ШКОЛА. ИНДУСТРИЯ

Креативная ризома

СПРАВКА
Лиана Табатадзе

директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московский многопрофильный техникум им. Л. Б. Красина»
Новая экономика
Когда мы слышим слово «креативность», то чаще всего в голове возникают образы, связанные с традиционным творчеством. Но сегодня креативность трактуется гораздо шире — как компетенция, как индустрия. Сегодня международные и российские эксперты активно обсуждают вопросы развития человеческого капитала в условиях именно креативной экономики, существующей на стыке бизнеса, технологий, культуры и интеллектуальной собственности.
Этот сектор экономики определяют три фактора: новые технологии и открытия в разных областях деятельности, высокая степень неопределенности и острая необходимость генерации новых знаний при колоссальном объеме уже существующих.

Впервые креативная экономика была упомянута в 2000 году в журнале Business Week. Авторы термина утверждали, что XXI век характеризуется ростом научно-технологических достижений, расширением творческих возможностей людей и интеграцией разноотраслевых инноваций. Появляются продукты, в основе которых лежит интеллектуальная собственность.
Коридор. Стена, оформленная студентами-дизайнерами.
В своей книге «Креативная экономика» Джон Хокинс сказал: «Мы перемещаемся из мира понижения нормы прибыли, основанного на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир повышения нормы прибыли, основанный на бесконечности идей и человеческом гении».

Надо отметить, что креативная индустрия и культурная индустрия — два схожих, но не тождественных понятия. Креативная индустрия включает в себя культурные индустрии, а также иные области деятельности, связанные с созданием интеллектуальной собственности, то есть в широком смысле креативная индустрия — это то, что не может быть автоматизировано.
На мировом рынке основной доход в креативных индустриях приносит медиапродукция, на втором месте — искусство, на третьем — технологии.
В России первое место занимают креативные технологии, второе — креативное прикладное творчество, третье — искусства. Аналитики прогнозируют к 2025 году четырехкратный рост доли креативных индустрий в ВВП России — до 2%. С этой цифрой сопоставимы доли социальных и коммунальных (1,8%), а также образовательных (3%) услуг.

В сентябре 2019 года президент Сбербанка Герман Греф сказал, что современным специалистам необходимы креативные компетенции: «Человек будущего обладает высокой степенью креативности. У него хорошо развито системное мышление. И он нацелен на результат».
Что включает в себя креативная компетенция в широком понимании, без учета области, в которой работает специалист? Во-первых, это способность решать задачи, решение которых не может быть типовым. Во-вторых, умение находить кратчайший или наиболее эффективный способ решения проблемы. В-третьих, это обладание дизайн-мышлением и навыками комбинации и рекомбинации различных объектов для получения новых смыслов и ценностей.
Подготовка студентов
Мы рассматриваем образование для креативных индустрий и образование для креативной экономики. Наш техникум нацелен на реализацию и того, и другого подхода.

С одной стороны, все наши направления подготовки по программам среднего профессионального и дополнительного образования, в том числе по профессиям будущего, связаны с креативной индустрией: это издательская деятельность и реклама, графический дизайн, изобразительные искусства, видеопроизводство, фотография, телерадиовещание, цифровые медиа. С другой стороны, мы ищем и апробируем методы формирования креативной компетенции в широком контексте для разных специалистов, в том числе и для команды самого техникума.
На станции метро Выставочная. Презентация студенческих социальных проектов — плакатов, победителей городского конкурса «Нам, молодым, небезразлично».
Как мы готовим студентов к будущей профессиональной деятельности в креативных индустриях? Первое и основное — это среда, в которую мы стараемся погрузить обучающегося с первых дней его пребывания в техникуме. Среда создается совокупностью совершенно различных факторов, обстоятельств и условий, начиная от внешних признаков — оформления пространств, облика преподавателей и администраторов — и до системы мотивации к достижению результата.

В качестве примера средового дизайна можно привести студенческий проект «БлагоCтроители». Его авторы поставили перед собой цель сделать пребывание в техникуме комфортным и интересным для всех, кто в него заходит.
На основании наблюдений и опросов команда проекта выявляет наиболее проблемные места и улучшает их. Разработано мобильное приложение для коммуникации преподавателей и студентов, изменен дизайн кабинетов и коридоров, установлены камеры видеонаблюдения в коридорах здания, созданы стенды с действительно важной и актуальной информацией.

Не менее чем среда важны личности преподавателей с их практическим бэкграундом и умением наполнять содержание своих учебных предметов. Неполный перечень компаний, откуда мы «схантили» лекторов: Deloitte, «Интерфакс», Международная школа дизайна, Московский музей современного искусства, Гознак, Высшая школа экономики. Мы все очень разные, но объединяемся для решения общих задач.
На мировом рынке основной доход в креативных индустриях приносит медиапродукция, на втором месте — искусство, на третьем — технологии
Еще один пример: клуб друзей техникума. Изначально он планировался как дополнительная внеурочная активность для студентов-издателей, но впоследствии перерос в смыслообразующую инициативу. Мы приглашаем экспертов из той или иной сферы креативной деятельности, чтобы они пообщались со студентами в неформальной обстановке. На наших встречах уже побывали: литературные критики Константин Мильчин и Галина Юзефович, издатель и учредитель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов, писательница Яна Вагнер, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая.
Третий фактор — это участие студентов в социальных, научно-исследовательских и производственных проектах. Наконец, четвертый — это подготовка студентов к государственной итоговой аттестации с помощью инструментария, разработанного нашей командой. Для этого у нас тоже создана система взаимосвязанных проектов:
Школа успеха молодого москвича. Комплексная программа дополнительного образования, нацеленная на развитие логики и философского знания. Формат: лекции, мысленные эксперименты, проектно-исследовательская деятельность, научно-практические конференции.
Центр современного искусства «Полиграфический цех». Просветительский проект с широкой повесткой мероприятий, направленный на формирование культурного багажа и творческое развитие. Формат: лекции, мастер-классы, artist-talks, public-talks, кураторские экскурсии.
Лаборатория креативных индустрий. Образовательный мультимедийный проект, работающий на базе современной типографии. На практике студенты учатся работать в креативной индустрии: создают собственные визуально-коммуникационные проекты — полиграфию, медиа, рекламные кампании, придумывают слоганы, берут интервью.
Учебно-производственная типография полного цикла. Готовит рабочих и специалистов для медиаиндустрии в условиях реального производства. Оснащена новейшим оборудованием. Проектные офисы, возглавляемые преподавателями специальных дисциплин, позволяют организовать издательскую работу полного цикла: дизайн-бюро, издательско-редакторский отдел, производство. Студенты выполняют реальные производственные задачи.
Медиацентр. Образовательный проект, действующий по модели Learning by doing. Студенты постигают междисциплинарные основы создания креативных продуктов, участвуя в реальном мультимедиа-производстве.
Центр FutureSkills. Проект по разработке и внедрению образовательных программ по профессиям будущего. Уже запущены курсы «Science-художник», «Инфостилист», «Куратор коллективного творчества», «Дизайнер эмоций».
В мультимедийном проекте «Станция, на которой я учусь» студенты первого курса исследовали историю станции метро «Автозаводская», у которой располагается главное здание техникума. Ребята изучили архивные документы, проанализировали, как с годами менялось оформление станции, выяснили, какую роль она играла в годы войны. Будущие профессионалы-издатели собрали итоги работы в брошюру и сделали тематическую видеоэкскурсию.
На перемене.
Еще один междисциплинарный проект, посвященный изучению истории Даниловского района, — это настоящая настольная игра. Игровое поле представляет собой карту района, участники выполняют задания, ищут ответы на них в буклете и открытках, которые прилагаются к игре.

Особо отмечу студенческие научно-исследовательские проекты, посвященные осмыслению философских категорий на примерах продуктов массовой культуры. Вот некоторые из них: «„Мстители: война бесконечности“ и проблема утилитаризма», «Видеоигра „Детройт: стать человеком“ и философская проблема религии искусственного интеллекта», «„Как приручить дракона“ и философские основания бихевиоризма», «„451 градус по Фаренгейту“ и пещера Платона».
Грибница управления
Мне кажется, нам удалось правильно сформулировать главную предпосылку для развития креативной компетенции у команды: природа человеческого творчества спонтанна и неопределенна, поэтому она трудно поддается формализации. С учетом этого в техникуме, наряду с традиционной древовидной структурой управления, существует и ризоматическая, или сетевая. Такая система не нуждается в центральном стержне, ее структура постоянно меняется. Любой член команды может стать лидером, создав вокруг себя творческий узел. Ризома (грибница) как непрерывная циркуляция возможностей воплощает динамику и мобильность, варьирование элементов, множественность, интерактивность, а это способствует порождению новых идей и их эффективной реализации.
Все наши направления подготовки по программам среднего профессионального и дополнительного образования связаны с креативной индустрией
При работе над творческими задачами мы часто используем мысленный эксперимент. Это метод создания воображаемого сценария развития реальности и осмысления ее последствий, невозможных в реальном мире. Этот метод позволяет освободить воображение, создает необходимый для решения нестандартных задач интеллектуальный дискомфорт.

Именно через мысленный эксперимент наша команда работает над проектированием программ по профессиям будущего: «Дизайнер эмоций», «Инфостилист», «Куратор коллективного творчества», «Science-художник». Эти программы проводятся для школьников в формате дополнительного образования и пользуются высоким спросом.
Когда разговор идет о будущем, хороший тон — вспомнить Стругацких. Вот, например, цитата из повести «Гадкие лебеди»: «Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят, будущее делают… Один умный человек сказал, что будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести».
Рекомендации для участников мысленного эксперимента
Активно взаимодействуйте с модераторами — это важные посредники между вами и организаторами.
Установите четкое групповое взаимодействие. Это поможет вам эффективно завершить работу. Рассматривайте организаторов как вашу целевую аудиторию, а не арбитров — они выбирают, а не санкционируют.
Освободите творческое воображение и перенесите свои актуальные личности в 2055 год.
Будьте максимально свободны в выражении своих мыслей.
И вместо заключения
Когда я приступила к работе над этой статьей, реальность была другой, «докоронавирусной». Сейчас мы перешли на иной уровень осознания всех окружающих нас явлений и социальных связей. Путь, который мы выбрали, сосредоточившись на креативности, оказался правильным. Наши студенты приучены самостоятельно искать решения, поэтому они практически безболезненно перешли на дистанционное образование. Большинство наших преподавателей свободно ориентируются в проектных методиках, они быстро перенесли проектную работу со студентами в цифровое пространство.

Мне кажется, что будущее именно за креативным образованием, когда классно-урочная система не будет доминировать и когда креативная компетенция станет одной из ключевых в федеральных государственных образовательных стандартах.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: