ИНФРАСТРУКТУРА.ТВОРЧЕСТВО

Живые картинки

Анимация в школе и не только
СПРАВКА
Ирина Кашекова

д. п. н., профессор, главный научный сотрудник Института художественного образования и культурологии РАО, член Московского союза художников, член Российского союза писателей, автор учебников по изобразительному искусству для школ и вузов
Министерство просвещения в декабре 2018 года приняло концепцию преподавания предметной области «Искусство». Теперь, кроме обязательной части в виде изобразительного искусства и музыки, есть вариативная. Она обеспечивается сквозными учебными модулями, которые выбирает учитель.

Кроме живописи, графики, скульптуры, в модули входят архитектура, дизайн, декоративно-прикладные искусства (ДПИ). Степень погружения в специфику того или иного направления выбирает учитель. Так, при выборе модуля «Графика» дети могут заниматься рисунком, который составляет станковую графику, а могут изучать книжную иллюстрацию, осваивать гравюру или учиться создавать композиции, в основе которых лежит знак, от герба до логотипа.

ДПИ имеют еще более разветвленную систему направлений. Они различаются по стилистике (традиционные и современные); по возможностям использования (орудия труда, мебель, игрушки, посуда, украшения); по материалам (керамика, дерево, художественный текстиль, металл).
Занятия рисованием, литературой, музыкой способствуют развитию ребенка, укрепляют его психическое здоровье, закладывают фундамент для выбора профессиональной специализации. Что же можно сказать о интегрированном модуле «Анимация», который объединит все эти виды художественной деятельности?

В русский язык слово «анимация» пришло из французского и означает «оживление», «одушевление». В нашей стране это искусство традиционно именовалось мультипликацией. Соглашусь с тем, что западное название лучше передает суть явления. Ведь феномен заключается не в том, что картинок много, а в том, что они «живые». Непрерывное движение, динамичная смена изображений как нельзя лучше соответствуют особенностям современной культуры. Анимация в этом контексте становится идеальным инструментом обучения и развития ребенка.

Интегрированный учебный модуль «Анимация» способен решить массу учебных проблем. Ведь создание мультфильма требует как минимум внимательного прочтения и анализа литературного произведения, взятого за основу сюжета. Для визуализации образов персонажей необходимо познакомиться с соответствующим их времени стилем эпохи в архитектуре, одежде, мебели.
Интегрированный учебный модуль «Анимация» способен решить массу учебных проблем
Для физического воплощения героев нужно научиться рисовать или лепить, моделировать из бумаги и проволоки; освоить правила линейной и воздушной перспективы, цветоведения; узнать приемы построения композиции; овладеть приемами стилизации и др.

Самый увлекательный этап — «оживление» персонажей и собственно съемка, после чего подбирается музыкальное сопровождение, озвучивается мультфильм.
Познание образами с ранних лет
Анимация интересна и доступна ребенку с дошкольного возраста. Детям свойственно мысленно оживлять игрушки. Они разговаривают с куклами и мягкими мишками, кормят их, укладывают спать и даже наказывают за плохое поведение.

Начать занятия анимацией можно, переставляя в специальном пространстве готовых кукол, но можно вдохнуть жизнь и в собственные рисунки. Использование игровых видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту, позволяет вызвать интерес малышей к прослушиванию и анализу стихов, народных и современных сказок, рассказов о животных.

Анимация, будучи коллективным занятием, прекрасно формирует коммуникативные качества. Умение работать в команде — это способность понимать свои возможности и свое место в общем проекте. Одни дети, которым свойственны лидерские качества, берут на себя ответственность за общее дело, выдвигают идеи, распределяют обязанности в команде; другие становятся исполнителями.
В процессе работы над мультфильмом ребенок познает разные аспекты окружающего мира, от сложности строения цветка до разнообразия художественных стилей. Процессы познания изучаются когнитивной психологией и напрямую связаны с памятью, восприятием и переработкой информации, воображением, скоростью мышления. Таким образом, занятия анимацией активизируют когнитивные способности. Особенно ценно то, что, создавая мультфильм, дети учатся образной форме восприятия мира, что, по мнению современных психологов, отвечает естественному для человека способу познания: «Человек познает окружающий мир образами, а не суммой знаний» [1]. Знания лишь упорядочивают образы в систему.

Богатый бэкграунд способствует развитию креативных, творческих процессов. Чем больше у человека багаж знаний и опыта, тем успешнее он может производить комбинаторные действия. Обращение к имеющимся в памяти образам является хорошим подспорьем в творчестве. Поэтому значимым условием развития креативности является познание, способность умственно воспринимать и трансформировать информацию в зависимости от возникающих задач.

Художественное мышление и художественная деятельность формируют визуальную грамотность и визуальную культуру ребенка.

[1] Зинченко В. П., Назаров А. И. Размышления об искусственном интеллекте//О человеческом в человеке / — М., 1991
Ценность модуля «Анимация» заключается в том, что он формирует у ребенка интегративные качества, среди которых значимое место занимают: самостоятельность, интерес к окружающему миру, желание и способность задавать вопросы, экспериментировать, применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, в случае необходимости преобразовывать способы решения, выдвигать и воплощать собственный замысел.
Организовать пространство
Дмитрий Шубин
Создатель и руководитель проекта Kids Animation Desk 2.0
Занятия любой анимацией — пластилиновой, кукольной, рисованной, песочной, Lego — можно организовать с помощью детской мультстудии Kids Animation Desk 2.0. Она устроена следующим образом. Ярусная конструкция отделяет окружающую среду от творческого пространства, а сцена может вращаться и подстраиваться под разноплановую съемку. Камера крепится к кронштейну, что исключает ее случайное смещение при работе с персонажами и в то же время обеспечивает плавное движение вдоль сцены. Предусмотрена быстрая смена декораций. В комплекте идут дополнительные кронштейны для съемки крупных планов и объектов в пространстве. С мультстудией удобно работать как индивидуально, так и небольшой группой. Для малышей разработаны тематические сказочные наборы по сказкам «Репка», «Колобок», «Три поросенка».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more