школа. конкурс

«Технология — юмор»

Елена Щукина, призер III Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2023» (III место), учитель частной школы «Вектор» (г. Мытищи), рассказывает о недирективном управлении классом, о пользе родительской позиции и о работе «в полях», когда идешь вслед за исследовательским интересом вместе с детьми.
Елена Щукина
призер III Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2023» (III место), учитель частной школы «Вектор» (г. Мытищи)
Обратное движение
Я человек, который пришел из бизнеса в педагогику. Обычно бывает наоборот: люди поработают в школе, а потом уходят, не выдерживают нагрузки. Мое движение — в обратном направлении. Педагог по образованию, я никогда по профессии не работала, была специалистом в рекламной сфере, и все было благополучно с этой работой. Мне кажется, человек в начале профессионального пути очень ориентирован на построение карьеры, на идеи роста, всевозможного успеха и в меньшей степени в этот момент думает о какой-то душевной составляющей. У меня было именно так. Но ближе к 30 годам появилось понимание, что работа должна приносить не только деньги, но и удовлетворение, возникло ощущение, что надо что-то изменить в жизни.

Друзья меня тогда не очень понимали: как можно уйти в школу, все так поменять? А сейчас проскальзывает: завидуем тебе, делаешь благое дело, получаешь удовольствие от этого и веришь в то, что делаешь. Я действительно верю в большую миссию педагогической работы: учитель вносит вклад в развитие будущих поколений, и пусть мой персональный вклад маленький, но я им горжусь.
Для меня школа, мой класс — это семья, а педагог такое же большое понятие, как и родитель
Так что я остаюсь в школе и никуда уходить не собираюсь. Естественно, когда приходишь работать с такой мотивацией, многое в профессии получается. Ведь если что-то нравится, значит, ты постоянно думаешь об этом: как бы сделать еще это и то, организовать что-то, что еще придумать.
—  Технологии и методы, которые работают, эмоциональная составляющая, грамотно выстроенная позиция учителя — каковы основания успеха в работе педагога?
—  Для меня школа, мой класс — это семья, а педагог такое же большое понятие, как и родитель. Родительская позиция помогает оценить каждую ситуацию во взаимодействии с детьми: если бы на этом месте был мой личный ребенок, как бы я хотела, чтобы учитель себя повел?

Работать в школе не так уж и легко, не каждый это психологически осилит. Мне кажется, здесь главное — видеть стакан наполовину полным. Всегда есть сложности — это дети, много детей со своими проблемами, образовательный процесс многосоставный и сложно устроенный. Главная для меня технология — это юмор, способность позитивно смотреть на вещи. Юмор спасает практически любую жизненную ситуацию, даже, например, кажущиеся нерешаемыми конфликты.
В своей профессии я люблю новизну открытия и переоткрытия: всегда появляется что-то новое, то одна, то другая тема актуализируется. Например, сейчас много говорят о soft skills. И это хороший фокус сборки внимания, позволяющий не только детям дать навыки, но и учителю себя развивать. Даже тема конкурса «Вклад учителя — 2023» имела отношение к soft skills и рассматривалась в контексте ЕГЭ. Для меня, кстати, здесь нет противоречия. Как эксперт-проверяющий я хорошо знаю и уважаю этот экзамен. Это отлично выстроенная система дифференциации знаний детей, начальный опыт преодоления трудностей и первый показатель серьезности вклада ребенка в самого себя. То, что эта тема была заявлена в качестве конкурсной, дало возможность пересмотреть свою практику и увидеть, что делает профессиональное сообщество.
Превращения
—  Что дает конкурс учителю? Какой практический смысл участвовать, кроме собственно победы и призов?
— Изменилась позиция, прибавилось веры в себя, появилась своего рода дерзость — понимание необходимости быть в тонусе, делать усилия, чтобы обновляться, ведь дети всегда новые и всегда хотят нового. Изменилось видение своего профессионального поля: моя работа на самом деле не только работа в школе с этим конкретным классом по принципу пришел — отвел урок — ушел. Сейчас у педагога столько возможностей развиваться и таким образом быть интересным для детей. Тенденция последних лет, которая мне нравится, — поддерживать учительские сообщества. Много цифровых инструментов есть для этого и групп, где можно о себе заявить и предметнику, и классному руководителю, заимствовать идеи коллег.
Я подала заявку на участие в последние дни, вошла, что называется, в последний вагон, ничего не зная о конкурсе и не имея опыта участия в подобных событиях. У меня не было знакомых среди сообщества участников предыдущих лет, и, возможно, это было к лучшему. Не отягощенная опытом и предубеждением, я постаралась сделать что-то новое для себя насколько возможно хорошо.
— Что было сложно?
— Образовательное событие — вот это, определенно, был вызов, потому что мы не выбирали тему — ее нам давали. Когда я поняла, что прошла очередной этап и событие надо будет реализовать, я ходила и думала: «Только бы не экология, только бы не делать что-то своими руками». И что же мне досталось? Конечно, экологический проект на тему «Пластик», где надо своими руками создавать модели, макеты, да еще привлечь к участию максимально возможное количество школьников.

