ПЕДТЕХНОЛОГИИ. ВОЗДЕЙСТВИЕ

Камчатка: здесь начинается Россия и новое в образовании

Как проекты социального воздействия меняют будущее региона
Время чтения — 5 минут
Наверняка вы сталкивались с расхожей фразой учителей в отношении сидящих за последними партами: «А кто там, на камчатке? Что у вас происходит?» Кстати, интересно, что на самой Камчатке нет никакого аналога данному выражению.

Какие еще возникают традиционные ассоциации с Камчаткой? Вулканы, гейзеры, крабы, Тихий океан и черный вулканический песок, а еще сообщение по радио: «В Петропавловске-Камчатском полночь», когда в Москве три часа после полудня. Здесь действительно начинается все намного раньше, чем в остальных регионах страны. В том числе масштабные изменения в системе школьного образования.

Три муниципальных района, 28 школ, более 300 педагогов и директоров школ, 35 предприятий и около 1300 старшеклассников региона стали участниками проекта социального воздействия на Камчатке. Реализация проекта потребует три года. Такие масштабы обусловлены амбициозными задачами, которые поставлены организаторами и исполнителями:
1) снизить долю выпускников 9-х и 11-х классов, которые не продолжают учебу после получения школьного аттестата;
2) увеличить долю выпускников с базовым и высоким уровнем цифровой, правовой и финансовой грамотности;
3) увеличить долю выпускников с опытом проектирования своей профессиональной траектории после школы.

Почему именно такие результаты важны? Разберем подробно, но сначала выясним, что это за проект, в чем его уникальность и какие преимущества есть у региона, в котором подобные проекты реализуются.
  • Елена Овакимян
    эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
Что такое проект социального воздействия (ПСВ)?
Проект социального воздействия — это инициатива, направленная на улучшение качества жизни людей и решение социальных задач в различных сферах. Такие проекты реализуются в здравоохранении, образовании, экологии, социальной защите и других областях. Главное отличие проектов социального воздействия от традиционных социальных программ заключается в том, что для их финансирования используются не только бюджетные средства, но и частные инвестиции.
В России успешно завершено шесть проектов социального воздействия в разных областях, еще пять реализуются сейчас, в том числе и проект в Камчатском крае
Термин «проект социального воздействия», закрепившийся в российской практике, представляет собой интерпретацию английского термина Social Impact Bonds (SIB). Проект социального воздействия объединяет интересы и потребности самых разных интересантов: государства, некоммерческого сектора, инвесторов. Государство в результате реализации такого проекта получает решение отдельных социальных проблем, на которые постоянно не хватает финансирования. По различным данным, правительства многих стран наибольшую долю государственных расходов в области социального обеспечения традиционно направляют непосредственно на выплаты населению, а не на профилактику и раннее вмешательство для решения социальных проблем. Например, в рамках расходов федерального бюджета РФ в 2022—2024 годах на социальное обеспечение населения более 80% средств было направлено на социальные выплаты, а из средств, выделенных на охрану семьи и детства, 99% было направлено на социальные выплаты семьям с детьми. Такой подход обеспечивает помощь людям здесь и сейчас, но он не направлен на профилактику проблем в социальной сфере.
Приложение 14 к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»
Так социальные проекты, ориентированные на долгосрочные перспективы и предотвращение возможных сложных ситуаций в будущем, не получают соответствующей поддержки.

Проект финансируется частным инвестором. Государство выделяет грант и компенсирует расходы только после подтверждения заявленных социальных результатов. Такой подход обеспечивает принцип платы за успех при использовании бюджетных средств.

Некоммерческие организации (различные НКО, общественные организации, фонды и т. п.) стремятся помогать уязвимым группам граждан и внедрять новые решения для сложных ситуаций, но их возможности ограничены из-за нестабильного финансирования. Бюджет таких организаций состоит в основном из средств различных грантов и пожертвований. Благодаря участию в проектах социального воздействия некоммерческие организации получают стабильное и гарантированное финансирование для профилактических программ, а также возможность на практике проверять их результативность.
Частные инвесторы заинтересованы в участии в проектах социального воздействия, так как получают сразу двойную выгоду: не только прибыль, но и причастность к решению значимых социальных проблем.

Таким образом, проекты социального воздействия объединяют интересы государства, некоммерческих организаций и инвесторов. Государство выделяет финансирование в случае достижения результата, некоммерческие организации получают стабильное финансирование и внедряют эффективные программы, инвесторы могут рассчитывать на возврат и рост вложений, если проект завершится успешно.

Конечно, всегда есть риски недостижения измеримых социальных результатов проекта (например, повышения трудоустройства определенных групп граждан или успеха в образовательных программах). Для инвесторов на первый план выходят финансовые, операционные и репутационные риски, обусловленные особенностями оценки результата и отсутствием традиционных гарантий возврата инвестиций. Для государства основными вызовами являются бюджетные, юридические, организационные и социальные риски, связанные с институциональной адаптацией, изменениями в социальной политике и коммуникацией с обществом. Успешное преодоление этих вызовов возможно только при условии формирования новых профессиональных компетенций, внедрения современных систем контроля и прозрачности, а также балансировки интересов всех заинтересованных сторон.
Первый SIB был запущен в Великобритании в 2010 году. Заказчиком выступило Министерство юстиции. Проект был направлен на предотвращение повторных случаев преступного поведения у заключенных, отбывших короткие сроки заключения.
В нашей стране пилотная апробация подобных проектов началась в 2019 году. Проекты социального воздействия были запущены в образовании, спорте, здравоохранении, сфере занятости населения, области социальной защиты и обслуживания.
Термин «проект социального воздействия» введен постановлением правительства РФ от 21 ноября 2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019—2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия».
Согласно нормативным документам, функции оператора проектов социального воздействия осуществляет ВЭБ.РФ при методологической поддержке Министерства финансов.
За ВЭБ.РФ как оператором закреплены следующие полномочия:
1) консультационное сопровождение проекта;
2) мониторинг реализации проекта;
3) независимая оценка достижения социального эффекта;
4) проверка соблюдения условий и целей соглашения о предоставлении гранта между уполномоченным органом и организатором проекта.
Для запуска проекта необходима инициатива от органов управления отдельного региона или муниципалитета. При отсутствии организатора или исполнителя проекта ВЭБ.РФ оказывает содействие в их поиске, помогает в подготовке документации, включая паспорт проекта, финансово-экономическое обоснование и укрупненный план мероприятий. Также задача ВЭБ.РФ — способствовать масштабированию успешных практик в других регионах России. Таким образом, ВЭБ.РФ действует как координатор и контролер, обеспечивая соблюдение условий проекта и достижение социальных целей.

По информации с официального сайта ВЭБ.РФ, в России уже успешно завершено шесть проектов социального воздействия в разных областях, еще пять реализуются сейчас, в том числе и проект в Камчатском крае.
Цели и задачи
Проект стартовал в сентябре 2023 года по инициативе Министерства образования Камчатского края. Организатором (инвестором) выступила некоммерческая организация «Фонд развития городов», исполнителем является Институт образования НИУ ВШЭ. Проект должен завершиться в сентябре 2026 года.

На Камчатке уровень оттока учащихся из школ превышает средние показатели по Дальнему Востоку и в целом по России. При этом охват профильным обучением в сельских школах края в 2,5 раза ниже, чем в других регионах. Это приводит к тому, что многие выпускники 9-х и 11-х классов либо прекращают обучение, либо выбирают дальнейший профессиональный путь без четкого понимания своих возможностей.

Чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию, было решено реализовать проект социального воздействия, направленный на повышение качества общего образования и помощь школьникам в профессиональном самоопределении. Его ключевые задачи — сократить число учащихся, покидающих систему образования после окончания 9-го или 11-го класса, а также увеличить долю выпускников, которые осознанно выбирают свой путь развития после окончания школы, продолжают обучение и получают профессию, востребованную в регионе и стране.
Ключевые задачи проекта — сократить число учащихся, покидающих систему образования после 9-го или 11-го класса, а также увеличить долю выпускников, которые осознанно выбирают свой путь развития после окончания школы
Проект предполагает развитие профориентационных практик в школах, а также работу по повышению уровня базовых навыков у старшеклассников — цифровой, финансовой и правовой грамотности. Специально для решения этой задачи создаются и проводятся образовательные программы для школьников, педагогов и администрации школ. Кроме того, проект предполагает более тесное и продуктивное сотрудничество с местными предпринимателями, чтобы показать старшеклассникам возможности профессионального роста и примеры профессиональной реализации непосредственно в регионе.

Если меры окажутся эффективными, то снизится отток молодежи из системы школьного образования, а также повысится качество подготовки выпускников. В перспективе результаты такой работы могут способствовать развитию Камчатского края, поскольку больше молодых людей реализует себя в востребованных профессиях и сферах деятельности, не покидая родной регион. Рассмотрим подробнее, какие социальные эффекты ожидаются и какие меры для этого принимаются уже сегодня.
Уникальный проект: взгляд изнутри
Увеличить долю выпускников с опытом проектирования своей профессиональной траектории после школы

Проектирование профессиональной траектории после окончания школы — сложный и многоаспектный процесс, который требует от молодых людей множества развитых навыков. Это навык поиска информации, планирования достаточно длительного процесса, умение продумать несколько вариантов развития событий, изучение собственных интересов, понимание своих возможностей и перспектив развития региона и страны, понимание приоритетных направлений профессионального развития, которые помогут выпускникам стать впоследствии востребованными специалистами.

Как развивать все эти навыки, которые оказались критически важными именно здесь, в Камчатском крае, в условиях школьной системы? Было принято решение немного иначе организовать уже ставшую привычной проектную деятельность в школе. Основной итог проекта для старшеклассников — разработка своей образовательно-профессиональной траектории, или «Жизненного проекта». То есть главной темой индивидуальных проектов для старшеклассников, которые они и так должны выполнить в старшей школе, становятся они сами!
Главной темой индивидуальных проектов для старшеклассников, которые они и так должны выполнить в старшей школе, становятся они сами
Для осуществления задуманного и подготовки выпускников к участию в «Жизненном проекте» проводится огромная работа. Организовано обучение учителей, разработана цифровая платформа для школьных проектов, обеспечено сопровождение школьных команд на всех этапах работы, налажена коммуникация с колледжами, вузами, работодателями и предпринимателями региона.

Более 70 учителей проходят специальную курсовую подготовку по сопровождению проектной деятельности старшеклассников. В это же время ученики включаются в выполнение исследовательских заданий. В процессе обучения на курсах учителя, а также студенты и преподаватели ведущих вузов страны, эксперты в различных сферах деятельности, представители Камчатского края специально для проекта разработали и подготовили более 60 видеозаданий открытого типа. Каждый школьник самостоятельно или в парах выполнял не менее трех подобных заданий. Важно отметить, что содержание заданий связано с Камчатским краем, направлено на работу с информацией и развитие исследовательских навыков. Ученики самостоятельно выбирали форму представления итогового продукта и планировали ход выполнения заданий. Хотя такой этап работы в проекте и носит название «Пробное действие»,но его важность сложно преувеличить. При этом все задания разработаны таким образом, что их легко внедрять в образовательный процесс. Каждое из заданий можно использовать на обычном уроке или в качестве домашнего задания. Например, на уроках литературы можно говорить о поэзии местных авторов — предложить ученикам задание «Региональная поэзия». Для выполнения задания необходимо найти автора, пишущего о родном крае, и подобрать иллюстрации к произведению, к упомянутым в нем пейзажам.

Ссылка на видеозадание
Это отличный повод обсудить с учениками способы поиска и методы отбора информации, способы планирования деятельности, подбора и оценки необходимых ресурсов для выполнения задания, реализовать творческий подход и проявить креативность. В итоге такой работы у каждого ученика получается уникальный продукт, развиваются как предметные, так и мягкие навыки, действительно необходимые в современном мире. Данный этап проходили все ученики 8-х и 10-х классов школ, задействованных в проекте. Итоги работы необходимо было загрузить на цифровую платформу и получить обратную связь от других участников и комментарии экспертов.

Следующим этапом вовлечения старшеклассников в проектную деятельность стал «Командный проект». На этом этапе школьники объединялись для создания группового проекта.
Групповой проект — это возможность выбрать любую интересную тему, не обязательно связанную с учебными предметами. Помимо школьных учителей-наставников, ребятам также помогали эксперты в определенных областях знаний, которым соответствуют проектные треки. Эксперты-трекеры не только задавали направление для командных проектов, проводили обучающие мероприятия, мастер-классы, семинары по тематике направлений, но и консультировали команды и наставников по содержанию проектов, давали обратную связь и принимали участие в оценке результатов. Среди предлагаемых треков одними из самых популярных стали «Юные натуралисты Камчатки», «Настолки повышенной полезности», «Каждой заброшке — новая жизнь!».
«Один из самых важных результатов проектной деятельности — это профориентация. Ребята поняли, что даже в нашем селе можно найти интересную и востребованную работу. Например, технолог в пекарне приехал из Новосибирска и остался в Милькове, потому что ему здесь нравится.
После завершения проектов многие ученики говорили, что теперь видят, куда можно пойти учиться и где применить свои силы. Это особенно важно для наших детей, которые часто думают, что после школы нужно уезжать на материк, потому что в селе негде работать".
Наталья Азарова, учитель химии и биологии мильковской средней школы № 1
Дополнительным бонусом на этом этапе стала возможность сотрудничества с реальной компанией, организацией или сообществом за пределами школы. Ведь школа могла привлечь в качестве трекера любого внешнего эксперта. В результате получились очень интересные проекты учеников сельской школы, например с местной ветеринарной клиникой и пекарней. Перспективным видится сотрудничество школы и «Океанрыбфлота» на тему популяризации потребления определенных сортов рыбы среди молодежи.

Получив опыт командного проектирования, старшеклассники перешли к следующему этапу — разработке «Жизненного проекта». Это уже индивидуальное задание для каждого старшеклассника — разработать видение своей будущей профессии, построить план получения образования после окончания школы.
«Это важный этап в жизни каждого выпускника школы исследовать свои интересы, возможности, сопоставить их с запросами рынка труда, понять, в какой именно области будут востребованы твои навыки, выстроить план, как прийти к желаемому результату. Когда проектная деятельность в школе выстраивается не ради галочки, а действительно становится основополагающим механизмом для планирования своего дальнейшего профессионального и жизненного пути».
Алексей Обухов, автор и разработчик программы по разворачиванию проектной деятельности в школах, кандидат психологических наук и ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ
Базовая грамотность
Увеличить долю выпускников с базовым и высоким уровнем цифровой, правовой и финансовой грамотности

Конечно, чтобы спроектировать свое будущее, выпускникам нужны не только навыки исследовательской и проектной деятельности. Финансовая, правовая и цифровая грамотность — это минимальный набор компетенций любого современного человека. Ежедневно мы вступаем в различные правовые отношения, сталкиваемся с ситуациями, которые требуют грамотного отношения к финансам. А без навыков работы в цифровом мире трудно представить нашу повседневную жизнь.
«Участие в проекте стало для меня интересным опытом. Очные курсы, проводимые в рамках проекта, подарили мне множество новых идей и вдохновение. Мы с коллегами не просто обучались, будучи пассивными слушателями, но активно практиковались и делились своими наработками».
Ксения Комарова, учитель русского языка и литературы в мильковской открытой сменной средней школе
Начинать развивать эти виды грамотности нужно уже в школе. У учителей возникает справедливый запрос, как совместить все требования к достижению предметных и личностных результатов, сфокусироваться на воспитательной работе и параллельно развивать различные виды грамотности с учетом особенностей региона. Вокруг этих вопросов были построены специальные программы обучения, которые прошли более 120 учителей.

