Как создавать классный учебный контент для взрослых?

Думаем, не стоит объяснять, насколько успех онлайн-курса зависит от учебного контента. Если наполнение курса оставляет желать лучшего, вряд ли вы продержитесь на рынке онлайн-образования долго. Негативные отзывы студентов, не получивших обещанного, быстро потянут вас вниз.
Вместе с Екатериной Абашкиной, редактором и тьютором университета профессий сферы онлайн-образования EdMarket разбираемся, как создавать учебный контент, который станет одной из главных ценностей онлайн-курса.
Редактор и тьютор университета профессий сферы онлайн-образования EdMarket
Екатерина Абашкина
На старте

До того, как погрузиться в учебные материалы, не забудьте выполнить следующие шаги:

  • определите цели обучения (к чему должны прийти слушатели курса? Какие результаты должно принести обучение?)
  • проанализируйте целевую аудиторию и ее потребность в обучении (чего слушатели ждут от курса?)
Это поможет вам определиться, какую информацию включать в программу.
Анализ темы

Соберите учебный контент, который у вас уже есть (сами или с помощью предметных экспертов). Это могут быть справочные материалы, презентации, веб-ресурсы, монографии, статьи, выступления на конференциях. Оцените, что из этого многообразия стоит включить в курс (исходя из целей обучения и запросов учащихся), а что лучше оставить за бортом.

Каждая тема урока должна включать ключевую информацию, реальные примеры и кейсы, дополнительные материалы.

Чтобы проанализировать тему обучения, ответьте на вопросы:

  • Что нужно знать и уметь учащимся для достижения цели обучения?
  • Какие действия (упражнения, задачи, активности) помогут слушателям разобраться в теме и приобрести нужные навыки?
  • Какие ошибки, связанные с темой обучения, чаще всего совершают?
  • Какие вопросы чаще всего задают новички, начиная изучать эту тему?
  • Каков необходимый минимум знаний по этой теме?
  • Как вы будете оценивать знания учащихся?

Прежде чем включать в курс учебные материалы (видеоролики, шаблоны, чеклисты, пособия), проверьте, не устарела ли в них информация. Также убедитесь, что в этих материалах нет неточностей, а тему они представляют ярко и интересно.
Удачный контент для онлайн-курса: 5 советов
  • Текст онлайн-курса должен быть легким для понимания аудиторией. Откажитесь от терминов и наукообразного изложения.
  • Все упражнения и тесты должны быть связаны с обучением. В тесты не стоит включать сведения, которых не было в лекциях курса
  • Структурируйте и систематизируйте контент. Предлагайте учащимся дополнительные материалы в виде списков, чеклистов, шаблонов, алгоритмов.
  • Если курс содержит инструкции, они должны быть краткими, понятными и емкими
  • Если без терминов не обойтись, составьте небольшой словарик понятий курса, который вы предложите студентам
Помните, что слушатели курса — взрослые люди

Подходы, которые применяют в работе со школьниками, дают сбой, если вы обучаете взрослых самостоятельных людей. Поэтому постарайтесь выстроить обучение в соответствии с принципами андрагогики (науки обучения взрослых):

  • Взрослые хотят понимать, как учебный материал связан с практикой (и их повседневными рабочими задачами).
  • Сфокусируйтесь на проблемах, с которыми сталкиваются слушатели, и способах решения этих проблем.
  • Взрослые предпочитают учиться на собственном опыте. Ваша задача — предоставить безопасную среду, в которой они смогут проверять гипотезы, совершать ошибки и использовать новые знания.
  • Взрослые предпочитают учиться с позиции «равный равному». Они хотят быть уверены, что преподаватель учитывает их пожелания к содержанию онлайн-курса.
7 приемов эффективного онлайн-обучения

Эти приемы вы можете использовать как при работе над целым курсом, так и над отдельными занятиями.

  1. Привлеките внимание учащихся интересным примером или задачей, которую им предстоит решить.
  2. В самом начале проговорите цели обучения. Расскажите, как оно будет проходить, какую пользу слушатели получат от каждой темы онлайн-курса.
  3. Побуждайте слушателей использовать те знания, которые у них уже есть. Задавая вопросы, обращайтесь к их опыту. Приводите примеры из той сферы, с которой слушатели хорошо знакомы.
  4. Включайте упражнения и примеры, которые касаются реальной жизни (например, из повседневной практики слушателей)
  5. Продумайте систему обратной связи. Дайте слушателям возможность делиться мнением о каждом занятии в удобном для них формате.
  6. Включайте в занятия небольшие формы контроля: вопросы по изученным темам, небольшие тесты, задания.
  7. Снабжайте слушателей дополнительной информацией. Это могут быть статьи и веб-ресурсы, полезные подборки инструментов, книги.
Надеемся, эти советы помогут вам создать учебный контент, который полюбят ваши студенты.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: