школа. wellbeing

Коучинг в школах

Преодолеть дефицит человечности
Коучинг — это инструмент, помогающий педагогам справляться со сложностями, обращаться к своим ресурсам и быть успешными и устойчивыми.
  • Галина Ларионова
    независимый HR-консультант в образовании
Я хотела бы начать с формулы успеха продуктивного сотрудника, которая стала результатом многолетней работы компании Gallup, всемирного лидера в области исследований вовлеченности и благополучия. Я предложила эту формулу вниманию читателей EdExpert в статье «Уроки карантина» (декабрь 2020 года). Формула универсальна и применима к работе педагогов:

индивидуальная продуктивность = талант x (взаимоотношения + корректные ожидания + признание/вознаграждение)

В первом множителе «зашиты» разные контексты жизни педагога:

  • Предназначение. Насколько ему нравится то, что он делает, и насколько ему хватает мотивации для достижения целей?
  • Материальная стабильность. Насколько он спокоен насчет денег?
  • Сообщество. Насколько ему нравится место, в котором он живет, гордится ли он им?
  • Физическое состояние. В порядке ли его здоровье и уровень физической энергии для повседневной деятельности?
  • Социальный компонент. Есть ли в его жизни отношения, дающие поддержку, и любовь?
Сегодня учащиеся 8−11 классов по собственной инициативе приходят к педагогу-коучу
Второй множитель представлен суммой: здесь и отношения педагога с коллегами, и степень реализуемости ожиданий от его деятельности со стороны руководителя, и то, насколько его труд заметен коллегам и руководителю, как он ими оценивается.

Формула кажется простой: два множителя, один из которых представлен суммой. А описывает она многогранные процессы, внутри которых каждый из нас находится ежедневно, стремится привести их в баланс и дать себе возможность быть в наилучшей творческой, эмоциональной и интеллектуальной форме. Из формулы видно, что наша жизнь на работе неотделима от жизни за ее пределами.

Если человек уверен, что у него проблемы только на работе, то он заблуждается. Он также испытывает иллюзии об уравновешенности своей жизни, если считает себя большим молодцом на работе, но не желает возвращаться в мир вне сферы деловых задач. Коучинг охватывает нашу жизнь в целом и помогает обрести баланс.
В жизни и работе педагога много общения с учениками, коллегами и родителями. Компонент «взаимоотношения» в его профессии очень насыщенный. Поэтому педагогу, конечно, приходится сложно в его ежедневной деятельности, а в период ограничений, которые на нашу жизнь накладывает пандемия коронавируса и ее последствия, ему становится еще сложнее.
Контекст
В 2020 году Институт образования НИУ ВШЭ изучил, как ситуация с пандемией COVID-19 повлияла на российскую школу. В исследовании приняли участие 70 219 учеников, родителей, учителей, директоров школ и представителей органов управления образованием.

Исследование показало, что во время пандемии семьи, увидев дистанционные уроки, которые в буквальном смысле вошли в их жизнь, испытали неоднозначную реакцию. Ниже некоторые примеры отзывов родителей:

«Учителям спасибо. Они на связи 24 часа в сутки, ищут новые способы донести до детей информацию».
«Многие учителя просто скидывают готовую презентацию из интернета, причем не лучшего качества, после чего родителям приходится все разжевывать своему ребенку».

«Учителя не готовы. Они не владеют технологиями, не умеют выстраивать онлайн-уроки коротко и эффективно».

В 2020 году я также опросила педагогов о том, насколько благополучными они себя чувствовали. Я получила 82 ответа от учителей из 12 населенных пунктов России («Уроки карантина», EdExpert, декабрь 2020 года).

Некоторые ответы:

«Пришлось перестраивать учебный процесс. Увеличилась нагрузка относительно работы по проверке».

«Самым сложным было эффективно выстроить работу детей онлайн, к тому же подготовка к урокам занимала очень много времени».
Педагоги понимали, что они не полностью готовы, что им нужно время. Справляться с этими трудностями в одиночку крайне непросто. В более ресурсном состоянии во время карантинных мер оказались те педагоги, в жизни которых была коучинговая поддержка и поддержка коллег.
Переход в новое
Коучинг помогает внести элемент размышлений, коммуникации и понимания, что все люди устроены по-разному, дает сначала осознать, как важные процессы устроены у себя, а после чего увидеть, как они могут быть выстроены у других.

Помните формулу индивидуальной продуктивности сотрудника, которую я предложила рассмотреть более пристально в начале статьи? Мы как активные участники рынка труда не можем отделить непроницаемой ширмой нашу работу от нашей жизни. И жизнь, и работа требуют от нас быть в тонусе, вносить изменения в отлаженные процессы.
Школы уже приспосабливаются к новым реалиям и продолжат это делать.

При запуске нового появляется неопределенность, с которой нужно уметь соприкасаться. Когда под рукой нет готовых инструкций или отработанных механизмов, то помогают новые идеи и творческое начало.

А так как в центре образовательного процесса находятся педагоги и дети, которым все еще сложно, то предлагаю им помочь еще и вот почему.

Как утверждает Брене Браун, профессор Хьюстонского университета, которая изучает такие темы, как уязвимость, отвага, достоинство и стыд более 20 лет, именно прохождение через стыд к уязвимости является местом рождения нового: «Доверие, вовлеченность, ответственность, адаптивность к изменениям, инновационность, творчество — каждое из этих качеств рождается из уязвимости». Уязвимость Браун определяет как готовность человека соприкоснуться с неопределенностью, подвергнуться риску и быть подверженным эмоциональному воздействию.
В школе не может быть двух отдельных вселенных — вселенной проб и экспериментов для детей и вселенной строгих прочерченных маршрутов через блокпосты для учителей. Мы либо все допускаем возможность быть уязвимыми, либо все защищаемся от этого. Если мы защищаемся, то мы ставим ощутимые барьеры на пути нового в нашей жизни и установления доверия к себе и с другими.
Смысл сочувствия
Ключом к пониманию другого является сочувствие. Почему? Когда у нас что-то не получается, мы испытываем как минимум сложные чувства. Вот что педагоги говорили о дефиците связи с другими людьми во время самоизоляции:

«Для меня очень тяжела мысль о том, что я как педагог не выполняю свою прямую функцию».

«Самым сложным в работе во время карантина было не иметь возможности мгновенно видеть обратную связь, глаза детей».

«Тяжелее всего было отсутствие контакта с участниками образовательного процесса».
Забота и внимание к потребностям и ресурсности — это то, чего очень не хватает в школе
Брене Браун выделяет нашу потребность чувствовать свою связь с другими людьми как базовую. Два чувства, которые ставят в наших глазах эту связь под угрозу, — это вина и стыд. Вина — это когда я понимаю, что мое поведение — ошибка. В своем выступлении на Ted Talks, набравшем более 14 миллионов просмотров, Брене Браун определяет стыд как «страх потери связи с другими людьми. Есть что-то связанное со мной, что если это увидят или услышат другие люди, то я не буду достоин связи с ними». Она определяет сочувствие как противоядие против стыда.

Собеседник начинает понимать, что он нашел в нас понимание, когда мы разделяем его чувства. Коуч нужен, чтобы разделить с собеседником его чувство, дав ему понять, что он не один, благодаря чему значимость барьеров снижается в глазах собеседника.
Смещать акценты
Я предложила рассказать о коучинговой поддержке педагогов тех, кто ею занимается в своих организациях. Мои гости — Виктория Евтюхова (Е. В.), директор МБОУ СОШ № 5 г. Красный Сулин (Ростовская область), и Ольга Фогельсон (О. Ф.), соосновательница программы «Учитель для России», сертифицированный коуч Bercley UNI.
  • Виктория Евтюхова
    директор МБОУ СОШ № 5 г. Красный Сулин (Ростовская область)
  • Ольга Фогельсон
    соосновательница программы «Учитель для России», сертифицированный коуч Bercley UNI
Г. Л.: Что такое коучинг и почему — в школе?
О. Ф.: Когда мы только начинали продумывать, как будет устроена программа «Учитель для России», то сразу поняли, что в нее необходимо «зашивать» поддерживающие механизмы, иначе наши молодые учителя очень быстро выгорят. Инструментами поддержки стали: сообщество, выстроенное вокруг ценностей, и коучинговый подход в работе с учителями. Наша программа работает зачастую в сложном контексте, в удаленных от центра России школах, и мы понимаем, что там есть огромный дефицит человечности. Поэтому мы стараемся сделать так, чтобы наши учителя были на стороне ребенка вне зависимости от его истории, успехов или ошибок.
В. Е.: Изначально целью внедрения коучинга в школьное образование было создание сильной, творческой, целеустремленной педагогической команды, способной эффективно работать в условиях неопределенности и перехода на гуманистическую парадигму. Очень быстро пришло понимание, что коучинг необходим современной системе образования. Когда развитие личности обучающихся провозглашается основной целью образования, то важно создавать возможность для индивидуального развития во всех основных сферах личности: психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах, деятельности, поведении. А именно смещать акценты с процесса обучения на процесс учения и придавать позиции ребенка статус субъекта познания, общения, ценностных ориентаций.
Г. Л.: С какими ситуациями учителя и ученики обращаются за поддержкой к коучам?
О. Ф.: Учителя приходят с очень разными кейсами. Например, кейс учителя А: «Мне дали самый сложный из восьмых классов в школе. Коллеги и родители говорят, чтобы я была с ними построже. Я не хочу на них кричать, но не понимаю, как перестроить отношения и выстроить границы». В этом случае наша задача — выстраивать здоровый процесс в классе, понимая, что это может встретить сопротивление самих детей, потому что это им непривычно. Надо определиться с границами самого учителя, выяснить, что для него приемлемо, и наоборот. Надо создавать вместе с детьми правила взаимодействия и т. д.
Или кейс учителя Б: «Я хочу учить детей через новые технологии работы в классе, через групповую работу, но у меня не получается. Дети не привыкли выполнять задания самостоятельно, работать в группах, коммуницировать друг с другом вокруг создания проектов. Мои методы встречают недоверие коллег и администрации школы». Тогда мы начинаем планировать постепенные изменения и выстраивать отношения с профессиональным сообществом учителей в школе.
В. Е.: Сегодня учащиеся 8−11 классов по собственной инициативе приходят к педагогу-коучу на сессию с различными запросами: подготовка к ЕГЭ, профессиональное самоопределение, повышение качества в освоении определенной предметной области, решение вопросов межличностных взаимоотношений, продвижение в проектной деятельности. Это предполагает осознание новой роли педагога в образовательном процессе. Учитель становится партнером, сотрудником, тьютором и коучем, сопровождает учащегося в его индивидуально-личностном развитии.
Трансформация принципов
Г. Л.: Что дает коучинг организации в целом?
В. Е.: При внедрении коучингового подхода в образовательный процесс происходит трансформация принципов педагогического взаимодействия. Это позволяет формировать в педагогическом коллективе определенный профессиональный стандарт, являющийся синтезом требований современного профессионального стандарта педагога и компетенций коуча.

Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно ориентированного обучения, в связи с чем использование его в образовательном процессе кажется нам современным и необходимым. Более того, правомерно будет сказать, что данный подход становится основой для выстраивания взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: педагогами-коллегами, обучающимися, родителями, администрацией. Важное условие успеха во взаимодействии — принятие педагогом ценностей, принципов коучинга: со всеми все ОК; у каждого есть все ресурсы; в основе каждого действия лежит позитивное намерение; каждый делает наилучший выбор; изменения неизбежны.
Такая работа постепенно привела к позитивным изменениям. Самооценка и самоуважение педагогов повысились. Появились нацеленность на решение педагогической задачи, а не на поиск причин неудачи; мотивация на творчество, исследование; инициатива в решении текущих организационных вопросов; ответственность в реализации стратегически важных для школы направлений.
О. Ф.: Мы видим, как умение рефлексировать, задавать правильные вопросы, ставить цели, наблюдать за своим состоянием помогает учителям на ежедневной основе. Инструменты коучинга: возможность давать и получать развивающую обратную связь, задавать любые вопросы и совместно искать ответ, забота и внимание к потребностям и ресурсности — это то, чего очень не хватает в школе. В части школ, в которых мы работаем, эти практики разворачиваются как на работу с детьми, так и действуют внутри педагогического коллектива. Иными словами, например, качественная развивающая обратная связь может быть инструментом взаимодействия учителя со своими детьми, а также может быть использована при взаимодействии коллег.
Разные запросы
Г. Л.: Как коучинг меняет взаимодействие между участниками образовательного процесса?
В. Е.: Меняется самое главное — отношения, при которых уважается личный и профессиональный опыт взрослых и детей, каждый из них рассматривается как творческая, ресурсная и целостная личность. Опираясь на этот фундамент, педагоги-коучи берут на себя ответственность: поддерживать учащихся в прояснении тех целей, которых они желают достичь, создавать ситуации успеха для самостоятельных открытий учеников, выявлять разработанные учеником решения и стратегии, наделять ученика ответственностью и контролем. Это создает удивительную атмосферу открытых и вдохновляющих отношений. Учителя говорят о детях как о невероятных талантах: «Посмотрите, как раскрылся Данил, как расцвела Алина». С любым вопросом ученик может спокойно подойти к учителю. Учителя, которые несколько лет назад хотели уйти из образования, говорят о том, что каждое утро начинается с мысли: «Я хочу идти на работу, я люблю свою работу».

Удивительным образом навыки коучинга, освоенные педагогами и системно используемые ими в общении с детьми и их родителями, становятся новым способом взаимодействия и на уровнях ученик — ученик, ученик — родитель, учитель — ученик, учитель — родитель. Все чаще ученики начинают задавать сильные открытые вопросы друг другу.

Произошли важные изменения в культуре педагогического взаимодействия, основанные на следующих принципах:

  • умение слушать;
  • уважение мнения коллег;
  • умение дать эффективную обратную связь;
  • акцент не на ошибки, а на успешный опыт;
  • готовность поддержать коллег в решении важных профессиональных и личных задач.
О. Ф.: Мы наблюдаем за участниками программы «Учитель для России». Сама система выстроена следующим образом: мы обучаем наших выпускников коучинговым инструментам, и после успешного окончания курса подготовки они становятся кураторами.

Куратор находится на связи со своими участниками и дистанционно, и очно. Он видит учителя в работе на уроках и на индивидуальных встречах два раза в месяц, мониторит его состояние и динамику развития. У каждого куратора есть от 10−15 человек, которые являются мини-сообществом и своеобразной группой поддержки.

Первые полгода — это непростой адаптационный период в школе, знакомство с детьми, погружение в профессию и столкновение с реальностью переезда и новой среды. Почти всегда есть точка кризиса и разочарования. Прежде всего, в своих способностях и навыках. На этом этапе нам важно фокусироваться в нашей работе на осознанности происходящего, структурировании процессов и времени и т. д., находить ресурсные точки для продолжения работы.
Во второй половине года, когда реальность понятна, мы стараемся фокусироваться на целях в профессии на ближайшие полтора года, возвращаемся к целям прихода в программу и налаживаем профессиональную рутину. Второй год в программе, с одной стороны, посвящен профессиональному становлению, большим результатам в работе с детьми, а с другой — профессиональным целям на будущее. Перед нашими учителями стоит в основном вопрос развития как внутри профессии учителя, так и в широком поле образовательных проектов: решения, связанные с переездом в новый регион, и т. д. Таким образом, куратор сопровождает участника от точки старта в программе до статуса выпускника.
Г. Л.: Что уже дал коучинг на индивидуальном уровне педагогам школ?
О. Ф.: Учителя приносят на индивидуальные встречи самые разные запросы, иногда они связаны с профессией и с работой в конкретном классе, с конкретным ребенком или администрацией школы, а иногда это личные запросы. Школа — это гонка, уроки, тетради, много детей и взрослых. Нам очень важно создавать пространство для рефлексии, пространство, где каждый вопрос релевантен и уместен.
В. Е.: Еще более яркие изменения происходят в личной жизни самих педагогов. Реализуются мечты: построен дом, в семье появился долгожданный ребенок, произошел карьерный рост, приведены в баланс личная и профессиональная жизнь.
Атмосфера включённости
Г. Л.: Что уже дал коучинг на внешнем контуре школы?
В. Е.: Родители приходят в школу как в родной дом и даже приводят с собой родителей детей из других школ, чтобы они почувствовали на себе силу продвигающих диалогов, после которых у некоторых родителей даже появляется возможность найти долгожданную работу, создать собственную модель семьи и т. д.

Даже в самых трудных ситуациях взаимодействия коучинг позволяет максимально раскрывать внутренний потенциал детей и взрослых и через осознанность и ответственность приходить к высоким результатам. Огромное количество побед наших учеников на конференциях различного уровня, единственные представители территории, прошедшие в проект «Ступени успеха», победители конкурсов бизнес-проектов и т. д. Педагоги нашей школы — победители профессиональных конкурсов «Учитель года», «Профессионал года», победители конкурсного отбора лучших учителей на денежное поощрение. Таких достижений и такой статистики в этом образовательном учреждении до введения коучинга не было.
Г. Л.: Чем коучинг полезен и нужен школам?
О. Ф.: Учитель постоянно взаимодействует с людьми, их разнообразием. У него поддерживающая профессия, как у психологов, социальных работников и т. д. Учитель поддерживает ребенка в процессе учебы, помогает ему в сложных ситуациях, верит в него и его возможности и постоянно создает условия, в которых можно развиваться.

Для того чтобы учитель мог быть на стороне ребенка, на стороне учителя тоже кто-то должен быть. Если мы ожидаем партнерских и доверительных отношений между учителем и его учениками, нам самим нужно выстраивать партнерские отношения. Если мы верим в уникальность и потенциал каждого ребенка, то мы верим и в каждого взрослого.
В. Е.: В период масштабных изменений в системе российского образования у нас появляется уникальная возможность расти, развиваться, сохраняя при этом лучшие традиции. Очевидно, что ценностное, содержательное, технологическое обновление образования неизбежно требует изменения и самого учителя (его профессиональных компетентностей, педагогической позиции, личностных качеств) и всей образовательной среды школы. Искреннее внимание руководителя к учителю, поддержка и доверие — это то, что позволит создать отношения в коллективе, основанные на ответственности и осознанности.
Какой должна быть современная школа? В чём истинный смысл школьного образования? Что важного и ценного приобретёт выпускник школы? Какими навыками должен овладеть современный учитель? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит к важному открытию: самым главным ресурсом обновления образования является человеческий ресурс.

Из всего многообразия технологий личностно ориентированной направленности коучинг является оптимальной технологией для решения всего спектра задач, связанных с формированием новой культуры образовательного учреждения.

Сегодня от руководителя зависит, находится ли педагогическая команда школы в состоянии потока инновационных преобразований. Коучинг делает этот процесс интересным, творческим, вдохновляющим. Это создает особую атмосферу включенности в трансформационные процессы не только самих педагогов, но и детей, родителей, педагогов из других школ.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще