навык. база

Спрос на креативность

Чем живет креативный кластер в России и почему этот навык нужен всем
навык. база
Спрос на креативность
Чем живет креативный кластер в России и почему этот навык нужен всем
В России за пять лет почти на треть увеличилось количество креативщиков. Рекламщики, копирайтеры, дизайнеры, художники и другие представители творческих профессий помогают создавать уникальные продукты и умножают прибыль компании. При этом креативность как навык выходит за рамки сугубо творческих профессий, превращаясь в базу для любой деятельности.

Объясняем, что происходит на этом рынке и почему креативность сегодня нужна всем.
Бонусы и плюшки
Креативная индустрия делает много хорошего для роста благосостояния страны: создает условия для развития человеческого капитала, стимулирует цифровую трансформацию, способствует появлению инновационных продуктов и новых рабочих мест.
  • Владимир Синицын
    операционный директор Bang Bang Education (входит в Ultimate Education)
    Это связано с тем, что креативные индустрии основаны на инновациях и творческом подходе, что делает их конкурентоспособными на мировом рынке.
Так, Москва отличается сильным рекламным сектором, а якутские фильмы получают фестивальные призы и успешны в прокате. Республика Саха вообще занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по объемам кинопроизводства. Также в стране сформировались крупные школы дизайна и архитектуры.
Хакатоны и конкурсы
Сегодня в ряде западных стран вклад творческого кластера в ВВП более ощутимый, чем в ориентированной на сырьевую экономику России. «При системной поддержке со стороны государства у креативного сегмента есть большой потенциал для роста», — уверен Синицын.

По его словам, отрасль нуждается в снижении налоговых и административных барьеров, а также в законодательном регулировании. «Нужны инициативы, которые бы учитывали особенности креативной индустрии и защищали бы права ее участников», — уточняет представитель школы дизайна и технологий Bang Bang Education.

Эксперты сходятся во мнении, что необходимо выработать новые образовательные подходы. Так, директор по развитию бизнеса IThub Кристина Граль видит будущее в креативных кластерах, в которых средние и крупные компании смогут проводить хакатоны.
  • Кристина Граль
    директор по развитию бизнеса IThub
    Необходимо трансформировать хакатоны из эксклюзивных ивентов для крупных брендов в постоянную, цикличную форму поиска креативных решений, привлекать туда молодежь, чтобы создавать креативные команды, и через это развивать экономику России.
Как считает директор школы креативных технологий TUMO Moscow Жанна Мекалина, индустрии остро не хватает конкурсов, которые бы помогали креативному классу формировать портфолио.
  • Жанна Мекалина
    директор школы креативных технологий TUMO
    Сейчас конкурсная жизнь практически ушла из страны, хотя она позволяет специалистам подтвердить свой уровень, как-то выделиться среди конкурентов. Создание конкурсных проектов в национальном масштабе очень бы помогло развитию различных креативных индустрий.
Еще одно рабочее решение — создание независимых площадок для сотрудничества молодых специалистов с инвесторами. По словам заместителя директора департамента по развитию бизнеса образовательной платформы Skillbox Марии Павловой, такие проекты способствуют притоку кадров в креативную сферу. «», — добавила она.
  • Мария Павлова
    заместитель директора департамента по развитию бизнеса образовательной платформы Skillbox
    Например, в Skillbox мы поддерживаем образовательно-акселерационный проект „Метод", с победителями которого (в номинации „Видеоигры") подпишем соглашение о партнерстве в рамках нашей видеомастерской.
Топ-10
При этом запрос на креативность сегодня наблюдается не только в творческих видах деятельности, но и во всех сферах бизнеса: в конце 2021 года этот навык вошел в десятку самых востребованных среди российских работодателей. Именно этот компонент помогает компаниям быть гибкими и вовремя адаптироваться к быстро меняющимся условиям, будь то санкции, пандемия или технологический прогресс, подчеркивает Жанна Мекалина.
  • Жанна Мекалина
    директор школы креативных технологий TUMO
    Мы знаем примеры крупных российских банков, которые благодаря креативным командам выпустили качественные конкурентоспособные продукты и вышли на более молодую аудиторию. То есть стимулирование креативности окупается, ведь инновации увеличивают добавленную стоимость продуктов и услуг.
Креативность в широком смысле подразумевает способность решать нестандартные задачи нестандартным способом. Для этого необходимо уметь находить нужную информацию, общаться и договариваться, презентовать свои идеи. Практически в каждой профессии можно найти точку приложения креативности: продуктовому менеджеру такой навык поможет интересно представить товар или услугу, а финансовому директору — защитить бизнес-стратегию.
Где и как учиться?
Представители образовательного рынка уверены, что креативному мышлению в целом или конкретной творческой деятельности можно научить только в процессе взаимодействия.
  • Жанна Мекалина
    директор школы креативных технологий TUMO
    Очень важно, чтобы какой-либо курс преподавал практикующий специалист. Человек может прочитать 150 книг по ювелирному делу, но для формирования навыка требуется живое и практическое занятие с мастером. Иначе ювелирное искусство так и останется набором теоретических представлений.
Кроме того, работа с практикующими экспертами позволяет составить хорошее портфолио или даже найти партнера для будущих проектов, добавляет представитель Skillbox Мария Павлова. Искать качественное образование она и другие опрошенные нами специалисты советуют у игроков EdTech-рынка, которые активно используют интерактивные методы обучения.
К 2030 году планируется увеличить долю творческих отраслей в ВВП России с 2,2% до 6%
Кристина Граль отмечает, что хорошо бы развивать креативное мышление уже со школьной скамьи. Для этого нужно менять учебную программу таким образом, чтобы у детей появилось больше самостоятельности. В качестве рабочего инструмента развития творческих паттернов у детей она видит возможным настольные игры.
Что готовит будущее
К 2030 году планируется увеличить долю творческих отраслей в ВВП России с 2,2% до 6%, следует из Концепции развития креативных индустрий. Поэтому, несмотря на санкции и уход иностранных компаний из страны, кластер продолжит развиваться. В частности, эксперты пророчат появление специалистов, которые будут взаимодействовать с искусственным интеллектом. Усилится спрос на цифровых дизайнеров, в том числе веб- и графических, так как уже не только крупный, но и малый бизнес понимает важность визуальной составляющей. Кроме того, компании с хорошим дизайном выигрывают в доходах, говорится в отчете McKinsey. Базовые навыки в дизайне постепенно входят и в минимальный перечень хард-скилов для всех работников креативной индустрии.
  • Кристина Граль
    директор по развитию бизнеса IThub
    Частая проблема: мы видим, что идея хорошая и можно взять ее в работу, но креативщик не может ни в каком формате визуально представить свой проект, так как зачастую искажаются первоначальные смыслы.
Спрос на креативность как универсальный навык тоже будет расти: в отчете Всемирного экономического форума прогнозируется, что к 2025 году он выйдет на пятое место среди всех так называемых гибких навыков. С развитием технологий у работодателей будет появляться все больше задач, требующих творческого подхода.
  • Жанна Мекалина
    директор школы креативных технологий TUMO
    Каждому из нас сегодня нужно стать чуть более креативным, но не для того, чтобы работать в креативных индустриях, а для того, чтобы двигать свое направление и свою компанию вперед».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще