В ЦИФРЕ. ВОЗМОЖНОСТИ

«Код будущего» в настоящем

Как реализуются бесплатные курсы для школьников в рамках федерального проекта
В ЦИФРЕ. ВОЗМОЖНОСТИ
«Код будущего» в настоящем
Как реализуются бесплатные курсы для школьников в рамках федерального проекта
Летом 2023 года состоялся турнир по спортивному программированию, на языке Python в том числе, беспилотников среди старшеклассников — Кубок «Код будущего». В нем приняли участие более 300 юношей и девушек из 34 регионов России. Кубок «Код будущего» — финальное мероприятие для участников одноименного федерального проекта. Параллельно с другими провайдерами его реализует компания «Мобильное электронное образование». Мы поговорили с генеральным директором МЭО Александром Кондаковым и выяснили, почему все больше ребят выбирают «Код будущего» в настоящем.
Александр Кондаков
генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»
Новые языки
— Александр Михайлович, расскажите о «Коде будущего». Как появилась программа, кто ее реализует, кто обучается по ней?
— «Код будущего» — это российская программа под эгидой федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли», который, в свою очередь, проводится в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минцифры России.

Благодаря программе школьники 8−11-х классов и учащиеся колледжей за счет средств федерального бюджета осваивают современные языки программирования и могут заложить фундамент для развития успешной профессиональной деятельности в сфере IT. Программа охватывает практически все субъекты РФ.
Благодаря программе школьники 8−11-х классов и учащиеся колледжей за счет средств федерального бюджета осваивают современные языки программирования. Программа охватывает практически все субъекты РФ
У «Кода будущего» 21 провайдер, в том числе «Мобильное электронное образование». И по результатам 2022−2023 годов мы стали крупнейшим провайдером программы — 28% детей проходили обучение именно у нас.

«Код будущего» планируется реализовать до 2030 года. Его главная задача — подготовка детей к успешной жизни и выявление тех, кто может стать «звездочками» в различных секторах высокотехнологичной индустрии.
— А можно еще подробнее о роли МЭО в реализации программы «Код будущего»? Как проходит обучение? Какие языки программирования преподают на курсах?
— Мы бесплатно обучаем талантливых молодых людей создавать компьютерные игры на языках Python, C# и в среде Unity, разрабатывать сайты с помощью JavaScript, CSS и HTML5, писать прикладные программы на Java и мобильные приложения в Qt Quick на примере операционной системы «Аврора».

Важно, что обучение на курсах в рамках программы «Код будущего» бесплатное, его оплачивают из средств федерального бюджета. По окончании обучения выдается сертификат государственного образца — это, безусловно, позволит участнику курса выделиться среди других абитуриентов при поступлении в вуз и послужит отличным началом к пополнению своего профессионального портфолио с достижениями в сфере IT.
— Может быть, есть какой-то самый востребованный курс, учеников на котором больше по сравнению с остальными?
— В этом году мы активно развиваем направление малой авиации в рамках собственных образовательных программ. И одним из наиболее популярных наших курсов сейчас является обучение языку программирования Python для управления беспилотными летательными аппаратами.
— А почему именно беспилотники вызвали такой интерес у ребят?
— Сегодня мы от привычных летательных аппаратов, от автомобилей, которые управляются пилотом или водителем, переходим к беспилотным системам. Это и система логистики, и система отслеживания эффективности работы нефте- и газопроводов, это и современное сельское хозяйство, и многое другое.
А еще этим летом была принята стратегия развития беспилотных систем РФ. Она предусматривает производство к 2030 году более 180 тысяч беспилотных летательных аппаратов, которым, по предварительным подсчетам, потребуется более 1,2 миллиона специалистов, чтобы эксплуатировать, разрабатывать и обслуживать эти системы, применять в различных отраслях экономики: сельском хозяйстве, нефтегазовой отрасли и других, в МЧС, Росреестре.

В рамках этой программы предусмотрена и подготовка педагогических кадров. Поэтому я уверен, что многие ребята, принимающие участие в «Коде будущего», в перспективе станут теми людьми, которые будут готовить следующее поколение специалистов, в том числе по беспилотным системам.
Результаты
— А какие результаты получают ученики, когда заканчивают обучение на курсах «Кода будущего»?
— В первую очередь это знания и навыки, необходимые не только для успешной сдачи ЕГЭ по информатике и поступления в вуз мечты, но и для выстраивания профессиональных компетенций и карьерных условий уже в юном возрасте. Еще это возможность раскрыть и проявить свои таланты в сфере IT, участвуя в хакатонах и других мероприятиях, проводимых МЭО в рамках реализации «Кода будущего».
— Интересно узнать о мероприятиях в рамках курсов по «Коду будущего». Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
— В 2023 году мы провели уже несколько таких мероприятий. Ребята посещали интенсивы, получали знания, показывали свою дисциплину, решали головоломки и сложные задачи онлайн и очно.

Были, например, хакатоны в Ингушетии и Татарстане. В них приняли участие амбициозные ребята с целью показать свои навыки и знания в области программирования. Юные программисты получили огромную пользу от применения своих знаний на практике. На хакатонах они прокачали гибкие навыки: умение отстаивать свою точку зрения, используя аргументы, и презентовать свой проект — очень востребованные скилы на современном рынке труда.
А летом в Новосибирске прошел Кубок «Код будущего», инициатором и организатором которого стала наша компания при поддержке АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» и Минцифры России. В отборочном этапе состязались 300 школьников, из них были отобраны 120 человек, но только 30 сильнейших вышли в финал. В формате классического IT-соревнования они боролись за главные призы и звание победителей в области программирования беспилотных авиационных систем.
— Как появилась идея провести Кубок «Код будущего»?
— Когда мы увидели интерес, который вызывает у школ, у детей, у семей идея этого проекта, нам захотелось придумать какой-то красивый финал для него. Теперь я надеюсь, что финал «Кода будущего» в виде соревнований станет традиционным.
— Еще несколько слов о «Коде будущего» в цифрах: сколько всего регионов сейчас задействовано в проекте, какое количество школьников обучается?
— Всего в «Коде будущего» 21 обучающая программа, в каждой из них по четыре модуля. В программах по три уровня сложности: начальный, базовый и продвинутый.

На сегодняшний день с нами уже 85 регионов РФ, мы стали организаторами более тысячи площадок по всей России. В «Коде будущего» от нас как от провайдера федеральной программы сейчас работают более двух тысяч преподавателей, а учеников за период с 2022 по 2023 год у нас набралось свыше 30 тысяч!
— 30 тысяч учеников — внушительное количество! Похоже, что программирование действительно вышло на новый уровень — настоящий навык XXI века.
— Программирование сегодня не просто навык XXI века, это одна из ключевых компетенций человека, без которой не функционирует практически ни одна компания. В современном мире почти не осталось индустрии или отрасли социальной сферы, которая бы не была связана с IT, хотя бы косвенно. И конечно, программирование оказалось тесно связано еще и с наукой. IT-сфера — это то, что сегодня без преувеличения определяет будущее России, да и, вообще, любой страны.

Мы с вами живем в интересное время, буквально на наших глазах за последние полгода в нашу жизнь стремительно вошел искусственный интеллект. В основе его тоже лежит программирование, и прежде всего язык программирования Python. Потому что переход к такой интеллектуальной жизни нашего общества одновременно означает и переход к новому этапу развития человеческой цивилизации, в том числе в технологическом аспекте.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще