ИНФРАСТРУКТУРА.VISUAL

Сила среды

Как визуальные решения делают мир комфортнее
Дизайн бывает разный: графический, промышленный, мультимедийный, интерьерный, предназначенный для городской среды.

Но какую бы область применения мы не взяли, задача дизайна — улучшать жизнь людей в предметной среде.
Мне кажется, что эволюция общественных пространств Москвы прекрасно иллюстрирует роль дизайна в повышении качества жизни. Причем в этом контексте речь идет не только о визуальных решениях, но и о таких факторах, как пешеходная и велоинфраструктура, уровень безопасности, благоустроенность, досуговые возможности.

Бостонская консалтинговая группа (Boston Consulting Group, BCG) в июле 2018 года опубликовала отчет о результатах исследования развития комфортной городской среды в Москве и других ведущих городах мира. Красивая, комфортная и дружелюбная среда рассматривается как один из важнейших факторов благополучия населения. Некоторые цифры позволяют оценить изменение восприятия и поведения москвичей в связи с трансформацией общественных пространств.
Данные из отчета BCG [1]:



  • число пешеходов на благоустроенных улицах выросло в среднем в 4,5 раза;
  • москвичи стали в 23 раза чаще пользоваться велопрокатом;
  • каждое третье фото на благоустроенных улицах сделано в темное время суток;
  • каждый третий москвич стал заниматься физкультурой и спортом;
  • москвичи стали в 10 раз чаще ходить на фестивали.

Очевидно, что дизайн, обладая свойством менять сознание и поведение людей, очень важен для школ как сильное конкурентное преимущество и точка притяжения обучающихся.

Международные практики создания современных, эргономичных и экологичных образовательных и развивающих пространств имеют долгую историю в отличие от советской практики унифицированных подходов. В интернете можно найти много примеров европейских и американских учебных заведений, воплотивших уникальные дизайнерские решения.

В последние годы Москва активно развивает индивидуальные проекты государственных школьных зданий и территорий, через конкурсы поддерживает лучшие образцы оформления учебных помещений, дворов, спортивных площадок.

[1] http://media-publications.bcg.com/RUS-Comfortable-environment-report-design-final.pdf

Команда техникума имени Красина включила в учебно-производственную практику студентов направлений «дизайн по отраслям» и «графический дизайн» модули, связанные с оформлением учебных и рекреационных площадей. При этом мы стараемся следовать сформулированной нами концепции «5Э»:

  1. Эстетичность. Включение пространства в формирование хорошего вкуса. Эстетика пространства интерактивна и создается совместно с участниками образовательного процесса.
  2. Эргономичность. Использование технологий для повышения концентрации внимания обучающихся и достижения лучшего КПД учебного процесса.
  3. Экологичность. Использование экологичных материалов, организация замкнутого цикла переработки.
  4. Экономичность. Максимально эффективное использование пространства и оборудования, монетизация интеллектуальной собственности.
  5. Этичность. Демонстрация принципов этики и морали.
Цеховое искусство
Две наши площадки представляют собой типовые здания, одно из которых построено в 1930 году как общеобразовательная школа, второе — в 1970 году как профессиональное училище. Назначение зданий определило и архитектуру, и внутреннее пространство. Студенты получили задачу органично сохранить функциональность и исторический контекст помещения, но избавиться от налета «совка».

Первым нашим масштабным экспериментом стало освоение цеховых помещений и открытие в них центра современного искусства «Полиграфический цех» [1]. Нам в наследство достались большие производственные площади в плачевном состоянии, и мы решили пойти по пути мировых трендов — использовать их для выставочных целей, что оправдано и с точки зрения образования. В результате разрушенные и опустошенные промышленные площади превратились в арт-территорию.

[1] http://poligraph.life/
Дизайн важен для школ как сильное конкурентное преимущество
Наш выбор остановился на выставках современного искусства. Почему? Во-первых, искусство — это всегда созидание. Выставки — это манифестация против негатива. Во-вторых, искусство подразумевает метапредметность, призывает зрителей искать истинные смыслы, задумываться о настоящих и ложных ценностях. Художники пытаются осмыслить действительность и призывают зрителей к рефлексии. И в-третьих, я убеждена, что молодой человек, который имеет культурный багаж, если можно так выразиться, «обречен на успех». Потому что он готов воспринимать, познавать, анализировать и, конечно же, созидать.

Арт-центр «Полиграфический цех» был создан в феврале 2016 года. Сегодня у нас в портфолио 18 реализованных выставочных проектов, среди которых «Модуль» — участник V Московской международной биеннале современного искусства, «Мифология бургера» — один из десятки лучших сезонных выставочных проектов Москвы. Наше арт-пространство органично встроено в систему дополнительного художественного и философского образования, мы организуем авторские и кураторские экскурсии для школьников и студентов, проводим мероприятия городского просветительского проекта «Арт-субботы», мастер-классы, лекции, встречи с художниками.
Буккроссинг сближает
Проекты наших студентов, конечно, менее масштабны, но не менее концептуальны. Например, ребята расписали бетонный забор, окружающий территорию одной из наших площадок. Граффити, которые у них получились, — это не просто прикольные рисунки, это изображения, которые имеют глубокий социальный подтекст, символизируют полярные образы современных мегаполисов.

Визуальные решения для рекреаций разрабатывались с учетом двух аспектов. С одной стороны, были важны эстетичность, функциональность и комфорт, с другой — образовательный посыл, мысль, идея. Например, зона буккроссинга — это не только пространство, в котором можно обмениваться книгами, но и место досуга для студентов и преподавателей. Удобная мягкая мебель, привлекающие внимание стеллажи и экран для электронного обмена книгами — это одна часть проекта, а другая — лаконичная монохромная роспись стен. Центральный образ художественной композиции — техногенный город — намекает на то, что в мегаполисе человек нуждается в осмысленном живом общении и может получить его, например, в зоне буккроссинга.
Другим проектом стало оформление одного этажа, где базируются дизайнеры. Чтобы сделать помещение образовательным и мотивирующим, мы обработали в технике трафарета и нанесли на стены портреты Василия Кандинского, Павла Филонова и других известных художников и дизайнеров. Рядом разместили их высказывания. Таким образом, студент видит себя в контексте истории искусства, находится в ярком, динамичном пространстве. Теперь мы можем проводить уроки истории искусств и цветоведения прямо в коридоре.

Другим местом постоянного присутствия студентов является актовый зал, поэтому мы решили создать в нем атмосферу кино и оформили холл в эстетике нуара. Это превратило часть техникума в подобие андеграундного клуба или концертного зала.

Необязательно транслировать некие постулаты в самой росписи. Можно создать ситуацию, в которой они будут лучше восприниматься.
Один из последних студенческих проектов — формирование типовых решений оформления учебных помещений для детей, как мы их называем, с особыми образовательными потребностями. Поскольку у нас тоже обучаются такие ребята, этот проект мы реализуем у себя. Мы планируем заявить его на осенний региональный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills.

Разрушать стереотипы восприятия — одна из главных функций дизайна и основное его оружие. Как привлечь молодых людей, как передать им значимые ценности без давления? Методом превращения образовательного пространства в эстетически привлекательное и нетривиальное.
Профессия будущего
Возвращаясь к обсуждению дизайна как важной части жизнедеятельности человека, нельзя не сказать о его эволюции, вызванной изменениями социальных, технологических и производственных процессов. В этом смысле интересно посмотреть на «Атлас новых профессий» [1] — прогноз развития отраслей по результатам форсайт-сессий с ключевыми экспертами компаний — лидеров отраслей и вузов.

Среди заявленных в «Атласе» 186 профессий будущего, которые появятся в перспективе до 2030 года, специальности, связанные с дизайном, встречаются многократно:



  • Сфера безопасности: дизайнер-эргономист носимых устройств для безопасности.
  • Туризм и гостеприимство: дизайнер дополненной реальности территорий.
  • Медиа и развлечения: дизайнер эмоций.
  • Генерация и накопление энергии: дизайнер носимых энергоустройств.
  • IT-сектор: дизайнер интерфейсов.

[1] http://atlas100.ru/catalog/media-i-razvlecheniya/dizayner-emotsiy/
Занятия разными видами дизайна требует не только разных профессиональных компетенций, но и универсальных умений, таких как логика и системное мышление, кроссфункциональное и кроссдисциплинарное взаимодействие, управление ресурсами и проектами, программирование, восприятие критики и обратная связь, умение видеть возможности.

Многие эксперты прогнозируют взлет спроса и на «обычных» дизайнеров. Государственный сектор сталкивается с новыми, уникальными задачами, а коммерческие фирмы все жестче конкурируют на уровне идей. И тем, и другим структурам необходим интеллектуальный ресурс специалистов в области дизайна.

Наша команда старается работать в русле перспективных трендов, поэтому мы начали разработку образовательных программ по профессиям будущего, в том числе по профессии «дизайнер эмоций». Опираясь на «Атлас новых профессий», на первом этапе мы разработали функциональную карту, сформулировав и описав область профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, трудовые функции и компетенции.

Курс по этой профессии был максимально приближен к логике ФГОС для среднего профессионального образования. К разработке содержания мы привлекали и наших преподавателей, и внешних экспертов. Курс может интегрироваться в существующие образовательные программы СПО по специальности «дизайн по отраслям» и профессии «графический дизайнер». Получился многосоставный модуль, который погружает слушателя в основные аспекты стратегии воздействия на эмоции средствами дизайна (композиция, типографика, инфографика, презентация данных, психология цвета и так далее) и знакомит со способами взаимодействия дизайна и мультимедийных технологий.
ДИЗАЙНЕР ЭМОЦИЙ — специалист, создающий эмоциональный фон контента с использованием новых каналов доставки информации, в том числе и напрямую в мозг потребителя. Он управляет воздействием на органы чувств, чтобы в ходе поглощения информации человек испытывал определенные ощущения.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more