Но дети проявили себя как подлинные креативщики: именно они помогли видоизменить сценарий, сгенерировали идеи, задали исследовательский вектор проекта. Мы осознали себя как экспертная группа, взяли камеру и отправились в город изучать проблему мусора. В магазинах подсчитали процентное соотношение использования стекла и пластика, выяснили, что дешевле, что дороже. По сути, провели маркетинговое исследование.
Первый вопрос вызвал у детей следующий: вот у нас контейнер стоит для сбора крышек, а куда они дальше деваются? И я вместе с ними впервые задумываюсь: а, правда, куда? Нашли завод в Сергиевом Посаде, который перерабатывает крышки, администрация школы помогла организовать встречу. Приехали на производство, на нас надели халаты, маски, респираторы, показали прессовальные станки — у детей глаза горят! Они увидели связь: вот мусор на дороге, который мы сфотографировали, вот мы подсчитали с помощью родителей, сколько пластика (огромное количество!) используется в неделю, и вот завершение цикла — уличная мебель из пластиковых бутылок. Детей вдохновила идея соединения живой природы и пластика, и так пластиковые картины, которые младшеклассники делали по нашему сценарию, превратились в цветочные горшки.

Конкурс шел, а на школьных подоконниках взошли семена. Горшки разобрали по домам и по дачам, еще долго обсуждали в классном чате, у кого что выросло, давали имена растениям, фотографировали, измеряли. Такой живой опытный процесс и живое образование. Увидел, сделал, пропустил через себя.
— Событийность, вероятно, основа образования будущего. При таком подходе нет проблемы мотивации, школьной рутины.
— Проблемы мотивации нет, поскольку в наше время открыты любые возможности. Правда, нужно все же спрашивать у детей, чего они хотят, сохранять контакт. У меня была стадия профессионального развития, когда я придерживалась директивного подхода, то есть буквально могла сказать детям: завтра едем туда-то. Приезжаем, и, конечно, интереса особого нет. Сейчас я вышла на другой этап: все нужно обсуждать с детьми. Ну не хотят они в 13 лет ехать в музей на литературный вечер. Хорошо, может, в 8−9-м классе захотят. А сейчас надо ехать туда, где им интересно.

То есть можно, конечно, чуть задавать направление, я не говорю об отмене идеи управления классом. Но вектор все равно надо задавать вместе с детьми в работе, не быть командиром-лидером, действующим по принципу «делай как я».

И если соблюсти это условие, тебе уже не скажут, что это неинтересно, поскольку сами выбрали и сами захотели. И, как правило, дети более включены, когда участвуют на стадии принятия решений. Это ли не основа возникновения субъектности в обучении и упомянутых мягких навыков.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more