ТЕМА НОМЕРА. ЛИДЕРЫ
Эффективность уровня blended
Сегодня со всех сторон можно услышать, что смешанное обучение наиболее эффективно и за ним будущее. Внедрение blended-форматов вышло за пределы частного образовательного сектора, многие университеты и школы уже используют различные инструменты blended.

На примере опыта в MAXIMUM я расскажу, почему мы считаем blended эффективным и как мы эту эффективность оцениваем и измеряем. Наше мнение и выводы строятся на детальном анализе более 500 групп и 112 тысяч учеников, которых мы подготовили к ЕГЭ.

Важное преимущество blended-формата для образовательной компании — возможность сбора данных и кастомизация знаний и оценок. Это позволяет повышать эффективность обучения на всем этапе оказания образовательной услуги и приводить ученика к более высоким результатам.

Ученики оптимизируют свое время: меньше тратят на дорогу, у них всегда и везде есть доступ к учебным материалам, как и возможность интерактивного общения с преподавателем. К тому же blended-формат позволяет эффективнее влиять на их мотивацию.
Михаил Мягков

CEO компании MAXIMUM
Отказ от чистого офлайна
Пять лет назад мы начинали работать в двух форматах — в офлайне и онлайне. В формате офлайн ученики приезжали раз в неделю к нам в классы на встречи, которые длились три с половиной часа (три урока с переменами). Со временем стали очевидны три проблемы.
Первая заключалась в том, что активно работать на уроке на протяжении длительного времени школьнику тяжело.
Вторая проблема — объем домашних заданий. Мало кто из школьников владеет навыками тайм-менеджмента и умеет распределять время на выполнение домашнего задания. На три часа в классе приходится примерно четыре часа домашнего задания, что достаточно много. В итоге ученики оставляли все на последний момент, и эффективность падала.
Третья проблема заключалась в том, что неделя — длительный отрезок времени. Когда ученики приступали к домашнему заданию, они уже забывали, что прошли. В итоге мы пришли к выводу, что необходимо переходить на формат встреч два раза в неделю.

Но мы не были уверены, что ученики будут готовы тратить два дня, чтобы приехать к нам в классы. У нас был опыт работы c онлайн, мы понимали плюсы этого формата и решили сделать blended-курсы. Больше всего мы переживали за показатели вовлеченности — посещаемость и процент выполнения домашнего задания.

Отработав год и проанализировав данные, мы увидели, что с этим все в порядке — посещаемость сохраняется на уровне обычного офлайн-курса. В нашем случае это 87%.
При этом мы снизили нагрузку на учеников и дали им возможность делать домашние задания два раза в неделю в меньших объемах. За счет возможностей blended-формата точек контакта стало намного больше. Преподаватель коммуницирует с учеником минимум четыре раза в неделю во время уроков и проверки домашних заданий. В итоге контакт с преподавателем практически постоянный. Вовлеченность ученика стала выше.

Blended-формат позволяет более эффективно комбинировать учебный материал курса. Есть темы, которые лучше давать в онлайн, и наоборот. Например, онлайн-вебинар позволяет реализовать более качественную проверку понимания учеником пройденной темы. Представим, что на уроке в классе преподаватель предлагает самостоятельно решить математическую задачу. Как он может проверить, что все правильно поняли материал и решили верно? Если он спросит устно, ответит пара человек, другие только сверят полученные результаты. Но преподаватель не поймет, сколько процентов учеников решили верно или неверно. В формате вебинара ученики пишут результаты полученных вычислений в личное сообщение преподавателю, и тогда можно увидеть всю статистку по классу. Их ответы не влияют друг на друга.

Это также решает вопрос неуверенных в себе учеников, которые в классе боятся задать вопрос преподавателю и показать свое непонимание. В формате онлайн-занятия такой ученик имеет техническую возможность напрямую написать преподавателю уточняющий вопрос. С другой стороны, есть темы, которые удобно разбирать в офлайн-классе, например работа с сочинениями или темами, требующими развернутого ответа.

