Вы сказали, и совершенно справедливо, на мой взгляд, о крепкой структуре детства, защищенной, по всей видимости, какими-то природными механизмами. Может быть, при отсутствии критического мышления у детей включаются другие рефлекторные механизмы для защиты от внешнего деструктивного влияния? Они ставят фильтры и барьеры на пути не соответствующего их миру контента.
Мне кажется, что вы очень правильно все сформулировали, у нас действительно есть природная защита — тот энергетический запас, который позволяет человеку развиваться, мы так задуманы природой. А вот по поводу барьеров и этих фильтров… Понимаете, в моем детстве взрослые тоже часто читали серьезные газеты, политические журналы, мне все время внушали мысль, что я должна быть вовлечена в политический контекст. Я была хорошим ребенком, ответственным, пыталась это читать и понимать… Ну скука же смертная, это все не про жизнь, не про меня! Ребенок ставит фильтры не потому, что он тревожится, а потому, что ненавидит скучное, бессмысленное. Ведь ты развиваешься только тогда, когда интересно, когда можно действовать. А когда ты лежишь и на тебя положили штангу, разве твоя мускулатура будет развиваться от этого? Нет! На мне лежит штанга, снимут — пойду дальше.
Зачастую мы так же действуем, наваливая на детей все новые и достаточно агрессивные внешние инициативы, а они, конечно, просто зажимаются, прячутся и уходят в свои миры. Если мы хотим их во что-то осмысленное вовлекать, то как минимум должны получать обратную связь.