Вовлеченность в цифре

Как повысить образовательный результат ребенка
Удовлетворенность ребенка обучением, позитивные эмоции в процессе неразрывно связаны с уровнем вовлеченности. От нее зависят среди прочего и академические результаты. Об особенностях вовлеченности учеников при использовании цифровых платформ известно мало, хотя они точно есть. Образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ провели исследование на эту тему
Суть явления
Фокус и смысл образования за последние сто лет сильно изменился: общество пришло к парадигме «обучение как часть жизни». При этом современная школа должна не только давать твердые навыки, но «учить учиться». Импульсом должна стать мотивация, а его развитием — вовлеченность.

Существует несколько подходов к определению структуры вовлеченности. Одна из самых популярных моделей состоит из трех компонентов. Поведенческий компонент включает в себя посещаемость занятий, а также участие в дискуссиях и внеклассных мероприятиях. Эмоциональный отвечает за взаимоотношения с учителем и учениками, чувства по отношению к школе. Когнитивный компонент включает психологическое инвестирование в процесс обучения, а также саморегуляцию ребенка (метакогнитивные стратегии для планирования и оценивания обучения).
  • Анастасия Капуза
    научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
    Измерять вовлеченность сложно, как и другие психологические конструкты. Как правило, это опрос: посадить ребенка и попросить его отвечать на вопросы, как часто он делает то или иное. Это достаточно тяжело, особенно если мы хотим вовлеченность смотреть в динамике, как она меняется в течение учебного года. Поэтому сейчас начал развиваться тренд — изучение вовлеченности через цифровые следы.
. Именно такой метод, позволяющий не отвлекать детей от учебы, лег в основу исследования.

Геймификация, ставшая трендом онлайн- и офлайн-образования в последние годы, — лучший из способов повышения вовлеченности, особенно среди детей. Это внедрение игровых элементов (например, накопление баллов, стремление к выигрышу, возможность создания собственного персонажа) в неигровые контексты.
  • Анетта Орлова
    психолог, кандидат социологических наук
    Игровая механика позволяет школьникам встречаться с разными обстоятельствами и выбирать способы реагирования. Так, обратная связь, которую дети получают в игре, помогает развивать критическое мышление. Ограниченность ресурсов, с которыми имеют дело игроки, развивает стратегическое мышление. Квесты развивают поисковое — логическое и интуитивное мышление.
В рамках исследования было выделено пять ключевых элементов, способствующих удержанию внимания школьников: коллаборация, аватары и кастомизация, адаптивность и персонализация, нелинейная навигация, а также самый действенный способ — миссии и квесты. Их высокий эффект обусловлен наличием понятных ребенку целей, дроблением материала, представлением заданий в увлекательной форме. В курсах платформы «Учи.ру» используется каждый из этих элементов геймификации.
Педагоги и геймификация
Образовательный процесс — это не только самостоятельная активность школьника. Большую часть времени дети проводят в школе, где проводником к знаниям является учитель. Поэтому так важно было понять, как к геймификации относятся педагоги.

В исследовании платформы «Учи.ру» приняли участие 1130 действующих педагогов. Согласно результатам, 88,6% педагогов регулярно используют игровые обучающие сервисы, приложения, платформы для работы с учениками, 5% педагогов не используют цифровые сервисы в образовательном процессе, а 6,5% респондентов не смогли с точностью ответить на вопрос.

Абсолютное большинство педагогов (97,4%) считают, что использование игровых технологий как в очном, так и в онлайн-образовании помогает школьникам в учебе. Им интереснее учиться (55,6%), они лучше запоминают учебный материал (29,2%), у них улучшается успеваемость (12,6%). Только 2,1% учителей заявляют об отрицательном эффекте механик геймификации. Они считают, что игровые элементы только отвлекают школьников от учебы (1,5%), дети ничего не запоминают (0,6%).
  • Анастасия Капуза
    научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
    Учитывать учебную вовлеченность важно не только для того, чтобы бесконечно повышать академические результаты школьников. Сейчас процесс образования настроен на то, чтобы дети «учились учиться», а это невозможно без интереса и высокой вовлеченности. Поэтому цель практиков и исследователей образования — выработать механизмы, которые сформируют и будут поддерживать активность учеников.
Среди основных преимуществ геймификации педагоги выделили повышение мотивации к учебе (69,1%), успехи в запоминании материала (58,3%), вдохновение на изучение материала (44,7%), отсутствие страха совершить ошибку (44,7%), освоение внеучебных навыков (42,3%).

В числе недостатков использования механик геймификации в обучении педагоги отметили, что дети привыкают развлекаться, а не трудиться (30,8%), у школьников возникает интерес к игре, а не к учебному материалу (28,3%), эффективность обучения повышается лишь на короткий период (19,9%), растет соперничество в коллективе (17,3%), игра отвлекает от изучения предмета (5,7%). В то же время 35% учителей не видят недостатков в геймификации обучения.

В игре, отмечает Анетта Орлова, ученик может сам выбрать тот уровень, который ему под силу, получить положительный результат и позитивное подкрепление убеждения «я молодец». Это позволит ему позже не бояться приступить к более сложным задачам и сформировать здоровую самооценку. Ребенок также получает возможность вырабатывать собственную поведенческую стратегию. Свобода выбора предполагает ответственность, поэтому внутри игры школьнику приходится обдумывать свои поступки, развивать логическое мышление.
Абсолютное большинство педагогов (97,4%) считают, что использование игровых технологий как в очном, так и в онлайн-образовании помогает школьникам в учебе
Кроме того, в игре ребенок чувствует, что он творец собственной реальности. Внутри игры у него есть возможность попробовать разные роли, и это помогает сформировать характер, а также проявить способности к творчеству.

Один из недостатков использования геймификации — это конкуренция, возможное соперничество в классе, приводящее к конфликтам. Но здесь уже должны свою роль сыграть родители и учителя. Они могут рассказать ребенку, как действовать в рамках здоровой конкуренции, или объяснить, что важен хороший результат, а не победа любой ценой.

Кроме того, человека, привыкшего к геймификации, не так просто учить. Необходимо инвестировать в развитие педагогов и методологов, успевать за детьми и оставаться им интересными. Если после такого игрового опыта обучения ребенка поместить в обстоятельства скучной и кропотливой учебы, очень возможна демотивация.
Зависимость от гаджетов, благодаря которым зачастую и возможна геймификация, находится в топе родительских опасений. В этом случае родителям важно обратить внимание на то, как долго они сами сидят в телефоне. Нужно всегда предлагать детям альтернативную деятельность: общение с друзьями, спорт. Тогда и нужда в гаджетах у них отпадет сама собой.

Миссия платформы «Учи.ру» — вдохновлять на развитие. Педагог нацеливает ребенка на результат, а образовательная платформа становится дополнительным средством, которое помогает достичь результата. Курсы с использованием геймификации, такие как «Английский со зверятами», «Словесная битва», «Магическая математика», формируют интерес ребенка к выбранной теме и подходят для отработки навыков в игровой форме.
  • Сергей Веременко
    заместитель генерального директора «Учи.ру»
    Мы видим, что без геймификации детям труднее усваивать информацию. Происходит это не только в онлайне, но и в обычном школьном процессе. Именно поэтому учителя пытаются интегрировать игровые механики в процесс обучения. На платформе «Учи.ру» геймификация влияет на вовлеченность школьников в изучение школьных и внешкольных предметов, помогает освоить курс или пройти тему до конца: только за прошлый учебный год наши интерактивные карточки по математике решили более 180 миллионов раз.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще