школа. HR

Удачный набор

Как школе уберечься от ошибки рекрутинга
Инна Суматохина, управляющий партнер рекрутингового агентства MarksMan, рассказывает о последних тенденциях рынка образования и о том, как сформировать в своей школе команду из лучших специалистов.
Инна Суматохина
управляющий партнер рекрутингового агентства MarksMan
Вторая волна
— В каком направлении развивается рынок образования сейчас? Какие тренды и противоречия видны?
— Рынок развивается, а это уже немало. Наша экспертиза в основном сложилась в сфере частных школ, поэтому в первую очередь я бы говорила об этой сфере. Ситуация непростая: с одной стороны, мы видим вторую волну открывающихся новых школ (первая пришлась на 2015−2017 годы, когда практически одновременно открывались «Летово», Новая школа, «Хорошкола», Гимназия имени Е. М. Примакова). Все это организации, где сделаны серьезные инвестиции в школьное пространство, инфраструктуру, оборудование и, конечно, команду. С другой стороны, кадровый голод в отношении сильных учителей и управленцев не снижается. Напротив, ситуация усугубляется в связи с отъездом многих специалистов.
— Какие новые образовательные проекты обращают на себя внимание, в чем специфика проектов последнего времени?
— Их достаточно много. Уже в этом году откроется технолицей имени Долгих — это новый проект правительства Московской области и Гимназии имени Е. М. Примакова. Фокус образовательного процесса в лицее — IT и инженерное направление, трилингвальное обучение. Проект вызвал очень большой ажиотаж среди жителей всех близлежащих районов.

На территории Сколково откроется инновационная школа «Сколка», проект предпринимателя Андрея Комарова, школа с практико-ориентированным подходом, мощной внеакадемической составляющей образовательного процесса по следующим направлениям: ИТ/ИИ, биотехнологии, креативные индустрии, космос. Школу возглавил Дмитрий Фишбейн, много лет руководивший лицеем НИУ ВШЭ, одна из ярчайших фигур на рынке школьного образования.
Мы видим тренд на появление KPI как для управленцев, так и для педагогического состава в частных школах. Это, определенно, примета бизнеса
В Хамовниках запускается школа «Новый взгляд», ориентированная на развитие предпринимательских навыков наравне с сильным академическим результатом. Ее основатель — инвестиционная группа «Регион» во главе с Сергеем Судариковым. Я бы отметила активное вовлечение учредителей в проекты, это не может не радовать.

Всерьез озаботились образовательными проектами и застройщики, появляются и частные проекты, а также партнерства. Активность проявляют крупнейшие компании: А101, группа «ПИК», группы «Самолет», «Астерус». Так или иначе, правильное жилье уже не может существовать без социальной инфраструктуры, а модель «построил коробку — передал городу» кажется уже слишком примитивной. Застройщики хотят участвовать, созидать, влиять.
KPI для всех
— Бизнес-подходы все чаще интегрируются в сферу менеджмента образовательных проектов. Как рынок образования их воспринимает? Насколько он мыслит категориями бизнес-задач?
— Этот вопрос, безусловно, остается одним из самых насущных. Бизнес всегда ориентирован на результат, люди из образования — скорее на процессы, либо результаты они видят по-другому. Тот, кто первый «подружит» одно с другим, достоин Нобелевской премии. Но далеко не любой крупный бизнес хочет видеть в качестве результата образовательного проекта только коммерческую выгоду. Важны академические или социально значимые результаты, которые могут повлиять на развитие общества, это отражает амбиции тех масштабных личностей, которые за проектами стоят.

Многие из значимых проектов, которые появились в последнее время, — благотворительные. То есть деньги инвестировали, понимая, что капитальные вложения никогда не вернутся. Тут вопрос скорее философский: как инвестор видит собственный проект, смотрит ли на него через бизнес-оптику или как-то иначе.
СКОЛКА — школа с уникальной инфраструктурой на территории Инновационного центра «Сколково». Ценность проекта — образовательная модель, которая позволит сформировать у школьников актуальные прикладные компетенции под патронажем лидеров высокотехнологичных индустрий, построить осознанную образовательную и карьерную траектории.
Крайности есть с обеих сторон, а школа — организация, развивающаяся эволюционно. Образовательный проект имеет свои сроки роста, но это не всегда принимают бизнесмены. С другой стороны, люди из образования могут совсем не слышать тех, у кого другое профессиональное мнение и опыт, сопротивляться новому. Важный фактор, которые определяет успех сотрудничества, — это возможность слушать и услышать друг друга. В целом же мы видим тренд на появление KPI как для управленцев, так и для педагогического состава в частных школах. Это, определенно, примета бизнеса.
— Как сформировать успешную школьную команду?
— Безусловно, для этого нужен развитый бренд. Личность основателя, директора — значимые факторы, влияющие на то, как принимают решение специалисты в поисках работы. Профессиональный авторитет этих главных акторов, пожалуй, и является отправной точкой формирования корпоративной культуры школы. Заработная плата, социальный пакет, медицинские страховки — это, конечно, важно, но уже относится к категории необходимого, но недостаточного для того, чтобы привлекать лучших специалистов. Большое значение имеет возможность развития для учителей внутри школы: обучение, освоение технологий, наличие оборудования и пр.
— Какие способы поиска сейчас работают: сарафанное радио, личные рекомендации, открытые поисковые системы?
— Работают все способы сразу. Нужно применять их одновременно, только в таком случае мы можем говорить об эффективном подборе. По результатам прошлогоднего исследования агентства MarksMan, наибольшую эффективность имеют реферал-программы (внутренние рекомендации) и сайт hh.ru, более половины из 12 опрошенных частных школ пользуется рекрутинговыми компаниями для сложных или топ-поисков, соцсети также активно применяются, но их эффективность сильно ниже, чем у первых двух каналов.
— Почему в образовании риски неправильного найма выше, чем в других индустриях? Как можно их минимизировать?
— Школа или другой образовательный проект — циклически функционирующая система. Очень правильно, когда уже в январе — феврале задумываются о новых сотрудниках или заменах. Мы наблюдаем яркую сезонность найма, когда кадровые запросы начинают формироваться в феврале, а март — июнь — это горячая пора для рекрутеров. В июне — июле у учителя обычно уже есть понимание, где он проведет следующий учебный год. Следовательно, в середине августа окно возможностей для организации, формирующей команду, почти закрыто. В середине года покидать школу неэтично, и, конечно, это грозит испорченной репутацией. Следовательно, если в октябре — ноябре мы понимаем, что сделали рекрутинговую ошибку, найти быстро замену крайне сложно.
Как уберечься от ошибки? Следует провести несколько интервью, которые позволят оценить степень развития hard и soft skills, понять, есть ли совпадение по ценностям и просто человеческая симпатия. Конечно, есть смысл рассмотреть рекомендации с предыдущих мест работы. Некоторые используют тестирование. Например, опросники и тесты TalentQ и Hogan — эффективные инструменты, особенно если речь идет о подборе специалиста на управленческие позиции.
— Каких новых специалистов ищет школа? Это IT-директора, помогающие специалисты, специалисты смежных областей?
— Один из последних трендов — это спрос на специалистов по партнерству и развитию, которые отвечают и за связи с вузами, с индустриями и компаниями, обеспечивая эффективное взаимодействие со школами, помогая развивать проектную деятельность.

Сфера IT в школах также усложняется, есть проекты цифровых школ, предполагающие использование сложного оборудования и систем. Конечно, все это требует профессионалов высокого уровня с широким спектром компетенций, так как внутренние клиенты — это и управленцы, и педагогический персонал, и ученики.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще