СТАРТАПЫ. ДИСКУССИЯ

Как урокам конкурировать
с соцсетями

Blended Learning — это достаточно новая для России образовательная концепция, подразумевающая использование онлайн- и офлайн-технологий для достижения целей обучения. Именно этот быстро набирающий популярность тренд стал темой открытой дискуссии в рамках деловой программы Startup City Challenge — 2018 на форуме «Город образования».
Современная трактовка концепции Blended Learning предполагает, что базовый курс по какому-либо предмету дети проходят с педагогом в школе, а углубленный — самостоятельно в процессе онлайн-обучения, используя материал онлайн-платформ, особых программ, медиатек или тест-модулей. Современные технологии позволяют ученикам работать дистанционно как индивидуально, так и выполнять проекты в группах. При этом каждый педагог вправе выбирать удобную для него модель обучения и медиаресурсы, на занятиях в классе ученики могут защищать проекты, участвовать в дискуссиях и различных играх, а дома изучать теоретическую часть.
Анастасия Чеснокова
факультет коммуникаций медиа и дизайна, НИУ ВШЭ
Приглашенные к разговору эксперты:
Основатель и лидер компании «Профессионального электронного образования»
Александр Молчанов
Эксперт
Куратор «Метаверситета», педагог-практик
Лика Чекалова
Эксперт
Генеральный директор корпорации «Российский учебник»
Александр Брычкин
Эксперт
Основатель и директор по развитию компании LUDI
Илья Созонтов
Эксперт
Генеральный директор компании MAXIMUM
Михаил Мягков
Эксперт
Чем учитель лучше «Гугла»?
Ученые и практики всего мира спорят о том, какое направление наиболее подходящее и удобное для детей. У онлайн-формата есть немало плюсов.
  • Александр Молчанов
    Основатель «Профессионального электронного образования»
    Например, он «дает возможность выбрать время, когда ребенок хочет учиться. Вы не смогли посетить вебинар живьем, вы можете задать вопрос, посмотрев его в записи, вы можете не привязываться к часовым поясам, вам, может быть, удобнее смотреть, получать знания во время путешествия».
Лика Чекалова, куратор «Метаверситета» и педагог-практик, разделяет позицию Александра и видит в Blended Learning много преимуществ, которые помогают персонализировать образование:
  • Лика Чекалова
    Эксперт куратор «Метаверситета», педагог-практик
    «Смешанное обучение — это не просто история: хочу математику — изучаю математику, это возможность выбрать форму обучения таким образом, чтобы она тебе подходила. В этом смысле смешанное обучение — это момент самоопределения и самоидентификации… Когда я нахожусь в живом процессе, под влиянием живого педагога, я не рефлексирую, когда я отстраняюсь от этого человеческого фактора, я могу это отрефлексировать. И это момент понимания, истины про себя. Blended — это возможность побыть в живой ауре харизмы педагога и отойти, отрефлексировать, что из этого мое, а что не мое».
Классическая методика имеет свои преимущества.
  • Александр Брычкин
    Генеральный директор корпорации «Российский учебник»
    «С помощью дистанционных технологий невозможно в полной мере проработать некоторые современные компетенции. Будь то коллаборация, работа в группах или коммуникационные навыки, все-таки они требуют личного участия в процессе коммуникации, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Нельзя полностью исключать личное присутствие педагога и коллег по обучению».
Именно поэтому смешанное обучение используют все больше и больше образовательных центров и школ. Такая система позволяет ученику работать в своем темпе, делать акцент на наиболее интересный материал. К тому же Blended Learning не дает потерять связь с преподавателем, обучающиеся могут активно контактировать с учителем.

Конечно, чтобы совмещать форматы обучения, современный учитель должен владеть особыми навыками.
  • Илья Созонтов
    Основатель и директор по развитию компании LUDI
    «Первое — навык личной презентации, харизмы, чтобы завлечь людей. Если преподаватель неинтересен, не способен „склеить“ группу, то ученики не получат результат. Второй навык — умение управлять людьми, понимать, кто эти дети, взрослые, с кем вы работаете, какие формы им подойдут, а какие нет… Следующее требование — убеждение, потому что сейчас мы всегда находимся в конкуренции между тем, чтобы поучиться или полежать на диване… И ключевой аспект — это знание методик работы с группами, потому что основная проблема заключается в том, что преподаватели знают три методики из сорока».
Сейчас слово «учитель» теряет свой первоначальный смысл. Необходимость передачи знаний ученикам исчезает. Эту функцию может с легкостью выполнить Google. Что же он тогда должен делать? Кем быть, когда привычная роль перешла к Интернету?
  • Михаил Мягков
    Генеральный директор компании MAXIMUM
    «Он должен стать человеком-мотиватором, наставником, который транслирует ученикам что-то больше, чем контент». К сожалению, не все учителя готовы согласиться с новой ролью. Ведь это требует большей подготовки. Если раньше на уроке можно было просто рассказать то, что преподаватель знает, то сейчас он будет неинтересен. При совмещении онлайн- и офлайн-работы преподавателю необходимо продумать не только план урока, но и придумать школьникам интересное домашнее задание, найти полезные статьи, видеоуроки, фильмы".
Сказка про инфраструктуру
В наших школах по факту не используется ни одна из моделей смешанного обучения, ни «перевернутый класс», «ни ротация станций».
Отличным дополнением к школьной программе стала платформа «Учи.ру». Ее используют пока около половины всех российских школ. Возможное объяснение — во многих школах России, особенно в регионах, попросту нет подходящей техники. Но руководитель образовательной платформы Иван Коломоец с этим не согласен:
  • Иван Коломоец
    руководитель образовательной платформы
    «В наших школах по факту не используется ни одна из моделей смешанного обучения, ни „перевернутый класс“, ни „ротация станций“. Количество учителей, которые работают по модели смешанного обучения, регулярно исчисляется единицами. Почему? Вроде говорим много, вроде никакой магии в смешанном обучении нет, зато есть примеры стран, где в каждой школе используется смешанное обучение… Сначала приходит на ум „ну, наверное, у нас просто не хватает инфраструктуры, поэтому никто не пользуется“. Давайте внимательно посмотрим на это с точки зрения инфраструктуры, возьмем модель „перевернутый класс“, где дома дети решают какие-то задачи, приходят на урок с учителем и обсуждают то, что у них не получилось. Мы понимаем, что для использования этой модели никакая инфраструктура в школе не нужна!»
Не надо заставлять педагогов, которые хорошо работают офлайн, переходить в онлайн. Все равно не получится
Трудности при обучении онлайн и офлайн могут коснуться и детей. Дело в том, что интернет-платформы используются школьниками в большей степени как развлекательные сервисы. Первоначально компьютер воспринимается как предмет для проведения досуга, а потом уже как инструмент для работы. Все то, что ассоциируется у школьников с процессом познания (книги, тетради), носит по большей степени негативный оттенок в сознании. Теперь же им придется совместить в одном и то, что им нравится, и то, что им приходится делать. Так выявляется еще одна, не менее сложная задача — сделать содержание учебных материалов онлайн-формата интересным для учеников, способным оторвать ребенка от видеоигры и «заставить» посмотреть увлекательный видеоурок или разобраться в развивающей игре. Как же этого добиться?
  • Александр Молчанов
    Основатель «Профессионального электронного
    образования»
    «Есть педагоги, которые хорошо занимаются с ребенком в офлайне, давайте добавим к ним педагогов, которые хорошо занимаются в онлайне, и внутри образовательной программы мы смешали двух педагогов и сделали смешанную программу. Не надо заставлять педагогов, которые работают офлайн, работать онлайн. Не получится».
Ставка на осознанность
Второе, с чем придется столкнуться, — отсутствие у детей определенного набора ценностей. Значение и важность образования понимают лишь несколько процентов учеников, остальные предпочитают тратить свободное время на просмотр видеороликов, а домашнему заданию уделяют менее часа в день. В случае же с Blended Leаrning ученику приходится самостоятельно добывать нужную информацию. Проблему мотивации решают две вещи. Первое — это качественный выбор платформы и контента, которые были бы не скучны детям, второе — настрой педагога, его способность и желание мотивировать ребят.
  • Илья Созонтов
    Основатель и директор по развитию компании LUDI
    «Задача учителя — показать школьнику, что-то, что он делает дома, применимо на уроке, что он может себя проявить и похвалиться знаниями в школе, научить другого».
Путь к смешанному обучению довольно непрост. Так что для России это направление пока остается малоизученным. Однако плюсы такой системы неоспоримы, две формы обучения прекрасно дополняют друг друга. И хочется верить, что уже в ближайшем будущем они сольются в одно целое и полностью вытеснят традиционную тысячелетнюю модель.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!