ШКОЛа

Педагогика как точная наука

Молодая частная школа удивила всех, открывшись в непростом 2020 году. На второй год работы в лицее уже приличный конкурс — десять человек на место. Чем привлекает детей и родителей эта школа?
То, что не обесценится
Лицей имени Софьи Нюберг — это школа для ребят, которым интересен интеллектуальный труд, которые любят читать, исследовать, погружаться в проблему, которым доставляет удовольствие решение сложных и нестандартных задач. И речь идет не только о математике, хотя ей уделяется много внимания. Работает несколько математических кружков для уже увлеченных предметом ребят и для тех, кому предстоит открыть красоту академического знания. С первого класса лицеисты изучают иностранный язык, развивают функциональную грамотность, осваивают смысловое чтение.

В лицее считают, что академические знания и мягкие навыки — это капитал, который позволит человеку быть свободным в выборе своего пути. Это убеждение очень точно иллюстрирует жизнь человека, в честь которого лицей получил свое название.
Софья Нюберг — символ и талисман лицея. Символ того, какую роль играет образование в жизни человека. Можно себе представить, какие шансы были у женщины в конце XIX века получить хорошее образование, которое даст еще и возможность работать. Софья Николаевна выбрала едва ли не единственный возможный вариант — специальность школьной учительницы. В профессии она преуспела, учила детей Льва Толстого, сама училась в Европе, знала языки, древнюю и новую историю. Вместе с мужем основала школу в поселке Тулун. Работала в Первой частной гимназии в Москве, многие выпускники которой оставили большой след в жизни страны, преподавала в МГУ до 80 лет.

Полученное до революции образование дало Софье Николаевне возможность и в советское время жить, учить детей и студентов. Академические знания стали тем капиталом, который не обесценился и был востребован в иное время в иной стране.
Учителя-соавторы
Команда школы не идет за какой-то одной идеей или за одним человеком. Педагоги разделяют общие ценности, вместе обсуждают, куда идти дальше, вместе принимают решения.

Педагогический состав — это особая гордость лицея. Преподавать сюда приходят не просто учителя, которые ищут работу. Это люди, которые хотят работать именно здесь, проходят серьезный отбор. Они видят детей, с которыми работают, понимают, изучают их интересы, и на этом основании строится учебный процесс. Чтобы лучше понять и развить интерес ребенка, есть даже одноименный предмет.

Педагоги работают в системе «учитель + ассистент». Это дает многосторонний взгляд на обучение и развитие каждого ребенка, поддерживает прозрачную систему оценивания и здоровое взаимодействие в детском коллективе.
Доказательные методы
Коллектив лицея выбрал не самый простой путь — школа работает в концепции доказательного образования. Как ни удивительно, современные образовательные практики нередко базируются на идеях, которые не подтверждены исследованиями. Многие методы учитель использует по инерции, не понимая, как они работают.

Команда лицея ищет и старается использовать тот опыт, который подтвержден не столько авторитетными людьми, сколько объективными исследованиями и измерениями, перенимает опыт ученых-педагогов, изучающих то, что действительно работает. Учителя сами учатся измерять и исследовать процессы, происходящие в школе.

В лицее у учителя особая роль. Мы выбрали путь предметного преподавания, где каждый педагог ведет один предмет у всех учеников и курирует один из потоков. Такой подход усиливает преподавание каждого предмета и расширяет опыт взаимодействия детей с разными взрослыми.
Ученики
Главное достояние лицея — его ученики. Дети справляются с серьезной интеллектуальной нагрузкой, при этом активно играют, занимаются творчеством, реализуют собственные проекты и идеи. Их эмоциональное и культурное развитие — не меньшая ценность для нас, чем академические достижения.


Анна Николаева, педагог, журналист
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще