повлиять.
Требования к молодому преподавателю
Когда адаптация позади и с коллегами выстроены профессиональные отношения, дело доходит до уроков и взаимоотношений с детьми. Для учителей, приходящих в новую школу, сложились негласные правила, касающиеся одежды и работы с классом.

При подборе гардероба обратите внимание на то, как одеваются другие педагоги и ребята в этом учебном заведении. Разница между элитной частной гимназией и бюджетной школой очень заметна. Детали легко разглядеть при первом посещении и уже после этого принимать решение о трудоустройстве.
Самая важная часть учебного процесса — урок. Ваше психологическое состояние во многом будет зависеть от того, как выстроены взаимоотношения с классом, поэтому нужно сразу определиться со стратегией.

Выясните уровень знаний учеников на первых занятиях, после чего при необходимости внесите правки в учебный план. В общении со школьниками стоит соблюдать баланс: покажите, что владеете дисциплиной в разы лучше них, но при этом всегда готовы помочь.
Отдельно продумайте, как будете проводить онлайн-уроки, — сейчас это актуально. Изучите программы для создания видеоконференций, специфику занятий и способы общения в интернете. Преподавателю нужно оставаться на одной технической волне с учениками, постоянно развивая компьютерные навыки, например, на обучающих онлайн-платформах.

Важно методически выстраивать урок так, чтобы дети все время были заняты. Заинтересовать их можно необычным подходом или необходимостью вашего предмета для реальной жизни. Ученикам начальных классов удобнее всего усваивать информацию в игровой форме — подробнее об этом на курсе геймификации Учи.ру. Интерактивные уроки помогут наладить контакт с детьми и повысят вовлеченность.
Эффективная работа — это плод деятельности родителей, ребенка и учителя. Совместными усилиями можно достигнуть высоких результатов или как минимум взаимопонимания. Для достижения успеха в преподавательской деятельности в кратчайшие сроки нужно обратиться к своим воспоминаниям. Вспомните все положительные моменты из опыта и используйте их на своих уроках.

В школах очень ждут новых учителей, но у молодежи, безусловно, присутствуют страхи, связанные с высоким уровнем стресса, отношениями в педагогическом коллективе и т. д. Однако не стоит бояться школьной работы, ведь она может подарить огромную радость: участвовать в воспитании детей, отвечать за их развитие — это почетная миссия. Система совершенствуется, у учителей появляется гораздо больше возможностей для проявления себя и профессионального роста. А со всеми возникающими сложностями можно справиться.