Слушатели курса совместно с экспертами в области финансов, права и цифры изучали необходимую информацию, проектировали уроки по различным предметам с использованием этой информации. Важно было не только внедрять элементы разных видов грамотности, но и связать эту информацию с контекстом Камчатского края. Специально было проведено исследование в формате интервью со студентами и выпускниками школ. Цель этого исследования — выявление и упорядочивание жизненных ситуаций, где старшеклассники используют знания о праве и финансах. На основе полученных данных были разработаны учебные задания для обычных уроков и сценарии занятий, которые помогут школьникам лучше разбираться в законах и деньгах. Более подробно об исследовании и его результатах можно узнать по ссылке.

Ссылка на материалы исследования
Такой подход позволяет сделать школьное образование более практико-ориентированным, связанным с опытом учеников, а значит, более мотивирующим и вовлекающим. Материалы курсов, включая разработки уроков, доступны всем желающим. Их можно изучить на сайте проекта социального воздействия http://kamchatkapsv.ru/ и использовать в своей работе.

Для мониторинга промежуточных результатов запланировано несколько замеров уровня развития у школьников финансовой, правовой и цифровой видов грамотности. Специалисты Лаборатории измерений новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ разработали несколько вариантов тестов в онлайн-формате. Инструменты измерения представляют собой сюжетные истории — такие тесты школьникам интересно проходить. По итогам мониторингов каждая школа получает подробные рекомендации, в которых указаны сильные стороны каждого ученика, темы и навыки, на которые стоит обратить больше внимания. Постоянное изучение достигнутых результатов, проведение различных исследований в регионе — основа для коррекции запланированных мер.
Помимо программ для учителей, мероприятий для школьников, исполнители проекта социального воздействия выстраивают коммуникацию между школами, территориальными органами управления образованием, работодателями региона, предпринимателями, учреждениями среднего профессионального и высшего образования, проводят консультации по проектированию сетевых программ школ и колледжей, вовлечению студентов в коммуникацию со школьниками по вопросам профориентации. Формируется сообщество, объединенное одной целью: через совершенствование системы школьного образования создавать условия для развития региона и улучшения качества жизни в Камчатском крае. Отдельно проводится работа с руководителями школ по организации профессионального взаимодействия между учителями внутри одной школы и командами школ для того, чтобы новые практики укоренялись в системе образования региона.

Все представленные меры направлены в итоге на решение первой задачи, которая обозначена в самом начале статьи: снизить долю выпускников 9-х и 11-х классов, которые не продолжают учебу после получения школьного аттестата, уходят в серую зону рынка труда или покидают регион совсем.
В заключение
Камчатский край нуждается в высококлассных специалистах в таких отраслях, как туризм, рыболовство, судоремонт, медицина, предпринимательство, и других. Образование, которое получают школьники сегодня, формирует будущее не только отдельного региона, но и всей страны. Если молодежь будет подготовлена к вызовам современного мира и станет стремиться к развитию, это окажет позитивное влияние на экономику и общество в целом.

Инициативы, подобные проекту социального воздействия в Камчатском крае, подчеркивают важность подготовки нового поколения, способного внести значимый вклад в устойчивое развитие России. Важно, чтобы выпускники осознанно подходили к своему будущему и принимали участие в строительстве своего региона и страны. И неважно, кем они станут — предпринимателями, врачами или педагогами. А финал проекта уже через год. Следить за его развитием и итогами можно на официальном сайте: https://kamchatkapsv.ru/.