Плюс все онлайн-занятия после их завершения остаются в онлайн-модуле в записи. У ученика есть доступ к ним в течение всего курса, преподаватель может в любой момент попросить вернуться к той или иной теме и посмотреть видео.
Измерения в трех плоскостях
Мы отметили несколько основных плюсов, которые получили ученики от перехода на blended-формат обучения. Остановимся теперь на том, как оценить эффективность подготовки ученика на blended-курсах.
Мы измеряем эффективность в трех плоскостях:
1
Действия ученика;
2
Мнения ученика;
3
Системная оценка процесса и качества.
Технологии позволяют нам оцифровывать все три плоскости, а потом проанализировать совокупность данных. С точки зрения действий ученика мы смотрим количественные показатели: посещаемость занятий, выполнение домашнего задания, просмотр видео, чтение теоретических материалов, частота использования онлайн-модуля. Эти цифры помогают нам оценить вовлеченность учеников на курсе. Данные нужны не только для аналитики и построения моделей, мы их используем в ежедневном режиме. Каждый день преподаватели и их руководители досконально изучают сотни показателей, от вовлеченности до уровня решения задач, какая задача решается правильно или неправильно, когда логинились ученики и их родители, как коррелирует время логина с правильностью решения задач. Если преподаватель видит, что в каком-то параметре кривая пошла вниз, это сигнал: что-то идет не так, нужно действовать. Это практики, известные во всем мире как learning analysis и predicted analytics.

Следующая плоскость — мнение ученика и, как итог, качественная оценка. Это более сложная категория оценки и с точки зрения сбора данных, и с точки зрения анализа. Мы проводим регулярные опросы качества среди учеников, у нас есть результаты точек контроля на курсах, мы анализируем процент расторжений и среднее количество курсов на ученика.

И, наконец, третья история — системная оценка. Это внутренняя оценка качества нашего продукта: открытые уроки, на которых присутствуют руководители, отвечающие за оценку качества работы преподавателей, тестирование преподавателей на знания и методику, опросы преподавателей, анализ комментариев преподавателей по образовательным продуктам и адаптация учебных материалов.

Все это влияет на конечный индивидуальный результат ученика, важна точка старта и прогресс во время обучения. Мы верим, что в итоге результат ученика — это производная от того, насколько он вовлечен и как он работает.
Фокус на мотивацию
На результат ученика сильно влияет мотивация, которая создает вовлеченное поведение. Мотивацию формирует система во главе с преподавателем. Значит, на результат ученика влияет преподаватель, а технологии, используемые в blended-формате, ему в этом помогают. Собственно, технологии плюс преподаватель — ключ к эффективной мотивации.

В нашем понимании преподаватель должен быть не просто транслятором знаний, а лидером, наставником ученика, примером для подражания, чтобы каждый день мотивировать его на дальнейшие шаги в учебе.

Также мы считаем, что для эффективного результата ученика недостаточно создать продукт, где качественно что-то объясняется. Это должна быть образовательная экосистема: преподаватель, контент, методология, технология, которая все это связывает. Тогда создается целостный процесс, который мотивирует ученика и ведет его к результату. Если не мотивировать учеников, то курс заканчивают 5%, даже если половина продолжает платить.

Если вернуться к нашему фокусу на мотивацию, мы его реализуем через несколько векторов. Прежде всего, мотивация создается преподавателем через личный пример, позитивную коммуникацию, фокус на результат ученика, демонстрируемый преподавателем. Каждый преподаватель должен быть мотиватором, а в совокупности они все должны быть системными мотиваторами, а не каждый в своем стиле. Иначе это будет приводить к разным результатам, которые невозможно контролировать.

Следующий вектор: мотивация преподавателя. Он должен быть мотивирован мотивировать. Но это история для отдельной статьи.

Мы выделяем также программную мотивацию. Контент и программа курса должны быть продуманно и логично построены. Иначе ученик может почувствовать дискомфорт и неуверенность. Контент — это не просто набор задач, которые надо решить, это логика и система. И преподаватель должен досконально знать логику программы, чтобы при необходимости адаптировать ее под ученика.
Атмосферная мотивация — настроенность всей системы на позитивное решение, на следующий шаг, а не только на проблему. Люди достигают намного больше, если используются позитивные рычаги. В нашей работе мы используем следующие инструменты, которые позволяют нам формировать атмосферную мотивацию: предкурсовую подготовку, факультативы, внеучебные мероприятия, игры и конкурсы среди всех учеников.

Мотивация на базе технологий — мы считаем, что за этой мотивацией будущее, и в это будущее мы идем. Сейчас мы разрабатываем метапредметную автоматизацию мотивационных рычагов. Уже в этом учебном году мы начнем апробировать эту технологию. Если вкратце, мы хотим, чтобы система поддерживала преподавателя проактивно, помогала активировать преподавателя при работе с учеником. При этом технология призвана автоматизировать мотивационную коммуникацию с учеником на возвращение его к занятиям. Но не на уровне посылов «вернись, мы соскучились». Мотивация на возобновление занятий будет базироваться на анализе того, как учится конкретный ученик, на базе его профилирования.
Коммуникация вне урока
Мы перечислили основные векторы мотивации, которые помогают нам работать в формате blended эффективно. Сейчас я немного остановлюсь на конкретных инструментах, помогающих преподавателям влиять на мотивацию.

Мы проводили исследования на сотнях наших групп и анализировали, что делают преподаватели со своими учениками, каков уровень группы, какой размер группы, какова длительность курса. И вывод однозначный: единственное, что влияет из всех этих факторов, — это дополнительная коммуникация преподавателя со своими учениками, то, что происходит вне урока. Технологии позволяют эти точки отслеживать, корректировать и, главное, упрощать индивидуальную работу вне урока (домашние задания) с каждым учеником с помощью данных.

Выполнение всех домашних заданий происходит в нашей онлайн-системе. Мы уже отмечали, что смешанный формат позволил увеличить количество точек контакта, в том числе в рамках коммуникации при проверке домашних заданий.

Это также упростило индивидуальную работу с каждым учеником с помощью удобных сводных таблиц по выполненным домашним заданиям, которые автоматически формируются у преподавателя по его группам. С помощью этого простого инструмента он просто проходится по списку групп и сообщает каждому ученику, что недоделано. Это занимает буквально 10 минут. При этом ученик чувствует, что ему уделили время и внимание.
Персонализация и игрофикация
Индивидуальный подход наиболее легко внедряется в смешанном формате, поскольку преподаватель видит прогресс каждого ученика и может предложить ему изменить траекторию обучения. Когда ученику просто, он может начать решать более сложные задания, когда ему сложно, он может попросить объяснить тему еще раз.

Игрофикация сама по себе эффективно действует на 3−5% учеников во всем мире, но если она поддерживается преподавателем, если является инструментом, то процент эффективности возрастает значительно.

Мы используем инструменты игрофикации в нашей онлайн-системе. Ученики получают баллы за посещенные уроки, выполненные домашние задания, написанные работы. На их основе строится рейтинг, присваиваются статусы. Преподаватель подробно рассказывает ученикам, за что они получают баллы и как они могут их реализовать, мотивирует их на уроке и вне его на высокие достижения. Кстати, за баллы можно получить наши книги или другие курсы бесплатно.
Мы остановились только на основных моментах и инструментах, влияющих на мотивацию и тем самым на образовательный результат ученика. Мы искренне верим, что образование будет все больше и больше идти в сторону blended-формата, в котором преподаватель станет мотиватором и драйвером процесса обучения как на уроке, так и вне его.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: