ШКОЛА. АЛЬТЕРНАТИВА

Развивающее обучение
без домашних заданий?

Как обойтись без ежедневной работы школьника дома, но сохранить важный этап отработки навыков
Время чтения — 5 минут
В последнее время в России активно обсуждается проблема домашних заданий в общеобразовательных школах, включая инициативы об их полной отмене. Предлагаются альтернативные форматы, такие как школы полного дня, где ученики в группе повторяют материал и работают над проектами.
Минпросвещения РФ подчеркивает, что полностью исключить домашние задания сейчас невозможно, так как они играют важную роль в обучении, как и в других странах. Для изменения этой практики необходимо реформировать саму образовательную систему, выходя за рамки традиционного классно-урочного подхода.
  • Алексей Воронцов
    кандидат педагогических наук, доцент дирекции образовательных программ Московского городского педагогического университета
Пять условий
Системный взгляд на учебный материал и блочно-модульная организация учебного процесса
Существуют педагогические технологии, которые позволяют уже сейчас решать названную проблему, не отказываясь от важного этапа в обучении — отработки навыков у учащихся. Так, система развивающего обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым в 60-х годах XX века, предлагает подход, направленный на формирование теоретического мышления, сознания и самостоятельности через разнообразные виды деятельности [1, 4, 5]. В этой системе домашние задания становятся интегральной частью образовательного процесса, что устраняет вопрос их отмены и позволяет повысить эффективность и качество образования за счет специально построенной системы самостоятельной работы учащихся в рамках образовательного процесса в школе [3, 5].
В системе развивающего обучения домашние задания становятся интегральной частью образовательного процесса, что устраняет вопрос их отмены
Что снимает проблему каждодневных домашних заданий с повестки дня системы развивающего обучения?
Пять основных условий, которые принципиально меняют образовательный процесс, тем самым повышая эффективность и качество результатов без классических домашних заданий.
Первое условие — системный взгляд школьников на учебный материал с высоты птичьего полета. Это требует переформатирования учебной программы, что помогает регулировать процесс обучения и понимание программы детьми. Для этого необходима визуальная карта учебного предмета, которая позволяет наглядно увидеть расположение тем и модулей, а также наметить путь следования, фактически становится инструментом саморегуляции учебной деятельности школьников [3].
Рис. 1. Пример заготовки карты учебного предмета «Математика» для начальной школы
Второе условие — переход от линейной к блочно-модульной системе. Учебная программа разбивается на несколько учебных блоков, каждый из которых состоит из предметного модуля-пазла. Тем самым учебный процесс структурируется.

Каждый модуль-пазл связан с учебной задачей. Учебный блок делится на три этапа, начиная с погружения, где ставится и решается задача. Решение задачи происходит в малых группах, что способствует коллективной деятельности и активному взаимодействию учащихся. Это позволяет большему числу детей принимать участие в обсуждениях, обучать их слушанию и коллективной работе.
Однако активное участие детей может удлинять процесс, и отработка навыков на занятиях погружения становится минимальной из-за обсуждений в группах. Важно совместить индивидуальное освоение материала с коллективными формами работы, не перекладывая ответственность на детей и родителей за пределами школы. Школа должна отвечать за все этапы усвоения знаний. И формулировка задачи, и шаги по ее решению отображаются на карте модуля как общий маршрут движения класса по карте.
Рис. 2. Структура учебного блока
Рис. 3. Структура учебного блока
Второй этап учебного блока является самым продолжительным и длится до трех недель. Он связан с самостоятельной работой учащихся с учебным материалом модуля в рамках учебного времени.
Самостоятельная работа
Организация системы самостоятельной работы учащихся, встроенной непосредственно в образовательный процесс школы вместо каждодневных домашних заданий со стороны учителей, есть третье необходимое условие.

Самостоятельная работа учащихся организуется в специально отведенное время, в течение которого они оценивают свои достижения и трудности в освоении определенного учебного материала, планируют деятельность: определяют, что именно будут делать, в какие сроки, и контролируют выполнение поставленных задач.

Они принимают решение о том, когда будут готовы представить выполненную работу перед классом и учителем. Все этапы самостоятельной работы отражаются у каждого ученика на карте модуля-пазла. В ходе работы у каждого ученика имеется свой набор заданий различного уровня, который формируется на основе первичной диагностики, проводимой по завершении первого этапа освоения модуля.
Рис. 4. Примеры карточек для самостоятельной работы учащихся
  • Учитель, особенно в начальной школе, играет ключевую роль в управлении самостоятельной работой учащихся, которая продолжается обычно не более трех недель в одном учебном блоке. Каждая неделя делится на этапы: планирование, выполнение, контроль и оценка как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. В начале каждой недели (понедельник) ученик планирует свою самостоятельную работу на основе диагностики и фиксирует ее на карте модуля. На протяжении недели он контролирует и выполняет свой план, а в конце недели (в пятницу) представляет результаты своей работы учителю на оценку. Учитель оценивает ту часть работы, которую ученик предъявил на оценку, возвращает ее обратно ученику, происходит сопоставление с его самооценкой, и он вносит результаты в карту. В конце второй и третьей недели процесс повторяется. Ученик передает учителю выполненные задания за неделю со своей самооценкой, которые затем проверяются и оцениваются учителем, после чего возвращаются учащимся. Они ведут тетрадь для самостоятельных работ, которая может быть показана любому заинтересованному человеку. В пятницу (на выходные) ученик приносит домой папку с картами, чтобы родители могли увидеть и даже отследить прогресс своего ребенка за неделю. Задания для самостоятельной работы подбираются в соответствии с результатами диагностики. Сначала учащиеся выполняют базовые задания, а затем переходят к более сложным. Оценка самостоятельной работы бинарная: задания либо выполнены правильно, либо нет. Если ученик справляется с заданием, оно обозначается зеленым цветом на карте. Фактически самостоятельная работа является аналогом домашней работы, но осуществляется в стенах школы и полностью управляется самими учащимися. В случае возникновения проблем и трудностей на помощь всегда приходит учитель непосредственно в школе.
Третий этап учебного блока — подведение итогов (презентация) самостоятельной работы и выполнение проверочной работы по итогам изученного модуля.
Учебная цель и формирующее оценивание
Четвертое условие связано с наличием учебной цели у каждого ученика по каждой учебной дисциплине и системой формирующего оценивания. Ученик должен иметь мотивацию и интерес к обучению. Для этого важно, чтобы дети могли самостоятельно устанавливать свои учебные цели (по стобалльной шкале) и отслеживать свой учебный прогресс на основе этих целей, используя прогностическую оценку, которая фиксируется на карте учебного предмета по итогам стартового учебного блока (конец сентября).
Рис. 5. Прогностическая оценка ученика
Система оценки должна быть встроена в учебный процесс и ориентирована на формирующее оценивание, а не на формальные отметки по итогам разных видов контрольных (проверочных) работ.

Такая система оценки может состоять из набора определенных оценочных процедур, которые занимают определенное место в образовательном процессе и на карте учебного предмета.

Стартовая проверочная работа, проводимая в сентябре, помогает определить остаточные знания учеников после летнего перерыва и актуализировать их знания для текущего учебного года. Важно, чтобы стартовая работа включала задания, отражающие ключевые задачи года, так как на основе ее результатов формируется прогностическая оценка по предмету на год. Прогностическая оценка, представляющая собой учебную цель школьника, основывается на проверочной работе после актуализации знаний, что позволяет получить более объективную картину знаний и умений ученика на начало учебного года.
Диагностическая работа проводится после завершения первого этапа модуля и фиксирует результаты каждого шага решения задачи с использованием бинарной шкалы (да/нет) на карте модуля.

Самостоятельная работа учащихся направлена не только на отработку текущих умений и навыков, но и на формирование самооценки и самоконтроля, что помогает ученикам адекватно оценивать свои возможности и цели.

Проверочная работа проводится по завершении каждого учебного модуля (в течение учебного года всегда шесть модулей) и состоит из четного количества задач. В каждой задаче два уровня заданий: репродуктивный и рефлексивный (уровень понимания). Ученик должен выполнить обязательно одно задание из двух. Оценка проводится отдельно для заданий первого и второго уровня.
Для отказа от классических домашних заданий в школе необходимо кардинально преобразовать содержание, способы и формы организации образовательного процесса
Итоговая проверочная работа включает результаты всех модулей года и состоит из шести задач (12 заданий первого и второго уровня). Оценка производится как для первого, так и для второго уровня, плюс интегральная оценка за всю работу.
Прогностическая оценка, проверочные работы по завершении каждого модуля и итоговая проверочная работа оцениваются по стобалльной шкале, что позволяет отслеживать динамику даже незначительных успехов ученика. Остальные оценочные процедуры имеют бинарную шкалу оценки.

Подобная система оценки обязательно должна быть простой и понятной детям, их родителям и педагогам. В представленном варианте оценка способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности в учебной деятельности учащихся, поддерживает их желание и формирует умение учиться.
Пятое условие касается предметно-развивающей среды класса и школы, которая должна содействовать реализации всех предыдущих условий.
Таким образом, ключевая задача педагогического коллектива школы заключается в том, чтобы на протяжении всего учебного года реализовывать и поддерживать работу этих пяти условий.

Подводя итог, можно сказать, что для отказа от классических домашних заданий в школе необходимо кардинально преобразовать содержание, способы и формы организации образовательного процесса. Вместо традиционных домашних заданий могут появиться другие формы индивидуализации и персонализации учебной деятельности школьников. Организация развивающего обучения, описанная в данной статье, является лишь одним из примеров другого подхода к построению образовательного процесса в школе без классических домашних заданий.
Литература
  1. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. М., Рассказов, 2004, с. 304
  2. Воронцов А. Б. Формирующее оценивание: нормы, инструменты, процедуры. М., Авторский клуб, 2018, ч. 2, с. 224
  3. Воронцов А. Б., Лихошерст Н. В. Карта учебного предмета как инструмент саморегуляции младшего школьника в учебной деятельности.//Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования, 2023, октябрь, № 7, с. 58−66
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996, с. 547
  5. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М. ОИРО, 2014, с. 432
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Показать еще