ШКОЛа. онлайн

Учитель в студии

Правила коммуникации эпохи онлайн
ШКОЛА. ОНЛАЙН
Учитель в студии
Правила коммуникации эпохи онлайн
Последние два года изменили взгляды многих преподавателей и учеников на систему образования. Старая и новая школы продолжают споры о том, как ученику освоить предмет, не находясь рядом с учителем, как сохранять внимание во время онлайн-занятий.

Пример «Алгоритма» и других школ доказывает — учить и учиться в онлайне возможно. Рассказываем, как это делать эффективно.
Опыт двух лет
Большинство преподавателей нарабатывали профессиональное мастерство с помощью классических инструментов: посещения лекций и практических занятий, плотного общения с профессорами, кураторами и так далее. Сейчас учителям нужен абсолютно новый опыт. Приходится заново набивать шишки, тестировать программы, выступать в режиме «говорящей головы» и следить за микрофонами. Педагоги ищут способы сделать уроки более интерактивными, но это не всегда получается.
С переходом на дистант преподаватели традиционных университетов начали вести уроки так же, как их ведут на современных онлайн-курсах. Даже те учителя, которые склонялись исключительно к вербальным способам обучения, без использования доски и визуальных материалов, стали регулярно готовить презентации. Во время занятия далеко не все требуют от учеников включенной камеры и микрофона.

С другой стороны, разработчики новых онлайн-курсов стремятся быть похожими на традиционные институты: совершенствовать учебную программу, налаживать дисциплину, устанавливать обратную связь между преподавателями и учениками.
Переход без страха
Тексты, видео- и аудиоматериалы — важные для полноценного образовательного процесса инструменты. Видео среди них играет роль основного средства удаленной коммуникации. Видеообучение может быть эффективным, но тогда, когда преподаватели получают понятные инструменты для его организации и обучаются с ними работать. Чтобы достигать результатов с учениками, всем в какой-то степени нужно переучиться. Готовность к работе с новым функционалом позволит быть менее зависимыми от форс-мажорных обстоятельств, таких как пандемия.

Несмотря на очевидные преимущества, гипотеза о переходе индустрии на как минимум гибридный формат обучения продолжает пугать преподавателей.
Во время офлайн-уроков я всегда пишу от руки. Из-за этого проведение вебинаров казалось мне невыполнимой задачей. Не понимала, как можно работать, не видя мгновенной реакции учеников.

Когда мы записывали рекламные ролики для школы, мне впервые пришлось работать перед камерой. Я сильно волновалась, перезаписывала дубли и решила, что это не мое. Отсутствие слушателей — не просто страх для учителя, это переживание абсолютно новых эмоций и выход из зоны комфорта. Это правда, что чем опытнее и старше преподаватель, тем ему сложнее обучаться новому из-за присутствия некоего психологического барьера.

В конце концов, я взяла вебинары. Мои страх и желание убежать из студии прошли со временем. Возможно, мне и другим преподавателям школы было легче перейти на новый формат, чем остальным. В «Алгоритме» есть собственная видеостудия самозаписи. Свет и звук всегда настроены, и мы записываем ролики сами, без присутствия посторонних. Камера настроена так, что преподавателя видно по пояс. Возможность жестикулировать — огромный плюс по сравнению с привычной для онлайн-курсов «говорящей головой». Кроме того, у нас есть прозрачная доска, на которой можно писать, не отворачиваясь от камеры. Ученики видят все, что я пишу, в зеркальном отражении.
При первых попытках работать в студии мы делали по несколько дублей и дольше готовили презентации. Бывало, что на запись стояла очередь. Сейчас все быстрее, и мы все делаем сами. Мне бы и не хотелось, чтобы во время записи передо мной находилась съемочная команда. Урок — это интимный процесс.

Нельзя говорить, что вовлеченность учеников в онлайне ниже. Вовлеченность зависит от темы и от нас как преподавателей. В некоторых методичках есть скучные упражнения, которые не вызовут интереса учеников, каким бы ни был формат. Задача опытного преподавателя — оживить такие упражнения с помощью подачи.

Совет, который я могла бы дать преподавателям, начинающим работать дистанционно: «Понять, что все делается ради учеников. Контролируйте посещаемость и не пускайте ничего на самотек. А об эффективности лучше говорить в конце года — это нормальный срок для сонастройки с каждым учеником и отслеживания прогресса».
Анна Шапкина, учитель русского языка в британской школе «Алгоритм»
Вебинар в профессиональной видеостудии. Источник: материалы Наталии Михайловой



Практика показывает, что грамотное использование видеокоммуникаций важно для всех сфер обучения. Например, в креативных индустриях связь преподавателя и ученика строится на самовыражении и демонстрации творческих, ораторских и других смежных навыков. Это не означает, что специалисты должны ждать окончания пандемии, чтобы вернуться к привычным способам организации образовательного процесса. Индустрия нуждается в технологичных проектах и полезных решениях, разработанных на основе постоянного сбора обратной связи и понимании нужд преподавателей и учеников.
Мировой опыт. США, Россия, Австралия
Каждая страна решает вопрос перехода на онлайн-обучение и его оптимизации по-разному. Например, в США команды университетов могут формировать целые видеопродакшен-отделы. Это снимает часть нагрузки с преподавателей, но добавляет огромную ежемесячную статью расходов институту.
Медиапродюсер Марк Студер в процессе съемок в Университете Вашингтона. Источник.
В России стали популярны студии самозаписи. Например, профессиональная видеостудия Jalinga установлена в «Алгоритме» и еще в 140 компаниях, включая «Сколково», ВШЭ и другие.

В этом плане наш опыт можно сравнить с австралийским. В этой стране преподаватели самостоятельно записывают лекции и подкасты. Наличие интуитивно понятного интерфейса и суфлера в таких студиях значительно упрощает и ускоряет процесс записи.
В Университете Аделаиды оборудовано пять студий для преподавателей и студентов. Полное видео доступно по ссылке.
Для удобства учителей и учеников создают специальные формы для бронирования студий.
Преподаватели российской школы «Алгоритм» также планируют учебные и внеучебные активности через общий планер.
Прогноз развития
Все больше мероприятий можно реализовать в видеоформате. Например, сотрудники школы «Алгоритм» проводят в видеостудии дни открытых дверей, родительские собрания и встречи выпускников.

Перевернутый формат образовательного события, когда в студии находится ученик, дает ему больше возможностей для самопрезентации или удаленной защиты. В декабре прошлого года в студии «Алгоритма» вебинары начали проводить сами выпускники.
Фрагменты вебинаров, проведенных выпускниками «Алгоритма». Источник: материалы Наталии Михайловой.
Тем, кто только обучается преподаванию, особенно важно тренировать работу с камерой, технику речи и навык написания скриптов, учиться делать презентации и придумывать игровые механики для онлайна. В крупных городах России можно арендовать профессиональную студию на несколько часов, чтобы проверить, насколько вы справляетесь с такими задачами. Например, студии Jalinga, которые используют в «Алгоритме», есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.

Текст: Jalinga Studio
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!