спо. от первого лица

Воспитание элит

Трансформация профессионального образования Москвы
Сфера СПО все больше привлекает внимание экспертов и всех, кто интересуется сферой образования. Новые программы, единый стандарт, практикоориентированное обучение — СПО ощутимо меняется, становится ближе к реальному производству.

Беседуем с Ириной Швец, заместителем руководителя Департамента образования и науки города Москвы об изменениях в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Ирина Швец
заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы
Партнерство и практика
— Насколько успешно реализуется Стратегия развития СПО до 2030 года, утвержденная Минпросвещения? Каковы общие тренды развития СПО в Москве?
— В столице 46 колледжей, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы. Это открывает для поступающих широкие возможности получения образования: можно освоить более 150 перспективных специальностей разных профилей. Ежегодно более 20 тысяч выпускников трудоустраиваются в разные отрасли экономики города: транспорт, промышленность, образование, общественное питание, строительство, ретейл, креативную индустрию и другие.
Один из базовых принципов трансформации системы СПО — внедрение единого подхода к содержанию и реализации программ общеобразовательных дисциплин
Сегодня мы принципиальным образом меняем систему профессиональной подготовки. Наше сотрудничество с крупнейшими госкорпорациями и бизнес-компаниями, а также профильными департаментами города позволяет обеспечить тонкую настройку системы СПО под конкретные запросы работодателей города. Столичные предприятия участвуют в разработке учебных программ, предоставляют места для производственной практики. Среди наших партнеров: Государственная корпорация «Ростех», ГУП «Московский метрополитен», «Шереметьево безопасность», ПАО «МОЭК», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ООО «Главстрой», ПАО «МГТС», ПАО «Ростелеком», ГУП «Мосгортранс», ООО «Сбербанк», ПАО «Газпром», Ассоциация «Российские автомобильные дилеры», ООО «Инженерстрой», ООО «Спецград», ГК «Аэромакс», ООО «Яндекс» и многие другие компании и организации.
Такое партнерство позволяет достичь максимальной практикоориентированности учебного процесса. С первого курса студенты погружаются в профессиональную среду и производственные процессы, учатся на современном оборудовании таком, которое используется на производствах.

В образовательный процесс мы включаем самых опытных мастеров, занятых на высокотехнологичных предприятиях, и создаем систему подготовки мастеров-наставников, поскольку их участие в обучении обеспечит развитие практических навыков у студентов.

К окончанию обучения выпускники подойдут, имея как минимум третий квалификационный разряд, а экзамены будут сдавать на базе работодателей в соответствии с высокими стандартами. Таким образом, на предприятия придут специалисты, готовые сразу приступить к работе. Впрочем, многие студенты получают предложения о трудоустройстве уже на втором курсе и после выпуска продолжают выбранный профессиональный путь.
Один из базовых принципов трансформации системы СПО, о которой мы говорим, внедрение единого подхода к содержанию и реализации программ общеобразовательных дисциплин. Это обеспечит единый уровень качества среднего общего образования в городе.

Ведется также масштабное обновление материально-технической базы колледжей: студенты будут осваивать и совершенствовать необходимые практические навыки в современных лабораториях и мастерских.

Новые образовательные программы и единый стандарт подготовки выпускника СПО Москвы позволят обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов. Это означает, что работодатели получат квалифицированных сотрудников, готовых решать реальные производственные задачи.
Целевое обучение
— Одна из общих тенденций развития сферы — колледжи модернизируются и все больше интегрируются в экономику, взаимодействуют с индустриальными партнерами, строят партнерские отношения с работодателями. Какие можно назвать примеры, иллюстрирующие тенденцию?
— Один из ярких примеров партнерства — целевое обучение студентов для предприятий госкорпорации Ростех. В этом учебном году 1700 ребят поступят на специальности, востребованные в авиастроении, что в три раза больше, чем в прошлом году. Среди них мехатроника и мобильная робототехника, производство и обслуживание авиационной техники, производство авиационных двигателей, эксплуатация беспилотных авиационных систем, технология машиностроения, литейное производство черных и цветных металлов, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и другие направления.
В проекте участвует 13 столичных средних профессиональных образовательных учреждений: Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Западный комплекс непрерывного образования, Политехнический колледж № 8 имени И. Ф. Павлова, Московский государственный образовательный комплекс, Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина, Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова, Образовательный комплекс «Юго-Запад», Политехнический колледж имени П. А. Овчинникова, Московский технологический колледж, Политехнический техникум № 47 имени В. Г. Федорова, Политехнический колледж имени Н. Н. Годовикова, Колледж архитектуры и строительства № 7, Московский государственный колледж электромеханики и информационных технологий.

Каждый студент освоит навыки минимум по пяти профессиям и после выпуска станет мультиквалифицированным специалистом, востребованным сразу в нескольких областях. Помимо хорошей теоретической базы, молодые люди получат опыт решения прикладных задач на производстве, ведь около 70% учебного времени будет занимать практика в производственных цехах. Определять качество обучения будут с помощью квалификационных экзаменов по стандартам работодателя и независимой оценки.
Более 60% девятиклассников поступают в колледжи: их привлекает возможность за три-четыре года получить профессию, которая по-настоящему востребована у работодателей
Целевая программа предусматривает для студентов выплаты за трудоустройство на время практики в размере от 24 тысяч рублей в месяц и повышенную стипендию: 14 тысяч рублей для отличников и 10 тысяч рублей — для тех, кто учится без троек. Выпускников ждет гарантированное трудоустройство на предприятиях авиационного комплекса госкорпорации Ростех, среди которых АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», концерн «Радиоэлектронные технологии», холдинги «Вертолеты России» и «Технодинамика».

В рамках партнерства ведется подготовка наставников, которые помогают молодым специалистам быстрее осваиваться на предприятиях. Если в прошлом году были обучены 54 человека, то в 2023-м подготовят уже 400 опытных специалистов.

Предусмотрены и стажировки на заводах для сотрудников колледжей. Преподаватели познакомятся с новейшими технологиями авиастроения и скорректируют учебные программы с учетом потребностей работодателей. В этом учебном году стажировки пройдут 34 преподавателя и мастера производственного обучения.
Другой пример стратегического партнерства — подготовка специалистов для Московского метрополитена. С 2021 года уже 970 студентов устроились на работу в метро, было обновлено восемь образовательных программ, а 99 преподавателей колледжа прошли стажировку и повышение квалификации в Корпоративном университете транспортного комплекса.

Чтобы обеспечить Московский метрополитен молодыми квалифицированными специалистами, в этом году в Колледже Московского транспорта открылись четыре новые программы обучения по наиболее востребованным техническим профессиям. Выпускники новых направлений будут выполнять квалифицированные работы по обслуживанию путей и сооружений, станционных комплексов, систем управления движением поездов и энергохозяйств метрополитена и электроснабжения городского электрического транспорта.

Часть занятий будет проходить на базе Московского метрополитена с участием действующих экспертов предприятия и преподавателей Корпоративного университета транспортного комплекса. Начиная с первого курса один день в неделю студенты будут проводить на территории работодателя, погружаясь в производственные процессы и осваивая корпоративную культуру. Всего на востребованные направления обучения в Колледже Московского транспорта в этом году смогут поступить почти 700 выпускников столичных школ.
Популярный тренд
— СПО как осознанный выбор после девятого класса… В чем причина популярности такого образовательного маршрута?
— Популярность среднего профессионального образования среди молодежи действительно растет. Сегодня более 60% девятиклассников поступают в колледжи: их привлекает возможность всего за три-четыре года получить профессию, которая по-настоящему востребована у работодателей города, стать конкурентоспособными специалистами и самостоятельными людьми. Ребята понимают, что после выпуска устроятся на работу, которая позволит обеспечить уверенное будущее и доход для себя, для своей семьи. Сейчас многие рабочие профессии позволяют иметь зарплату существенно выше рыночной даже по меркам Москвы. Выпускники колледжей очень востребованы на крупных и малых предприятиях города, они становятся настоящей элитой среди профессионалов, от которой зависит экономический суверенитет нашей страны. Выбор в пользу СПО — это долгосрочный тренд на рынке труда.
— Культура профессиональных соревнований сыграла роль значимого импульса в развитии системы СПО. Что играет такую роль теперь?
— Ключевую роль в развитии среднего профессионального образования в первую очередь сыграла глубокая трансформация российской экономики, направленная на обеспечение безопасности, конкурентоспособности и технологического суверенитета страны. Вследствие этого повысилась потребность в квалифицированных рабочих кадрах, особенно в промышленности, транспорте, строительстве и ИТ-сфере.
А культура профессиональных соревнований продолжает развиваться. Это по-прежнему один из важных инструментов популяризации рабочих профессий. Активно развивается Всероссийское чемпионатное движение, направленное на поддержку талантливых молодых мастеров. Москва не остается в стороне от этих процессов: в течение года в столице проходят состязания, которые охватывают огромный спектр компетенций и участников разных возрастов. Это и Московский детский чемпионат «Мастерята», и Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», и Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters, и, конечно же, чемпионаты «Московские мастера» и «Профессионалы», а также Чемпионат высоких технологий. Молодые участники не только демонстрируют свои умения, но и делятся лучшими практиками, которые в том числе внедряются и в образовательные программы колледжей. Это способствует повышению эффективности обучения студентов с учетом запросов реального сектора экономики. Партнерами чемпионатного движения выступают крупнейшие работодатели города. Они внимательно следят за успехами ребят, приглашают на практику и трудоустраивают лучших участников.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: