СПО. лидеры

1-й МОК: фабрика чемпионов

1-й МОК — одно из самых востребованных учебных заведений России. На все специальности здесь приличный конкурс при поступлении. Чтобы образование могли получить как можно больше абитуриентов, в комплексе развивают онлайн-образование, а также заочные отделения. Мы побеседовали с руководством и преподавателями комплекса об особенностях обучения в 1-ом МОК.
  • Юрий Мироненко
    директор 1-го МОК, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук
  • Ольга Быковец
    заместитель директора 1-го МОК
  • Егор Подлесный
    заместитель директора 1-го МОК
  • Иван Савенок
    преподаватель поварского дела
  • Егор Костиков
    преподаватель парикмахерского искусства
Тип образовательной организации — профессиональная образовательная организация

Форма собственности — государственная бюджетная организация

Директор — Юрий Мироненко

Количество обучающихся — 8200 человек

Местонахождение — г. Москва, https://1-mok.mskobr.ru/
Проект + продукт
Первый Московский образовательный комплекс (1-й МОК) создан в 2013 году на базе Технологического колледжа № 14 — победителя приоритетного национального проекта «Образование», лауреата конкурса «Колледж будущего», обладателя гранта мэра Москвы в сфере образования по итогам 2011−2015 годов — и объединил четыре колледжа.

1-й МОК — многоуровневое и многопрофильное ОУ, объединяющее дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование. Это первый комплекс такого типа в Москве. На его территории соседствуют четыре детских сада, две общеобразовательные школы и факультеты колледжа. С самого детства учащиеся комплекса могут наблюдать за работой профессионалов, посещая мастер-классы, общаясь с преподавателями и студентами.
Наши сильные стороны — продуктный подход и проектная деятельность
Такой подход дисциплинирует — специалисты МОК отмечают, что школьникам полезно находиться в одной среде со студентами колледжа, ведь это мотивированные и целеустремленные ребята, которые заняты делом, знают, чего хотят, и идут к своим целям. Чем раньше человек возьмет в руки профессиональные инструменты, тем быстрее он состоится как личность и найдет себя в профессии. Мотивация и любовь к выбранному делу считаются здесь одними из ключевых факторов достижения успеха — с тройками в аттестате и без «блеска в глазах» в 1-й МОК абитуриента просто не примут.

Но не стоит считать, что ребят с детского сада подталкивают к выбору исключительно рабочих профессий. Многие выпускники колледжа получают высшее образование и достигают статуса профессионалов международного уровня. Среди «звездных» выпускников комплекса модельер Валентин Юдашкин, творческий партнер компании Wella Дмитрий Винокуров, чемпион мира по кондитерскому искусству Александр Кислицын, стилист Руслан Татьянин и многие другие.
«Наши сильные стороны — продуктный подход и проектная деятельность. Большинство учащихся владеют технологией 3D-моделирования, и почти каждый ученик ведет свой микропроект, результатом которого становится конкретный образовательный продукт», — рассказывает заместитель директора 1-го МОК Егор Подлесный.
В команде — сила
«Впечатляющие результаты 1-го МОК — это в первую очередь работа команды профессионалов, которые с удовольствием делают свое дело, — считает директор Юрий Мироненко. — До 2013 года Технологический колледж № 14, на базе которого создан 1-й МОК, входил в топ учебных заведений России. Но нужно было развиваться дальше. Открытие новой лаборатории или закупка дорогой техники — это не развитие, это усовершенствование процессов функционирования, а нам нужны были новые идеи развития. В Москве в это время начались процессы интеграции учебных заведений, и команда 1-го МОК предложила модель многоуровневой образовательной структуры, включающей детский сад, школу и профессиональный колледж как системообразующий элемент модели.
В итоге к нам присоединились две школы, бывшие тогда в хвосте городского рейтинга. Сейчас 1-й МОК в двадцатке лучших учебных заведений Москвы — именно в статусе образовательного комплекса. Команда создала среду масштабных возможностей, которая отличает 1-й МОК от других учебных заведений: это открытое инновационное образовательное пространство, передовые технологии, ВКС-система и многое другое. Кстати, ВКС-система не только управленческая находка: камеры отлично подходят и для обучения в онлайн-формате. Например, можно в режиме live увидеть, как в ресторане су-шеф создает блюдо, или наблюдать за рождением коллекции модной одежды в студии Валентина Юдашкина. Так живое творчество и мастерство профессионалов становятся частью учебного процесса".
Концептуальное единство
С профессиями в 1-ом МОК знакомят с самого детства. В дошкольных отделениях это происходит в игровой форме: преподаватели показывают, как правильно причесать куклу, приготовить несложное блюдо, собрать модель робота, а дети включаются в соответствующую деятельность. Школьники комплекса могут прийти на любой факультет, погрузиться в рабочую среду, пообщаться со студентами, а заодно увидеть, как результат ЕГЭ может влиять на их будущее.
Если еще в недавнем прошлом большая часть выпускников была ориентирована на поступление в вуз, то в настоящее время многие выпускники выходят на производство
«Идея непрерывного образования в комплексе воплощается в виде преемственности образовательных программ, которая обеспечивает естественный переход из дошкольного учреждения в школу внутри единого образовательного пространства. В нем выстраиваются индивидуальные траектории обучения для каждого ребенка на основании интеграции основных и дополнительных образовательных программ. Это делает обучение привлекательным, — рассказывает заместитель директора 1-го МОК Ольга Быковец. — Объединение ресурсов многое дает каждому уровню образования в комплексе. К примеру, студенты художественных специальностей в рамках практики создают и оформляют в школах, детских садах и на своих факультетах открытые образовательные пространства, отличающиеся эстетичностью и комфортом. Таким образом во всех подразделениях комплекса появились детские и студенческие кафе, литературные гостиные, языковые и интерактивные зоны, дизайн которых соответствует принципу концептуального и стилистического единства. Еще один пример обогащающего взаимодействия разных уровней образования — проект „Медиакласс в московской школе“. Ресурсной базой для появления в старшей школе еще одного профиля стал факультет рекламы и мультимедиа. Успех проекта подтверждается тем фактом, что в региональном чемпионате Ворлдскиллс по компетенции „Реклама“ у факультета два первых места: у студентов по основной программе и у школьников — участников JuniorSkills».
И тем не менее команда комплекса не ставит целью управлять профессиональным выбором выпускников школ, склоняя их к обучению только в СПО. «Хотелось создать среду, которая раскрывала бы преимущества обучения профессии. В итоге удалось переубедить даже скептически настроенных родителей, которые опасались, что их сын или дочь лишаются перспективы университетского образования. Один из ярких наших выпускников — Максим Челятников, соавтор рекламного ролика, который В. В. Путин показывал Международному олимпийскому комитету во время презентации Олимпиады в Сочи. Максим обучался у нас на факультете мультимедиа и рекламы, а сейчас работает на Первом канале. Это лишь один из примеров, которые позволяют судить об уровне подготовки студентов», — рассказывает Юрий Мироненко.
Экосистема столицы
По словам заместителя директора 1-го МОК Ольги Быковец, точками роста для 1-го МОК стали городские образовательные проекты. Сегодня студенты и преподаватели комплекса являются участниками более 30 таких проектов, в числе которых «Московская электронная школа», «Инженерный класс», «Математическая вертикаль», «Профессиональное обучение без границ» и др. Комплекс вовлекает в эти проекты и учащихся из других образовательных организаций, тем самым помогая развитию всей образовательной экосистемы столицы.
Студенты и выпускники 1-го МОК присоединились к движению WorldSkills и «Абилимпикс», к программе JuniorSkills, регулярно становятся победителями крупных международных турниров для профессионалов. В этих чемпионатах участвуют школьники и студенты МОК в возрасте от 10 до 25 лет, а на чемпионате «Навыки мудрых 50+» соревнуются преподаватели и мастера производственного обучения.
Скиллс-паспорт
Победы в конкурсах и чемпионатах помогают развивать отдельные направления обучения. К примеру, сегодня очень востребованы проекты «Профессиональное обучение без границ» и «Юные мастера» (уроки технологии на базе колледжей). Цель этих проектов — ранняя профориентация, социализация и развитие технологической грамотности школьников. В рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» учащиеся 70 школ Москвы осваивают программы профессионального обучения по 22 профессиям. За время существования проекта свидетельство о получении рабочей профессии получили около 3,5 тысячи школьников Москвы. А для школьников Северо-Восточного округа проводятся современные высокотехнологичные уроки по компетенциям Ворлдскиллс Россия и профессиям будущего, например по изготовлению прототипов и инженерному дизайну CAD.
«В нашем комплексе действуют два специализированных центра компетенций (СЦК) WorldSkills — по поварскому делу и парикмахерскому искусству. На их базе в рамках „Академии WorldSkills Россия“ желающие обучаются по пяти программам повышения квалификации и переподготовки кадров педагогических работников СПО, формируется экспертное сообщество профессионалов. Факультеты комплекса являются центрами проведения демонстрационного экзамена по 16 компетенциям. С 2018 года около 1500 выпускников получили скиллс-паспорт», — рассказывает заместитель директора 1-го МОК Ольга Быковец.
Преподаватель парикмахерского искусства Егор Костиков — победитель чемпионата мира в состязаниях мастеров WorldSkills — готовит талантливых ребят к этим соревнованиям. «Я сторонник раннего профессионального самоопределения. Люди, которые рано понимают, чем хотят заниматься, выходят из колледжа уже полностью готовыми мастерами, уверены в себе, в своих знаниях и могут без проблем начинать работать сразу после окончания обучения», — говорит Егор.

С ним согласен Иван Савенок, преподаватель 1-го МОК по поварскому делу: «За те два года, что человек проводит в последних классах школы, в колледже уже можно получить среднее профессиональное образование и либо трудоустраиваться, либо идти далее получать высшее образование. У человека уже складывается понимание профессии».
Игра на опережение
1-му МОК сверхбыстрый XXI век с его технологиями, цифровизацией, изменением профессиональных стандартов не принес неразрешимых проблем. Задача работать на опережение стояла всегда. Обучение в условиях многофункциональных образовательных пространств и конвергентной образовательной среды обусловило высокие результаты выпускников комплекса на демонстрационных экзаменах.
Рассказывает Иван Савенок: «На нашем факультете создан учебный полигон, который включает три инновационные лаборатории, оснащенные оборудованием последнего поколения. Здесь предусмотрено все необходимое, чтобы будущий профессионал освоил любую кухню мира: паназиатскую, восточную, европейскую. В лабораториях студенты изучают дисциплины профессионального цикла, там же проходят мастер-классы ведущих шеф-поваров. Наша площадка профессиональной практики — в числе лучших».

«Перейти на дистанционный формат во время карантина было довольно сложно, — отмечает Егор Костиков, — ведь наша профессия прикладная, мы работаем руками, тем не менее мы с этим справились. Для организации онлайн-обучения мы выделили отдельную аудиторию, где у каждого педагога есть свое рабочее место, оборудованное несколькими камерами с разными углами обзора и профессиональным освещением. Студенты подключались через онлайн-платформу, а преподаватель проводил урок так, как он это обычно делал вживую».
«Мы приняли те изменения, которые произошли на рынке образования, и всерьез занимаемся вопросами производства онлайн-контента, — комментирует Егор Подлесный, заместитель директора 1-го МОК. — Некоторые компетенции в скором времени просто не будет смысла тренировать очно. Но наша сильная сторона по сравнению с теми организациями, которые работают только в онлайне, в том, что у нас есть мощная современная материально-техническая база. Мы стремимся к идеальному балансу этих двух направлений».

Рынок труда также стремительно меняется, и 1-й МОК старается адекватно отвечать на эти изменения. «Мы максимально учитываем требования, продиктованные изменениями в сфере технологий и производства. Освоение компетенций будущего, Future Skills, встроено в существующие программы обучения. Это дает возможность опережающей подготовки кадров, что и нужно в условиях цифровой экономики. Так, например, в рамках освоения специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» студенты изучают модуль «Цифровой модельер», — комментирует Ольга Быковец.
Трудоустройство — едва ли не самый важный вопрос для любого выпускника. В реализации образовательных программ 1-го МОК принимают участие более 350 потенциальных работодателей по каждому направлению обучения в колледже. Таким образом, у студентов есть возможность проходить практику непосредственно в «компании своей мечты». За время практики студенты получают актуальный опыт, встраиваются в систему профессиональных связей и, как правило, успешно трудоустраиваются по завершении курса, а некоторые и до его окончания. Кроме этого, в период обучения студенты осваивают несколько программ дополнительного образования, что повышает их шансы на конкурентном московском рынке.
Юрий Мироненко приводит красноречивые факты. «Если еще в недавнем прошлом большая часть выпускников была ориентирована на поступление в вуз, то в настоящее время ситуация меняется — многие выпускники, овладев специальностями на высоком уровне, выходят на производство. Сегодня сфере услуг Москвы нужны высококвалифицированные профессионалы, которые умеют отлично делать свое дело. Компаниям не столько важен диплом, сколько мастерство работника, поступающего к ним на работу. Очень радует, когда ученики выходят после выпуска работать, начинают зарабатывать, проявляют свои таланты и реализуют в жизни навыки, которые они здесь получили. Успешное трудоустройство выпускников — главный результат работы 1-го МОК», — подчеркивает директор комплекса.

Один из наиболее перспективных и масштабных проектов 1-го МОК — воплощение в жизнь идеи прикладного бакалавриата. Для России такой проект — новаторство.
Награждение победителей Национального чемпионата WSR 2020
«Команда 1-го МОК изучала опыт университетских комплексов в Европе, включающих детский сад, школу и колледж. В этих образовательных организациях учащиеся получают первый уровень высшего образования. Комплекс движется именно в этом направлении: при поддержке Департамента образования совместно с Высшей школой экономики создается прикладной бакалавриат на базе нашего факультета ресторанного бизнеса, — комментирует Юрий Мироненко. — Прикладной бакалавриат должен быть отдан ведущим учебным заведениям СПО. Сейчас и в школах очень многое делается, например создаются профильные классы. Но у профессионального учебного заведения совсем другие ресурсы и возможности! У нас есть лаборатории, учебные базы, мы получаем реальные заказы, наши студенты имеют возможность создавать продукты и предоставлять услуги. Это все дорогого стоит. Сегодня 1-й МОК своими результа­тами убедительно доказывает, что совре­менное СПО действительно становится фабрикой высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается отечественное производство, сфера услуг и экономика».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: