ТЕХНО. ГАДЖЕТЫ

Я — киборг

Большая ошибка в воспитании детей — лишать их гаджетов
Руководитель проектов «Сказбука. Заботливое обучение» и «Менсология. Просто о мозге» Иннокентий Скирневский рассуждает о том, что общего у современных детей и персонажей супергеройских комиксов, а также о том, как безопасно осваивать новые технологии.
Иннокентий Скирневский
Руководитель проектов «Сказбука. Заботливое обучение» и «Менсология. Просто о мозге»
Терминаторы среди нас
Литература и кинематограф годами травили байки про роботизированных людей и почти всегда приписывали им суперспособности. Киборги быстро перемещались в пространстве, могли поднять автомобиль одной рукой, видели в темноте, управляли электронными устройствами и передавали информацию на расстоянии другим киборгам. Правда, при этом они страдали из-за вмешательства шестеренок и транзисторов в работу тела.

Говоря медицинским языком, у киборгов электроника и механизмы зачастую были внедрены инвазивно, с нарушением целостности тела.

Например, мозг можно исследовать инвазивно — вскрыть черепную коробку и воткнуть проводки прямо в извилины, что будет иметь последствия для испытуемого организма, а можно неинвазивно, используя сканер электромагнитной активности и даже не прикасаясь к голове.

Неинвазивные методы в медицине и науке появились не так давно. Этот термин еще не успел глубоко войти в художественную литературу. Поэтому общество упустило момент, когда стало на треть состоять из неинвазивных киборгов.

Я пишу этот текст на телефоне. Мысли из моей головы транслируются в цифровую среду, а затем в твою голову, дорогой читатель. Я могу вызвать такси тремя кликами на смартфоне и быстро переместиться в любую точку города. Могу поднять холодильник с помощью грузчиков, вызванных через приложение. Могу, не вставая с дивана, отправить любимый сериал с планшета или ноутбука на телевизор. Могу следить за здоровьем с помощью умных браслетов. Могу узнать любой факт за считаные секунды с помощью поисковиков в Интернете. И не за горами момент, когда в телефоны будут встроены инфракрасные камеры, чтобы видеть в темноте. Я — киборг.
Если ребенок с ранних лет общается со смартфоном, то в его теле условно появляется «слот», куда может быть вставлена технология, которая придет на смену текущим гаджетам
Для человека из прошлого мои возможности сопоставимы с возможностями продвинутого Терминатора. Вот только получил я их без вмешательства в мой организм железа.

Однако это только кажется, что описанные выше технологии находятся вне тела. Если вам тридцать лет, то вы можете позволить себе забыть дома смартфон, а подросток нет, потому что гаджет — неотделимая часть его жизнедеятельности, он уже внутри, в мозге. Супермен не выйдет на улицу без глазных бластеров, так как они могут понадобиться в любой момент. Суперсилу нельзя забыть дома. Современные дети понимают это.

Нет страшнее наказания, чем лишить подростка любимого гаджета. На эмоциональном уровне это все равно что отрезать руки и вырвать глаза. Для наших детей смартфон — способ основного взаимодействия с миром.

Пятнадцатилетний парень, выросший без гаджетов, с большей вероятностью проиграет, оказавшись в среде неинвазивных киборгов. Если у человека нет ноги, то общество постарается ему помочь, но инвалид никогда не сможет участвовать в гонках на равных с двуногими.
Инструменты взаимодействия с миром
Подобная киборгизация — благо для общества. За последние два года в Интернете создано больше информации, чем за всю предшествующую историю человечества. На подобное способны только киборги. Лысой обезьяне, которой мы были совсем недавно, неподвластны подобные достижения.

Старшее поколение в ужасе от современной скорости развития мира. Взрослые пытаются навязать детям свой опыт знакомства с гаджетами. Мол, раз у меня смартфон появился после двадцати, то и ты, дорогой ребенок, ограничь себя до определенного возраста. Взрослые не учитывают двух факторов: периода активного формирования мозга и развития технологий.

Начнем с первого. Мозг человека развивается в течение жизни с разной скоростью. Более 90% всех изменений, доступных мозгу в течение жизни, приходятся на возраст до 12 лет. Проще говоря, начиная с 12 лет и до конца жизни мозг человека изменится всего на 10%. 10% — это очень много, но несопоставимо с тем, что происходит в мозге ребенка.
До 12 лет закладываются вкусовые предпочтения, основа характера, мировоззрение. Все навыки, которые были получены в этом возрасте, ребенок сможет развить до профессиональных. Если ребенка оградить от освоения современных технологий, то он никогда не сможет наверстать упущенное, так как период активного формирования его мозга закончится. В перспективе такой ребенок будет вынужден уступить место под солнцем тому, кто осваивал технологии с ранних лет.
Перейдем ко второму пункту: развитие новых технологий. Каждый год появляются десятки новых профессий. Сейчас одни из самых востребованных специалистов — эксперты в области машинного обучения. У них огромные зарплаты, работа в крупных компаниях, возможность изменить мир к лучшему. Кто же встал у руля этого направления? Те, кто в детстве разбирал бабушкин телевизор, часами играл в компьютерные игры, перепрошивал смартфон, чтобы получить от него больше функций. Те, для кого технологии стали основной средой обитания.
Если ребенок с ранних лет общается со смартфоном, то в его теле, условно говоря, появляется «слот», куда может быть вставлена технология, которая придет на смену нынешним гаджетам. Проще говоря, такой ребенок окажется готов осваивать передовые инструменты взаимодействия с миром и сможет ими пользоваться.

Лишая пятилетнего ребенка гаджетов, родитель, сам того не желая, отнимает у него кусочек возможностей. Так, на заре развития типографии взрослые отнимали у детей книги. Ведь ребенок мог упустить драгоценную возможность пообщаться со сверстниками и не освоить столь необходимый и востребованный навык вспахивать поле.

Это не значит, что следует заменять ребенку реальную жизнь техникой. Родитель должен увлечь родное чадо тем, что значимо для самого родителя. Увлечь, а не пытаться отрицать данность современного мира — гаджеты.
От суперсилы до супергероя
Как отец двух детей, исследователь в области мышления и разработчик образовательных проектов для дошкольников я сформулировал несколько советов, которые помогут детям гармонично и безопасно осваивать современные технологии.

Совет первый. Прививайте детям интерес к технике. Это не значит, что трехлетнему ребенку надо обязательно купить собственный планшет. Вместо этого я рекомендую разбирать вместе с ребенком старые телевизоры, компьютеры, телефоны, электронные игрушки. Изучайте вместе, как эти предметы сделаны. Вскрыли и не понимаете, зачем все это нужно? Открывайте YouTube, где подробно расскажут и покажут. Так, через содействие можно постепенно увлечь ребенка технологиями. Оттолкнувшись от этих знаний, он быстрее освоит их современные аналоги. Да и навык использования отвертки в жизни пригодится.

Совет второй. Начните как можно раньше. В три года ребенок уже может играть в смартфон или планшет без риска для здоровья по 10−20 минут в день, в пять лет — до часа. Контроль времени важен, но акцент в общении с ребенком лучше сделать не на ограничении, а на разнообразии деятельности: «Давай поиграем в телефоне, а потом порисуем». Разнообразие активностей у ребенка — залог безопасного освоения виртуальной среды и защита от зацикливания на гаджете.

Совет третий. Контролируйте виртуальный мир ребенка. Опыт, который ребенок получает от использования планшета или компьютера, так же разнообразен, как опыт столкновения с реальным миром. Проще говоря, качество содержания проектов для детей, например на мобильных устройствах, очень разное. Нельзя отделить качественный контент от вредного, прочитав одну-единственную статью на эту тему. Найдите сайт с обзорами мобильных игр для детей, пару раз в месяц заходите на него, изучайте обзоры новинок. Спустя некоторое время вы научитесь отличать хорошие проекты от плохих.
Имеет смысл совместно осваивать современные технологии. Прекрасный путь для этого — создать собственный видеоканал на YouTube, особенно если это будет личный канал ребенка. Наверняка ему есть что рассказать миру, особенно если он старше семи лет. Так вы вместе научитесь снимать и выкладывать видео, освоите технику и программное обеспечение и, главное, получите массу совместного опыта и тем для разговоров. Попробуйте, в Интернете есть множество материалов, которые вам помогут.

Таков мир неинвазивных киборгов. С ним можно бороться, используя в качестве орудия собственных детей, а можно перестать закрывать глаза на факты. В течение десяти лет исчезнут сотни профессий: юристы, врачи, строители, водители, кассиры, диспетчеры, бухгалтеры. Их заменит искусственный интеллект, способный решать задачи эффективнее людей. Лучшие специалисты в этих областях останутся, но не навсегда. Наиболее уязвимы сейчас те профессии, где не требовалось освоить передовые технологии.

Конечно, чрезмерный акцент на изучении гаджетов может навредить. Во всем нужна мера. И эту меру надо искать вместе с ребенком. Главное, не уходить в крайность и не лишать его возможности познать современный мир таким, какой он есть, как и возможности приобрести суперсилу неинвазивного киборга. А от суперсилы и до супергероя остается один шаг.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: