школа. метод

Система Монтессори в России

Прошлое, настоящее и будущее метода
школа. метод
Система Монтессори в России
Прошлое, настоящее и будущее метода
Имя Монтессори знакомо многим родителям и педагогам. Но часто оно ассоциируется с дошкольным образованием или с обучением детей с особенностями развития. Между тем во всем мире детские сады, начальные и подростковые школы Монтессори — это обычное явление, подобной коннотации не имеющее. Даже наоборот: школы этого типа воспринимаются нередко как элитарные. О сущности метода рассказывает эксперт в области монтессори-педагогики Надежда Смирнова.
  • Надежда Смирнова
    психолог, создатель одного из первых в России детских садов и начальных школ Монтессори, экс-председатель правления Межрегиональной монтессори-ассоциации, учредитель Международного института монтессори-педагогики
Разница восприятия
Среди выпускников монтессори-школ много известных личностей — от принцев Уэльских до писателя Габриэля Гарсии Маркеса. Ларри Пейдж и Сергей Брин рассказали своему биографу, что именно метод Монтессори вдохновил их на создание компании, отличающейся от всех других. Когда у основателей Google спросили, какие факторы своего успеха они могут назвать, предприниматели ответили, что оба ходили в школу Монтессори. Именно там они научились не следовать правилам и указаниям, а мотивировать себя самостоятельно, подвергать сомнению то, что кажется очевидным, делать вещи немного по-другому. Googleplex, штаб-квартира компании в Маунтин-Вью, представляет собой гигантский детский сад Монтессори для взрослых.

Метод Монтессори — не просто образовательная технология или обучающая методика. Это обоснованная философско-психологическая и педагогическая система, которая требует серьезного обучения и личностной трансформации педагогов, создания особой среды.
СПРАВКА

Международный институт монтессори-педагогики
проводит переподготовку и повышение квалификации педагогов, готовит учителей и воспитателей для монтессори-групп детей в возрасте 0−3, 3−6, 6−12 и 12−18 лет; разрабатывает и изготавливает русскоязычные монтессори-материалы. Совместно с ММА ежегодно с 2015 года организует самое значимое событие в российском монтессори-пространстве — фестиваль «Монтессори-весна».
Автор системы Мария Монтессори, итальянский врач, педагог, общественный деятель, начала работать с умственно отсталыми детьми в начале XX века. И эти дети на городских олимпиадах стали показывать результаты не хуже их сверстников из обычных школ. К педагогике доктор Монтессори подошла как ученый: наблюдала за детьми, строила гипотезы о механизмах развития психики ребенка, экспериментировала с учебными материалами. Очень скоро о ее методе заговорили далеко за пределами Италии. В 1909 году Монтессори издала книгу «Метод научной педагогики», а в 1912-м провела первый международный курс по подготовке педагогов.

С тех пор Монтессори много ездила по миру, обучая педагогов и развивая свой метод. В 1915 году на Всемирной выставке Panama-Pacific в Сан-Франциско Монтессори провела наглядную демонстрацию метода в действии для 15 000 учителей. Сидя вокруг стеклянного павильона, педагогическая общественность имела возможность в течение трех часов наблюдать за работой класса по методу Монтессори.

Монтессори-общества и монтессори-классы создаются по всему миру, метод развивается и распространяется как «вверх» (на школьный возраст от 6 до 12 лет), так и «вниз» (на возраст детей до 3 лет).
Основные положения
Метод Монтессори основан на отношении к ребенку как к неповторимой личности с уникальным планом развития, способами и сроками освоения мира. Основная задача монтессори-педагога — не передать сумму знаний и навыков, а помочь ребенку организовать свою деятельность в среде, пойти собственным путем.

Важнейшее средство поддержки детского развития — специально подготовленная среда, которая меняется с возрастом ребенка и на каждом этапе отвечает задачам и механизмам его развития. Если такая среда создана, сформируется здоровая психика, ребенок будет проявлять интерес к реальности, дружелюбие, склонность к тишине и порядку, спонтанную дисциплинированность. При отсутствии необходимых условий могут появиться девиации. На ранних этапах развития для нормализации ситуации достаточно просто восстановить благоприятные условия.
Только знания метода монтессори-педагогу недостаточно, важна его личностная зрелость
Роль педагога существенно меняется от этапа к этапу, но неизменна его задача — транслировать ребенку базовые гуманитарные ценности. Поэтому только знания метода монтессори-педагогу недостаточно, важна его личностная зрелость. Педагог — посредник между ребенком и средой. Он понимает задачи и механизмы развития детей каждого возрастного периода, владеет инструментами саморазвития, которые предстоит передать ребенку, знает возможности использования дидактических материалов. Это знание позволяет ему в нужный момент «организовать встречу» ребенка с тем инструментом, который послужит задаче его развития в данный момент.

Именно тонкая подстройка среды и посредническая роль педагога позволяют детям получать высокие академические результаты, развивая при этом метапредметные навыки и высокий уровень субъектности.
Образовательный процесс в монтессори-классе на разных возрастных этапах
Развитие ребенка от рождения до зрелости Монтессори делила на четыре этапа. На первом этапе (0−6 лет) ребенок адаптируется к ближайшему окружению. Идет процесс созревания отдельных участков мозга и создания нейронных связей. Взаимодействие со средой происходит под влиянием периодов особой чувствительности психики (сензитивных периодов), которые обусловлены как раз этими процессами. Во время такого взаимодействия ребенок буквально впитывает впечатления из окружающей среды, что обогащает его психические процессы.

Обычно этот возрастной этап делят на две части: от рождения до 3 лет и от 3 до 6 лет. Группы для самых маленьких (от 3 месяцев) — это, как правило, группы для малышей с мамами, где дети находятся под наблюдением педагогов. Мамы получают консультации по созданию домашней среды, способам поддержки развития малыша.
Дети, которые могут уверенно ходить, включаются в группы без мам, где учатся взаимодействовать, уступать, не мешать друг другу. В таких группах созданы условия для развития движения, крупной и мелкой моторики, для становления самостоятельности и независимости ребенка в бытовом плане: низкие открытые полки, низкие раковины, небольшие кувшины для воды. Дети получают от взрослых короткие индивидуальные уроки-показы простых действий: как налить воду в стакан и намазать хлеб маслом, как помыть руки и посуду, как самостоятельно одеваться и т. п.

В группе от 3 до 6 лет может быть 20−30 детей разного возраста. Подросшие малыши продолжают развивать бытовую самостоятельность, поддерживают порядок в помещении, участвуют в приготовлении еды. Но появляются и другие задачи. Нужно организовать условия для развития мышления ребенка, овладения устной и письменной речью, счетом, знаниями об окружающем мире. Специально созданные для этого Марией Монтессори дидактические материалы позволяют ребенку в свободной индивидуальной деятельности решить эти задачи.
Золотой материал и свободная работа
Монтессори-материалы уникальны. Они помогают дошкольнику освоить сложные понятия с опорой на его познавательные возможности. Например, «золотой материал» Монтессори действительно золотой не только в отношении цвета, но и с точки зрения значения в освоении математических абстракций. Это наглядное представление разрядов десятичной системы в виде конструкции, где единица представлена бусиной (точка, 100), десяток — стержнем, на который нанизано 10 бусин (линия, 101), сотня — квадратом 10×10 (102), тысяча — кубом 10×10×10 (103). Ребенок держит эти предметы в руках, ощущает разницу в размере и весе, воспринимает их форму, что позволяет не только наглядно представить многозначные числа, но и создает базу для будущего понимания устройства любой недесятичной позиционной системы счисления.
Монтессори-материалы обладают свойством автодидактичности, то есть дают дошкольнику возможность самостоятельно заниматься, совершенствуя свои навыки. При этом контроль ошибки заложен в самом материале. Так, изучая формы геометрических фигур, ребенок вставляет их в отверстия соответствующей формы. И если форма определена неверно, то она просто не войдет в отверстие. А при решении математических примеров есть возможность проверить правильность по карте ответов.

Основную часть образовательного процесса составляет так называемая свободная работа, которая продолжается обычно в течение трех часов. Каждый из детей в этот период, выбрав дидактические материалы по своему вкусу, занимается с ними столько, сколько сохраняется интерес. Педагог наблюдает за процессом и дает индивидуальные уроки, которые помогают ребенку переходить к более сложным видам работы. Иногда урок проводится для небольшой группы детей. Есть особый вид уроков — уроки вежливости, которые помогают малышам освоить принятые в обществе нормы построения отношений, решения конфликтов. Дошкольники могут свободно общаться, заниматься с какими-то материалами совместно, наблюдать за работой других, обращаться за помощью к старшему ребенку или педагогу. Монтессори-группы для детей от 3 до 6 лет поражают сторонних наблюдателей спокойной и радостной деловитостью малышей, их открытостью и самостоятельностью, порядком, красотой и уютом в помещении.
На втором этапе (6−12 лет) образовательный процесс внешне строится похожим образом, но к трехчасовому периоду свободной работы добавляется еще один такой же — после обеда и прогулки. Короткие, обычно не более 15 минут, уроки проводятся для небольших групп учеников. Они могут быть очень разными по форме, но, как правило, предполагают активное участие ребят и дальнейшую самостоятельную работу учеников. Эта работа может носить исследовательский характер: работа с литературой, поиск и систематизация информации. Большое значение в этом возрасте имеет экспериментальная деятельность в школьной лаборатории в предметных областях физики, химии, биологии. Продолжается освоение математических навыков и письменной речи, развивается способность к абстрагированию и пониманию причинно-следственных связей.

За счет активно работающего воображения ребенок исследует явления, недоступные непосредственному восприятию. Содержание образования предполагает освоение законов устройства Вселенной, вопросов развития жизни на Земле, истории человечества. Ребенок выходит за пределы близкого окружения и в смысле содержания образования, и в прямом смысле — территориально. Всем классом или небольшими группами дети посещают музеи, выставки, парки, станции натуралистов, ходят на экскурсии. Школьник много двигается, развиваясь физически и изучая реальный мир.

Это период, когда ребенку по-прежнему важно действовать самостоятельно, чтобы сохранить баланс между думанием и деланием. Именно его опыт позволяет освоить независимость, и на этой основе формируется чувство собственного достоинства.
Ребенок в возрасте от 6 до 12 лет очень чувствителен к вопросам нравственности, справедливости и морали. В монтессори-классах по инициативе ребят проводятся собрания, где можно обсудить волнующие их вопросы из этой сферы, установить правила класса, разобраться в сложных ситуациях.

Школьные монтессори-классы обычно более шумные, чем дошкольные. Но это все тот же деятельный муравейник увлеченных ребят, что и на предыдущих этапах, только теперь дети чаще занимаются в малой группе, вдвоем-втроем или индивидуально. Самостоятельная работа по-прежнему занимает значительно больше времени, чем работа с учителем.

На третьем этапе (12−18 лет) потребности подростка заключаются в понимании социального мира. Он хочет приносить пользу обществу так, чтобы его вклад был признан, исследовать социальную реальность и самостоятельно получать новый опыт. Ему необходимо еще расширить среду своей активности, стать независимым, в том числе и от собственной семьи. Он строит себя и разбирается в себе, ищет свое место в обществе.

Мария Монтессори предложила для образования детей этого возраста развивать практику школы-фермы, где ребята могут жить, учиться и работать. Основная идея заключается в том, что, кроме освоения обязательных общеобразовательных предметов, подросткам необходимо участвовать в производственной или сельскохозяйственной деятельности. Ферма или, возможно, мастерские — важно создать такие условия, когда подростки не просто работают, а организуют работу, планируют и рассчитывают экономику хозяйства или мастерской, занимаются маркетингом и сбытом продукта.
Рецепция метода в России
В начале ХХ века монтессори-педагогика появляется и в России. Первой опробовала итальянские идеи на русской почве Татьяна Сухотина-Толстая, которая после встречи с Марией Монтессори открыла небольшую школу в Ясной Поляне. Тогда же, в 1913—1914 годах, в Рим съездили два ученых-педагога: Елизавета Тихеева и Юлия Фаусек. Тихеева приняла идею Монтессори о сензитивных периодах и сенсорном воспитании, хотя отрицала подход в целом. Идею сенсорного развития и даже материалы Монтессори она адаптировала к групповым занятиям. В этом виде практика монтессори-педагогики долгое время существовала в советском дошкольном образовании.

Дальнейшее развитие монтессори-подхода в России связано с именем Юлии Фаусек. Свой детский сад по методу великой итальянки она открыла еще в 1913 году. В первое время после установления советской власти Юлия Ивановна продолжала работу с детьми, стала профессором Педагогического института дошкольного образования, готовила монтессори-педагогов. Сады Монтессори работали также в Москве, Вятке, Тифлисе. Но в период с 1925 по 1930 год возможностей для дискуссий и экспериментирования в области образования становилось все меньше. Монтессори-педагогика была признана индивидуалистической и оказалась под запретом.
Тонкая подстройка среды и посредническая роль педагога позволяют детям получать высокие академические результаты, развивая при этом метапредметные навыки и высокий уровень субъектности
Возрождение монтессори-педагогики в России произошло с перестройкой. В 1991 году в Крыму прошел фестиваль новых школ. Туда приехали монтессори-педагоги из Голландии, которые не только рассказывали о методе, но и привезли с собой в дар полный комплект монтессори-материалов. Итогом стало создание в Москве детского сада и центра Монтессори под руководством Елены Хилтунен, проводились семинары для педагогов. В рамках советско-голландского проекта «Метрополис» наши педагоги из разных городов прошли обучение и стажировку в Нидерландах, а правительство Москвы закупило несколько комплектов монтессори-материалов. Мюнхенская академия реабилитации развития и проект «Солнечный свет» в сотрудничестве с Московским монтессори-центром несколько лет проводили в Москве курсы по лечебной монтессори-педагогике. Журнал «Обруч» и издательство «Линка-пресс» приглашали для проведения курсов в России педагога из США. Таким образом, монтессори-педагогика довольно быстро получила широкое распространение в России, причем сначала преимущественно в виде групп для детей от 3 до 6 лет, затем для малышей до 3 лет. Труднее и медленнее появлялись школы для детей от 6 до 12 лет. А сейчас уже и подростковые монтессори-школы в нашей стране не редкость.

Параллельно с развитием детских садов и школ развивалась и инфраструктура российской монтессори-педагогики: профессиональные объединения, учебные центры и институты повышения квалификации, фабрики по производству монтессори-материалов. Защищено более 500 кандидатских и докторских диссертаций, связанных с изучением монтессори-метода. После принятия ФГОС ДО в Межрегиональной монтессори-ассоциации разработан стандарт деятельности российских дошкольных монтессори-групп и программа «Детский сад по системе Монтессори». Проводятся российские научно-практические конференции, фестивали, слеты руководителей монтессори-площадок. Все больше родителей сегодня выбирают для своих детей эту гуманную педагогическую систему.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще