салон. стратегия

«За кадры отвечают все»

Московский международный салон образования за 11 лет существования стал одним из главных ежегодных событий для специалистов сферы образования. Мы привыкли рассматривать его как возможность заглянуть в будущее образовательных технологий, усилить свою практику, получить экспертизу, рассказать о своем опыте.

Какие заметные тенденции и незаметные течения определяют будущее отрасли сейчас? Об этом разговор издателя EdExpert Дениса Кравченко с Максимом Казарновским, директором Московского международного салона образования.
  • Максим Казарновский
    директор Московского международного салона образования
Два новых направления
— Разработана концепция развития ММСО на 2023−2026 годы. Как удается строить долгосрочную стратегию в условиях суженного горизонта планирования? Как сейчас говорить о будущем?
— Действительно, мы планируем сейчас скорее маленькими спринтами, а большие планы вышли из ближнего поля зрения. Тем не менее сама жизнь нам указывает два направления развития выставки в соответствии с двумя важными трендами. Во-первых, мы вернулись к тем объемам офлайн-коммуникации, которые были в доковидный период 2019 года, когда ММСО переживал пик офлайн-привлекательности, и к соответствующему уровню спроса на такую коммуникацию.

Ощутимо поменялся запрос у всех участников рынка. Раньше приезжавшие со всей страны педагоги и лидеры практик воспринимали салон как праздник образования, возможность посмотреть, что предлагают регуляторы, которые представлены на нашей площадке, чиновники разных ведомств. Сейчас бизнес озабочен выстраиванием собственной стратегии развития вдолгую, поиском возможностей оправдать партнерские инвестиции, а также государственные, в том числе в рамках больших программ развития бизнеса.

И наша площадка сейчас отражает спрос бизнеса не только в сфере образования, но и в целом на поддержку перезапуска, полного переформатирования экономики. Крупные международные корпорации ушли с рынка, и образовались пробелы с точки зрения обеспечения бизнес-процессов и с точки зрения кадров, которые запускали и поддерживали эти процессы. То есть при гигантских мощностях, фантастических объемах рынка недостает квалифицированного топ-менеджмента, среднего и линейного менеджмента. Ключевые позиции в этих сферах во многом заимствовались с глобального рынка.

И сейчас выстраивание горизонтальных взаимоотношений между партнерами в сфере образования, между участниками выставки, запрос на поиск бизнес-партнеров для реализации своего проекта или продукта превысили имиджевые запросы, с которыми раньше работал ММСО. Мы работаем, по сути, в цепочке продаж и коммуникаций между реальным потребителем, который использует оборудование, идею, проект, технологию, пособие у себя в образовательной организации, и производителем.

Еще одна задача ММСО — помочь партнерам содержательно упаковать свои идеи. Навык публичной презентации, продажи продукта (не только образовательного) — сложный. Люди, которые занимаются производством, задействованы в реальном секторе, бывает, трудно общаются с внешним миром. Поэтому большой трек программы ММСО посвящен тому, чтобы обучить партнеров упаковывать продукт, формировать «звучание» компании, объяснять, как через образовательные технологии и инфраструктурные решения повлиять на образовательный результат, как повлиять на атмосферу, которая тоже формирует результаты.

То есть в этом году дополним традиционную форумную часть экспертными позициями по теме, а также кейсами о том, как собирать, анализировать потребительский опыт. Для этого эксперты-критики на нашей площадке зададут неудобные вопросы пользователям: образовательным организациям, конкретным педагогам, которые использовали ту или иную технологию, образовательный продукт. Таким образом, встретятся производитель-поставщик, пользователь со своим потребительским опытом и экспертное сообщество, которое оценивает практический смысл, пользу продукта. Эта практика как раз позволяет говорить о будущем, конструктивно мыслить о нем.
Синхронизация с послезавтра
— Основная тема салона — образование для экономики. Или (более развернуто) развитие человеческого потенциала в интересах развития экономики России. Как подступиться к реализации этой идеи в конкретной практике?
—Когда мы размышляем о том, какой человек нужен для экономики будущего, обязательно приходим к вопросу о том, какое должно быть образование, каким должен быть выпускник школы, колледжа, университета, чтобы соответствовать этому образу человека будущего, которого ждет экономика страны.

Раньше это был абстрактный разговор о глобальном мире, о человеке мира, но сегодня про абстрактные ценности разговаривать сложно. Заказчики на сегодняшнее будущее, держатели будущего — это крупные игроки экономики, у которых есть инвестиционные обязательства перед акционерами, перед государством, перед самими собой — обязательство идти вдолгую. Этот запрос не может реализоваться без кадров, которые не прилетят к нам из космоса, и на глобальном рынке мы их не купим, как делали раньше. Показательный пример — сочинская Олимпиада. Гигантский международный проект пережил коллапс в 2015 году, когда вся международная управленческая экспертиза ушла и объекты суперглобального уровня остались без кадрового обеспечения.
Это огромный междисциплинарный разговор и межведомственная задача — как с разных сторон влиять на общую задачу подготовки кадров
Во многом сейчас мы находимся в таком же состоянии латания дыры. Мы научились понимать, как жить завтра, то есть выживать, причем во всех сферах. Но наступит послезавтра, и встанет вопрос про развитие. А развитие и синхронизация сегодня с послезавтра — это уже совершенно другой залог размышлений, это системный диалог со всеми участниками, не сиюминутный, не про короткие спринты, а про большое планирование.

Поэтому тема — образование для экономики — позволяет из позиции краткосрочного планирования вернуться в парадигму больших идей, понятную и комфортную для всех. Понятную конкретной школе, родителю, для которого поставщик завтра — это вуз. Родитель приходит в вуз и смотрит, какие есть профессии для ребенка. Это горизонт планирования завтра для родителя и ребенка. Но на деле вуз — про позавчера, он отрезан от больших идей, государственных проектов. Мы увидели это отсутствие синхронности сейчас, когда начали работать с этой темой.
Простой пример: сейчас происходит взрывной рост в отрасли внутреннего туризма. Развивается гигантский проект ГЧП, где ВЭБ выступает оператором по мастер-планам развития малых городов и создания кластеров вокруг. В KPI обозначено 200 городов, которые проходят через школу управления «Сколково» и должны создать планы собственного развития. Это огромные инфраструктурные проекты, которые призваны каждый город, муниципалитет сделать точкой притяжения для развития внутреннего туризма. Но отраслевые туристические вузы не владеют полной информацией о проекте и продолжают готовить линейных менеджеров в ресторан, в гостиницу, а запрос на развитие территории, на аналитику, на большие данные для них не вполне актуален. Просто нет предмета для разговора с ними, потому что нет информированности.

Один из крупнейших системных игроков и потенциальных работодателей в сфере развития внутреннего туризма — «Сбер» со своими двумя кластерами: Mriya Resort в Крыму и «Манжерок» в Алтайском крае. «Сбер» также выделяет финансирование и помогает в получении грантов предпринимателям для развития туристических услуг. Соответственно, те компетенции, которые они формируют для рынка, сложно синхронизированы с теми профессиями, к которым готовят отраслевые колледжи и вузы.
Отсюда наша идея — создать картированное пространство с учетом всех игроков рынка, тех, кто в разных отраслях участвует в формировании запроса на кадровую политику для того, чтобы эти разные игроки между собой начали разговаривать. Эта тема (образование для экономики), таким образом, станет предметом постоянного общественного обсуждения, а не фрагментарного внимания от проекта к проекту, как сейчас. Таких проектов, когда бизнес приходит на университетскую кафедру или в колледж, влияет на формирование образовательных программ, много, но это скорее исключения и разрозненные кейсы. Наша задача из разрозненных кейсов создать повестку, и это снова разговор о будущем. Вот длинный ответ на короткий вопрос, как можно сейчас говорить про будущее.
А как у них?
— Возможно, нужно говорить даже не о сфере образования, а в целом об индустрии детства в нашей стране.
— Даже больше того, и мы это фиксируем в первых релизах и манифестах концепции салона. Один из главных смыслов — за кадры отвечают все. Это значит, мы говорим не про образование и не про мир детства. Это огромный междисциплинарный разговор и межведомственная задача — как с разных сторон влиять на общую задачу подготовки кадров. Эта задача находится в KPI и в повестке, в публичной коммуникации у абсолютно разных системных игроков, и это должна быть точка сборки. За кадры отвечают все.
Синхронизация экономики и образования — мощный глобальный международный тренд
— Понятно, что существуют объективные предпосылки для того, чтобы все усилия сконцентрировать внутри страны. Но как быть с глобальной мировой повесткой развития образования? Нельзя же совсем ее не принимать во внимание.
—  По ощущениям, за два года многое изменилось, снизился градус взаимного неприятия. Это касается и нашего восприятия зарубежных партнеров, и ощущения международных партнеров от России. Например, у нас сейчас два куратора наблюдают за международным рынком, за теми игроками, которые готовы прийти на нашу площадку и стать частью повестки. Безусловно, эта синхронизация экономики и образования — мощный глобальный международный тренд.

Я вспоминаю, как в начале истории ММСО мы много ездили по миру, смотрели международные образовательные выставки. Программа Bett Show, крупнейшей из них, включала экскурсии в самые яркие школы Лондона. И практически у каждой школы внутри повседневной образовательной рутины начиная с восьмого класса были проекты с участием действующих бизнес-партнеров. Дизайнеры, урбанисты, производственники, предприниматели приходили в эти школы, и у детей рождалось понимание конкуренции, представление о том, кто потребитель твоей проектной деятельности. Это было необычайно мотивирующим тогда, когда мы были совсем оторваны от глобальной повестки.
Сейчас мы возвращаемся в ту же точку и попробуем обогатить наш опыт и повестку международной обязательной экспертизой, и есть ощущение, что можно возобновлять профессиональный диалог. Кажется, сегодня многие готовы уже если не прилетать сейчас в Россию, потому что это технически сложно, но участвовать в онлайне гораздо спокойнее, чем это было еще недавно.

Есть и еще один замысел: сделать международный форум директоров онлайн для того, чтобы посмотреть, как развиваются разные школы. Многие крупные школы, в том числе государственные, сейчас формируют собственную идентичность, отличия от других в общей рамке унификации. Я воспринимаю эту общую рамку и единый стандарт как фундамент для создания равной возможности для всех быть разными. Есть общий фундамент, но есть возможность сделать следующий шаг за его пределы.

Видно, что есть на это спрос и у региональной системы образования, и у девелоперов, которые сейчас становятся большими игроками в сфере развития ГЧП-строительства инфраструктурных решений.
— Девелоперы первой десятки, видимо, подходят к идее сближения архитектуры с образовательными смыслами, осваивают идею работы с операторами, муниципальными или частными.
— Да, ситуация изменилась. Первым нашим заказчиком на образовательную программу для школьных управленческих команд стала группа компаний «Самолет». Они пришли к пониманию: важны не только стены, но и смыслы, а кадры надо растить. Создали образовательный фонд и находятся в процессе достижения договоренности с муниципалитетами относительно того, что у них есть право влиять на формирование команд и быть заказчиками на некоторые образовательные результаты, на концепцию и на профильный вектор развития школы.

Ясно ощущается, что это совершенно новый и важный игрок в сфере образования, который хочет влиять на образовательную программу, на концепцию школы, и ему это важно с точки зрения развития бизнеса.
Образ выпускника
— ММСО всегда органично сочетает экспочасть с деловой программой, они проникнуты общими смыслами. Что сейчас отличает деловую программу? Она ориентирована в большей степени на прикладные интересы участников экспо? Или это нечто духоподъемное, для взыскательного участника, который приходит себя прокачать, посмотреть в будущее?
— Нам удалось достигнуть определенного уровня экспертности в образовании, потому что мы заходили издалека. Чтобы бизнес-модель экспо эффективно заработала, нужно было, чтобы пришла классная аудитория, нужно постоянно ее генерировать. Кстати, этого не делает никто, даже упомянутая выставка Bett Show лишь в небольшой степени.

Чтобы получить яркую аудиторию, нужно сделать значимый контент, не связанный с экспо. Поэтому отправная точка нашей программной политики — это всегда боль живых конкретных людей в разных статусах внутри системы образования, их запрос относительно того, о чем сегодня нужно поговорить.

Так же будет в этом году в дополнение к экспочасти и новым трекам, о которых было сказано. Ведь тема образования для экономики — это не про экспо, а как раз про возможность разговора про будущее через экспертную позицию, и это касается всех. Любая образовательная организация формирует образа выпускника, анализирует, какие факторы формируют этот образ. При этом популярно упрощенное представление о линейности траектории развития ребенка. Были профильные классы, теперь сделали предпрофильные классы, то есть нужно как можно раньше определиться с будущим профессиональным маршрутом и с этой определенностью прийти в старшую школу, потом в колледж/вуз. В действительности количество процессов, которые влияют на ребенка по мере взросления, нами даже не то что не контролируется, но и они не вполне изучены.

Шалва Амонашвили в его прошлогоднем выступлении в Москве говорил: если обучение — это некоторые измеряемые результаты, то воспитание — это гипотезы. Нельзя понять точно, какие факторы и в какой момент определяют формирование личности в образовательной среде школы.
Если школа это про воспитание, то университет — это про формирование взглядов. И то и другое находится в параллельной плоскости с профессиональной успешностью, на которую мы все время ориентируемся.

На ММСО мы будем говорить о том, как эти два мира пересекаются и как создать безопасную и комфортную среду, чтобы, с одной стороны, ребенок умел принимать решения и осознанно делать выбор, а с другой — имел право на ошибку, возможность пробы. Об этом должны размышлять все. И родители, и школа должны давать ребенку возможность тестирования, а регулятор должен создавать возможности для формирования индивидуальной траектории ребенка.

Сегодня образ успешного выпускника связан с академическими результатами, с участием в олимпиадах. Такого выпускника, собственно, бизнес и хочет получить: давайте нам победителя олимпиад, мы с ним будем дальше работать. В действительности благополучие и целостность человека рождаются из гораздо большего количества составляющих, чем просто академический успех. Нам важно умение работать с условно отстающими, не фокусируя все внимание на тех, кому, как нам кажется, мы нужны и интересны.

У меня был неприятный кейс на эту тему. Мой семилетний сын занимался в профессиональном хоккейном клубе. Однажды на родительском собрании тренеру высказали претензии: почему с одними детьми занимаются больше, с другими меньше? Он ответил честно: я работаю с теми, кому это нужно, кто тянется за мной. Тренера можно понять, у него 40 человек, и такова общая парадигма, в которой мы живем. Но все же это непрофессионально.
Так вот, как выстроить альтернативные образовательные траектории, не вешать ярлыки на тех, кто движется по другим трекам и приходит к совершенно другому успеху, и как потом всем найти общий язык, научиться друг с другом разговаривать это вопрос.

Об этом будет разговор на салоне, очень плодотворный может оказаться разговор, углубляющий тему образования для экономики.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more