«Единственное, на что мы можем опереться, это образ желаемого будущего»

На форуме «Проектория» основатель Школы навигаторов Лика Чекалова рассказала о том, как не потеряться в современном VUCA-мире и как переосмыслить задачи образования.
Те практики, которыми мы занимаемся в образовании, — насколько они готовят ребят к современному миру? Современный мир — сложный, многополярный, находится в постоянном движении, предоставляет гигантское количество возможностей, но и создает много сложностей. Нам приходится быть очень разборчивыми, становиться мастерами критического мышления.

Каким образом научиться и научить своих учеников обращаться грамотно со сложным информационным пространством, чтобы в нем не утонуть, чтобы правильно формулировать к нему запросы?
Еще одна важная черта современного мира — его горизонтализация. Теперь каждый отвечает за изменения, которые происходят вокруг, и может на них влиять.

Если мы посмотрим на то, какие эффекты появляются в связи с глобальностью и сложностью этого мира, то увидим кризис традиционных систем управления и огромное психологическое давление, которые особенно сильно ощущают на себе люди, работающие в образовании.

С одной стороны, в современном мире всё есть — выживать, закрывать свои базовые потребности стало невероятно просто. Как в таких условиях сохранить витальность?
Еще один эффект — неумеренное потребление. Паттерны прежних эпох работают плохо. Возникает ощущение необходимости забить смысловую пустоту, что выливается в неумеренное потребление. Таким образом, мы все дальше и дальше уходим от поисков ответа на вопрос «Зачем?»

Наш мир — мир неопределенности. Это вызывает так называемый новый луддизм, который особенно ярко проявляется на фоне пандемии и необходимости постоянно находиться в цифровой среде. Но мы понимаем, что сопротивление никуда нас не приведет. Сопротивляться всегда менее эффективно, чем адаптироваться.
Нам сейчас необходимо переосмыслить само наполнение и содержание образования. Как бы образование могло стать ответом на сложности, возникающие в связи с изменениями реальности? Оно может заимствовать такие практики как кооперация и объединение. Мы пока живем в парадигме конкуренции. Традиционное образование индивидуалистично. Чтобы преодолеть отчуждение, нам требуется горизонтальное обучение, нужны персональные образовательные маршруты, нужны групповые форматы и групповые проекты, нужна возможность предлагать и реализовывать свои идеи.
Как ни парадоксально, единственное, на что мы можем опереться, это образ желаемого будущего, который можем создать. Договориться, что у каждого в нем есть собственное место и начать создавать это будущее.

Наша задача — переосмыслить образовательные организации, превратив их в центры желаемого будущего. Каждая отдельная организация становится сообществом, где формируется собственная договорная реальность.

Любой разговор о самоопределении сегодня надо начинать с будущего: о чем ты хочешь жить? Какие проблемы ты хочешь решать? Чтобы ты хотел делать, чтобы решать эти проблемы и отвечать на эти вызовы? И только тогда смотреть на конкретные направления деятельности.
Драйверы современного мира VUCA — изменчивость (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity), многополярность (ambiguity). В таком мире никакие универсальные схемы не работают.

Есть еще одна расшиaровка VUCA: видение (vision), понимание (understanding), ясность (clarity), гибкость (agility). По поводу понимания: в стандарте PISA в 2017 году появилось направление «глобальная компетентность» — речь идет об умении разбираться в том, что происходит в мире, о развитом системном мышлении.

Ясность — это четкое понимание себя, своей позиции в этом мире, понимание своих сильных сторон и умение их реализовывать.