Полезные игры для серьезных людей

Мария Родионова
Эксперт в области игрофикации и внедрения проектной деятельности в образовательные процессы, соорганизатор международного образовательного движения Protopia Labs, модератор, руководитель и администратор проектов образовательного бюро «Солинг»
На фестивале «Столица будущего», который в апреле был организован «EdExpert» под эгидой Московского международного форума «Город образования», команда «Солинга» провела деловую игру для школьников. Это помогло ребятам наладить коммуникацию между собой, начать более осознанно относиться друг к другу, видеть друг в друге соратников.

Игра состояла из четырех этапов.

1. «Будущее» Школьные команды разрабатывали образ желаемого будущего, создавали портреты людей будущего — аватаров, составляли списки ключевых метакомпетенций для каждого из них. Эти списки стали образовательными маршрутами для прохождения игрового этапа.

2. «Люди» На этом этапе стояла задача прокачать своих аватаров. Школьники проходили пять кластеров (мышление, креативность, предпринимательство, эмоциональная грамотность, коммуникация) по выбраным ими стратегиям. Каждую команду сопровождал навигатор, который помогал сориентироваться в многообразии представленных практик soft skills и оптимизировать стратегии прохождения кластеров, корректировал отклонения от маршрута, предотвращал выгорание и конфликты между участниками.
3. «Места» Команды создавали артефакты мира, в который поместили своих аваторов.

4. «Действия» Школьники генерировали идеи проектов, которые необходимо запустить, чтобы приблизить образ желаемого будущего. Например, ребята смоделировали работу сообщества городских арт-дизайнеров и движения неоэкологов. Этот этап предполагал обязательное участие экспертной панели, где проходила защита проектов. Наиболее популярными оказались экологические проекты, а также проекты, нацеленные на прекращение военных конфликтов, увеличение продолжительности жизни, горизонтальное управление, партнерство и содействие, регулярные межпланетные путешествия, умножение любви и взаимопонимания в отношениях учителей и школьников.
Игромастер — профессия будущего
С 2003 года специалисты компании «Солинг» разрабатывают, тестируют и внедряют образовательные инновации. С помощью игропрактики можно решать задачи управления, обучения и прогнозирования внутри предприятий, государственных учреждений, школ и вузов. Предлагаются инструменты для моделирования определенных ситуаций, бизнес-процессов с определенным фокусом. Моделирование позволяет обнаружить проблемы, увидеть пути оптимизации процессов, оценить риски.

Игромастер — это специалист по разработке и организации обучающих игр — деловых, исторических, фантастических. Он работает с мышлением человека. Игрофикация, игропрактика — один из базовых элементов образования будущего. Игромастера помогут людям оставаться актуальными в VUCA-мире.
Игропедагог может построить программу так, чтобы она вовлекала в процесс обучения. Через игру можно оценить деловые качества участников, их роли, мотивацию, можно сравнить их друг с другом в конкурентной среде, отработать их навыки коммуникации, навыки работы с возражениями, укрепить команду.

Игропедагог обладает компетенциями, которые позволяют создавать игры, внедрять игровые элементы в бизнес-процессы, модерировать игры в процессе обучения. Кому полезно иметь подобные компетенции? Прежде всего педагогам, бизнес-тренерам, менеджерам по развитию персонала, ивент-специалистам, занимающимся организацией корпоративных мероприятий, бизнес-консультантам.
Технологии игропрактики
Деловые и образовательные игры и социальные тренажеры создаются для решения конкретных задач. Один из успешных примеров — разработка игры для бизнес-акселератора «Капитаны России» в РЭУ им. Плеханова. Мероприятие длилось неделю, в нем приняли участие 400 человек. Цель игры заключалась в том, чтобы через практику донести до участников основные причины и следствия перехода общества к капитализму, рассказать про связанные с переходом экономические, социальные, культурные трансформации. Чтобы разобраться в истории возникновения феодализма и предпосылках капитализма, необходимо выделить основные характеристики изучаемого периода, ключевые события, определить классовые состав общества и назвать наиболее выдающихся деятелей этого времени.

Для создания подобных игр необходимо умение выделять ключевые элементы в событии/процессе/явлении и создавать на основе данной информации игровую модель. Это позволяет достичь удивительного эффекта: участники игры (студенты), которые ничего не знают, допустим, о том же капитализме, после игры начинают понимать общий дух времени и причинно-следственную связь событий, при условии, конечно, что мастера-игропрактики глубоко проработали материал. Игра дает более высокий уровень понимания материала, нежели традиционные лекции.
Геймификация бизнес-процессов — это разработка, прототипирование и внедрение игровых механик в неигровые процессы компании. Данный подход помогает в решении HR-задач: повышает вовлеченность сотрудников в деятельность компании и упрощает внедрение новых моделей управления персоналом.

Ситуационные центры — это технология прогнозирования, основанная на фиксации основных тенденций и изменений, которые могут затрагивать государства, отрасли, компании, задавая вектор их развития. Преимуществом этого подхода является то, что практика заменяет теоретические прогнозы. Будущие процессы реализуют реальные, живые люди. Это позволяет оценить скрытые риски планируемых изменений (например, в бизнес-процессах).

«Солинг» с 2007 г. проводил масштабные игры для вузов. Основными заказчиками были МГИМО, МИФИ, РЭУ им. Плеханова. Студенты с помощью ситуационных центров моделиовали экономические и социальные процессы, способные повлиять на жизнь многих людей: кризис 2008 года, перестановки в структуре упраления государством.
Еще одно направление деятельности — работа с сообществами. Есть гипотеза, что кардинально изменить мир могут только группы энтузиастов, увлеченные общим делом, и поэтому важно учиться строить и развивать сообщества для решения образовательных и бизнес-задач, а также для получения колоссального человеческого потенциала. Известно, что существуют два ключевых ресурса — это время и люди. Работать со временем помогают тайм-менеджмент и управление личной эффективностью, а работа с сообществами позволяет эффективно работать с людьми.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: