ШКОЛА. В ЦИФРЕ

Гарант разнообразия

ШКОЛА. В ЦИФРЕ
Гарант разнообразия
Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов существует уже 26 лет. За это время ей удалось добиться не только значительной государственной поддержки для частного образования, но и помочь сфере избавиться от недобросовестных торговцев дипломами.
Алексей Забелин
ректор Московского финансово-юридического университета (МФЮА), доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, секретарь Общественного совета при МВД России, исполняющий обязанности председателя правления АсНООР
В Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР) более 1200 организаций из 47 субъектов России. Члены ассоциации состоят в экспертных советах при Комитете по просвещению Госдумы, Минпросвещения, Минобрнауки, Минэкономразвития, во многих других ведомствах, от которых зависят судьбы частных школ и вузов. Ассоциация многофункциональна: ее участники не только помогают менять сферу частного образования к лучшему, но и способствуют защите и поддержке организаций. Именно АсНООР добилась законодательного закрепления равного бюджетного финансирования по ряду позиций аккредитованных частных школ и детских садов, пенсионных льгот для педагогов-частников, привилегированных условий для аренды.
Конечная цель ассоциации — установление полного равенства между частными и государственными образовательными организациями в плане доступа к государственному финансированию и преференциям. Также АсНООР ведет непрерывную деятельность по защите частников от необоснованных претензий со стороны органов контроля и надзора.
После энтузиастов
За последние 30 лет система частного образования пережила несколько периодов. Сначала в сферу пришли энтузиасты, которые просто любили свое дело и хотели себя проявить. Многие были теоретиками, но стали прекрасными практиками и создали лучшие образовательные учреждения. Но в какой-то момент не самые добросовестные «коммерсанты» решили, что в сфере частного образования много денег, и ринулись туда. Дошло до того, что каждый день стало открываться по 20 частных вузов. Начали появляться структуры, в которых числились десятки школ и институтов, и все это делалось ради денег. Процветала примитивная продажа дипломов. Подобное было востребовано, так как в 1990-е и в начале 2000-х таким образом восполнялся дефицит кадров с высшим образованием, в том числе на государственных должностях.
Разнообразие приводит к повышению качества, и частные школы, занимающие верхние строчки образовательных рейтингов, это доказывают
В 2010-х волна коммерциализации сферы частного образования стала вызывать у общества определенное недовольство, и Рособрнадзор с помощью ассоциации начал активно заниматься недобросовестными образовательными учреждениями.

«Сергей Кравцов (министр просвещения РФ. — Прим. ред.) совершил настоящий подвиг — он уничтожил большинство торговцев дипломами, — говорит исполняющий обязанности председателя правления ассоциации профессор Алексей Забелин. — Действуют лишь единицы, они всячески маскируются и переименовываются, но спрос на их услуги постепенно пропадает. Исчезла потребность в дутых результатах и в самообмане, есть общественный запрос на качественное среднее и высшее образование».
Бескорыстное лоббирование
Многие негосударственные вузы за свой счет занимаются серьезной наукой, у них даже есть собственные изобретения. Вывести их достижения на российский и международный уровень помогают члены ассоциации. Организация налаживает взаимодействие средних частных учебных заведений с производствами и заводами. Также ассоциация лоббирует интересы негосударственного сектора в целом.

«Это добросовестное бескорыстное лоббирование в интересах отрасли и людей, которые любят свою работу и делают образование лучше, — говорит Забелин. — Главная задача ассоциации — обеспечить безопасность детей, вооружить их современными знаниями; не только подготовить их к итоговой аттестации, но и сделать их достойными гражданами нашей страны. Человек становится патриотом, потому что начинает любить свою литературу, свою историю, свой народ, место, в котором он живет. На этом построена работа не только лучших школ, но и средних и высших образовательных учреждений».
Часто ассоциация помогает решать проблемы и обращается к органам исполнительной власти за поддержкой. Например, с просьбой выделить помещения. При АсНООР существует своя юридическая служба, которая занимается трудностями, возникающими у частных образовательных учреждений.

«Именно авторитетом ассоциации в целом, а в частности авторитетом ее участников, удается решить практически любую возникающую проблему», — говорит Забелин.
Воспитание деятельностью
Разнообразие приводит к повышению качества, и частные школы, постоянно занимающие верхние строчки образовательных рейтингов, это доказывают. Частное образование — прекрасная альтернатива государственному учебному заведению, когда ребенку в силу особенностей характера нужно особое внимание. Кроме того, частные школы, в отличие от многих государственных, очень сильны с точки зрения вклада в развитие личности ребенка и формирования у него soft skills. К тому же в негосударственной школе существует строгий отбор детей, например по принципу отсутствия агрессии. Негосударственное образование обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку и социализирует его в коллективе.
Московский финансово-юридический университет (МФЮА)

В сентябре 2022 года Московскому финансово-юридическому университету (МФЮА) исполнилось 32 года. Вуз реализует непрерывную вертикаль интегрированных образовательных программ: школа — предуниверсарий — детский технопарк — колледж — вуз — научно-производственные предприятия. При этом обеспечиваются индивидуальные образовательные траектории развития студентов, а образовательные программы трансформируются по запросу работодателей.

В университете обучаются 13 000 студентов очной формы обучения в десяти учебно-лабораторных корпусах в Москве и пяти филиалах в России. Материально-техническая база университета включает более 50 зданий и сооружений.

Особое место в МФЮА занимает социальное и культурное развитие студентов. Музейно-выставочный образовательный комплекс «Наука, техника, искусство» МФЮА включает в себя более 4000 экспонатов и является членом ИКОМ — Международного совета музеев.
Именно в сфере частного образования можно найти учреждения, идеально подходящие под индивидуальные запросы родителей. Доказательством тому служит многообразие организаций, которые вступают в ассоциацию. Недавно в АсНООР вошел Консорциум ценностно ориентированных вузов, которые работают с Русской православной церковью. Своей задачей они видят этическое, духовно-нравственное воспитание молодежи.

«Воспитание — трудоемкий процесс, — говорит Алексей Забелин. — Невозможно воспитывать языком, воспитывать нужно конкретной деятельностью. Поэтому в ассоциацию входят самые различные организации и консорциумы, которые выступают с важными инициативами. Например, недавно члены АсНООР вышли с предложением вернуть государственный образовательный стандарт трудового воспитания, ведь труд — это созидание».
Польза госсектору
Помимо разнообразия выбора уровня и качества образования, которое дают стране частные школы и вузы, очевидная помощь со стороны негоссектора — передовые методики, большинство из которых зарождалось и апробировалось в этой сфере.

Ассоциация совместно с Российской академией образования помогает госсектору внедрять лучшие практики частного сектора в государственные школы и институты. Чтобы учителя муниципальных школ были в курсе современных методик их коллег, ассоциация постоянно проводит открытые конференции.

Еще одно важное направление, по которому работает ассоциация, — устранение дефицита кадров в отрасли. Благодаря многолетней работе АсНООР в сфере частного образования нехватки кадров практически нет, потому что отрасль научилась выращивать специалистов под собственные нужды.
Ситуация в регионах в разы сложнее, чем в Москве, где финансирование традиционно стабильней и объемней. А тем временем частное образование вносит огромный вклад в качество образования в большинстве субъектов РФ, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.

«Конечно, хотелось бы, чтобы в идеальном мире было жесткое административное решение по уравниванию регионов, но это очень рискованно, ведь оно может привести к профессиональной деградации, — говорит Алексей Забелин. — Нам бы не хотелось оказаться в ситуации, когда нас поставят в тепличные условия, лучше мы будем развиваться эволюционно, в честной конкурентной борьбе. Тем более президент не раз говорил, что частное образование должно быть и что ему нужна поддержка».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще