метод. наставничество

Превращая опыт в компетенции

Наставничество в разных типах образовательных практик
Использованное фото: Рафаэль Санти. Афинская школа
Наставничество как частный случай педагогического сопровождения становится все более востребованным и поэтому массовым. Оно используется в работе с разными возрастами, для решения разнообразных задач, связанных с развитием персональных способов деятельности человека. При этом до сих пор точно не определен ни его предмет, ни основания для типологизации его прецедентов. Без этого невозможно адекватно подбирать конкретные практики наставничества для решения той или иной образовательной ситуации.

Обсуждаем, когда наставничество необходимо, как оно соотносится с разными образовательными формами, в чем состоит его предмет.
Александр Попов
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС при Президенте Р Ф, профессор Института непрерывного образования МГПУ, генеральный директор АНО «Открытое образование»
Неопределенность как ресурс
—  Александр Анатольевич, что, на ваш взгляд, является предметом наставнической деятельности, какую функцию она выполняет в образовательном процессе?
— Наставничество в первую очередь обеспечивает самоопределение человека — по отношению к изучаемому материалу, к способу деятельности, позволяющему решить задачу, к ситуации, к собственным перспективам.

В качестве главной характеристики самоопределения, одновременно имеющей антропологический, социальный, политический характер, я бы обозначил становление человеческой свободы. Мир всегда был неопределенным, но в XXI веке он стал неопределенным в квадрате. Прежде всего с антропологической точки зрения, и это я считаю позитивным явлением. Хотя многие психологи и обозначают нынешнюю ситуацию как «вызывающую неопределенность», сопряженную со «сложностью жизни», я считаю ее фактором антропологической свободы.
Сущность учительской позиции — оргтехническая. Он организует деятельность ученика и предоставляет ему ресурсы: знания, технологии
Наставническая позиция и обеспечивает использование неопределенности как ресурса: сначала структурирование, затем конструирование на ее основе собственных оснований, норм, планов и моделей деятельности. Успех современных наставнических практик подтверждается тем, что к ним регулярно обращаются люди, набираются группы учеников (как взрослеющих, так и взрослых). Следовательно, эти практики удовлетворяют общественно значимую потребность.

Другой вопрос, насколько массовой может считаться потребность в самоопределении и, следовательно, в наставничестве. Ведь традиционно подобные практики, в том числе практика тьюторства, рассматривались скорее как элитарные. По моим наблюдениям, они и сейчас остаются такими, по крайней мере в современной России.

«Элитное» — это не обязательно означает, что оно реализуется Высшей школой экономики, Оксфордом, Стэнфордом или стоит больших денег. С моей точки зрения, человек, который способен всерьез думать о своем будущем как о стратегии и готов ее разрабатывать серьезно, и есть заведомо представитель элиты.
Приведу пример: в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов есть маленькие по числу преподавателей и студентов, но фактически именно элитные факультеты. Специальности, которые осваиваются на этих факультетах, далеко не входят в перечень наиболее высокооплачиваемых, например переводчик скандинавских сказок. Очевидно, что рынок труда в этой специальности сводится к считаным вакансиям. Соответственно, и новая группа студентов набирается в среднем раз в три года. Столь же очевидно, что для обучения на этом факультете требуется максимально развитая рефлексия, воля, способность детально выстраивать свою судьбу в проектном режиме. Такие качества вместе со «штучной» подготовкой помогут студенту добиться успеха, даже если в издательствах не будет спроса на новые переводы Андерсена и Линдгрен.

С другой стороны, молодые люди по-прежнему массово идут на специальности экономистов и менеджеров, в том числе прямо в вузы, слывущие элитными. У кого в большей степени сформировано самоопределение — у свежеиспеченного переводчика или у «менеджера», вопрос, я думаю, риторический. И далее можно судить о том, кто из них, скорее всего, получил наставническое сопровождение, либо же о том, для кого оно оказалось результативным.
Матрица образовательных практик
—  Это означает, что нужны разные типы наставнического сопровождения? По какому основанию их стоит выделять?
—  На мой взгляд, любая наставническая деятельность сопутствует тому или иному базовому типу образовательной практики. Эти практики мы можем типологизировать в виде матрицы по следующим параметрам:

а) статус действий ученика относительно культурных норм: воспроизводство или конструирование; б) характер базового действия ученика в рамках образовательного процесса: естественное действие в стихийно сложившемся пространстве и искусственное действие в специально сконструированном пространстве.
Учитель и наставник
—  Каждому типу образовательных практик должны соответствовать две педагогические позиции: учительская, связанная с предоставлением ученику культурного материала, который необходимо освоить, и наставническая?
—  Да, ни один из типов педагогики, за исключением последнего, да и то лишь отчасти, не является полностью наставническим. Вернее, наставник представляет собой лишь одну из двух позиций, необходимых для полноценного функционирования каждого типа образовательных практик. При этом первый тип образовательных практик, основанный на освоении и воспроизводстве образца, может полноценно реализоваться и без наставнической позиции. Второй тип также может быть реализован без участия наставника. Правда, тогда образовательные результаты окажутся заведомо ниже, но все равно в пределах нормы (это мы можем видеть, сопоставляя те общеобразовательные школы, где фактически реализуются деятельностные образовательные программы, и те, где процесс продолжает происходить в режиме трансляции знаний и норм). А вот третий тип — освоение и присвоение учеником способа деятельности — предполагает наставничество как необходимую компоненту. В четвертом же типе, непосредственно связанном с самоопределением, наставнически действуют оба позиционера — и специалист по освоению материала, и специалист по его рефлексии и превращению в собственный инструмент.
— По каким параметрам все-таки стоит различать между собой учительскую и наставническую позиции?
—  Учительская позиция позволяет ученику освоить необходимый материал и инструментарий для деятельности. В рамках деятельностных образовательных форм учитель выполняет и другую функцию — создает условия для успешной учебной и пробно-продуктивной деятельности ученика. Но цели и сюжеты этой деятельности находятся вне зоны компетенции учителя: он либо транслирует их на основе задач, которые ему самому поставили вышестоящие инстанции, либо ожидает, что ученик сам сформулирует цели благодаря уже как раз второму позиционеру — наставнику. Сущность учительской позиции можно обозначить как оргтехническую — учитель в основном организует деятельность ученика и предоставляет ему ресурсы: знания, технологии и т. д.
Наставник фактически является мастером рефлексии, помогающим ученику освоить все возможности материала и инструментов, которые ему предлагает учитель
Наставник же является мастером рефлексии, помогающим ученику освоить все возможности материала и инструментов, которые ему предлагает учитель. Затем наставник помогает ученику разработать и реализовать собственное продуктивное действие и, главное, произвести его рефлексию и превратить опыт в персональный способ деятельности, который можно перенести на новый материал и новые ситуации.

Обобщая, можно сказать, что базовая — рефлексивная — функция наставника состоит в превращении освоенного учениками опыта действий и связанных с ними эмоциональных переживаний в систему устойчивых компетенций и далее в базовые представления о действительности и модели деятельности, фактически организующие всю продуктивную активность человека.
— Для каждого из типов образовательных практик необходимы две позиции — учитель и наставник. Или где-то наставник избыточен, или уже не нужен учитель?
— На мой взгляд, лишь «педагогика отражения», первый тип образовательной практики, может полноценно реализовываться без наставнического сопровождения. При этом все равно наставническое сопровождение делает его результативнее, что подтверждается массой историй про ремесленников или людей искусства, которые сумели полноценно освоить способы деятельности лишь потому, что, кроме мастера, демонстрирующего образец, с ними работал другой человек, дающий советы по воплощению этого образца в конкретной ситуации. Второй тип — «педагогика освоения» — теоретически тоже может реализовываться без наставнического сопровождения, но его результативность будет минимальной, а качество образования низким. И это понятно, ведь ученики в таком случае освоят частный образец применения знаний, но, скорее всего, не освоят способ превращать знания в инструменты в каждой конкретной ситуации. А вот третий тип образовательной практики — «педагогика оспособления» требует наставнического сопровождения, поскольку предполагает становление персонального способа деятельности как реализации культурных форм деятельности при решении задач, персонально значимых для конкретного человека с определенным типом и стилем мышления и предпочтительными моделями деятельности.
И наконец, четвертый тип образовательной практики требует только наставников, но разного типа. Одним из них должен быть специалист, обеспечивающий рефлексию и оформление персональных жизненных оснований человека и тех характеристик, которые составляют его потенциал. Другой наставник обеспечивает реконструкцию человеком того социокультурного объекта, работа с которым в наибольшей степени позволит реализовать персональные цели и потенциал.
Ориентироваться или определяться
— Для всех ли обучающихся разного возраста необходимо наставническое сопровождение как условие достижения образовательного результата?
— Наставническое сопровождение, как и педагогическое сопровождение в целом, максимально актуальны для людей, нуждающихся в самоопределении и готовых к его реализации. А дальше уже стоит провести массовое социопсихологическое исследование. Взять два типа построения человеком своего отношения к явлениям и процессам нашего мира — самоопределение и ориентация и выяснить, какому проценту населения важнее ориентироваться, то есть выбирать из заранее предложенных вариантов, а какому проценту важно определяться, то есть выстраивать собственную позицию и целенаправленное действие относительно окружающего мира. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение здесь — лишь частный случай, хотя и принципиально важный. Пока что на основе моих наблюдений по этим параметрам я могу выделить следующие типы людей:
Тип 1. Сравнительно небольшая группа, люди, которые привыкли принимать решение на основе персональных принципов, установок, способов деятельности — те, кто, пользуясь словом А. С. Пушкина, способны к «самостоянию». Текущая конъюнктура принимается ими к сведению, используется при принятии решений, но точно не порождает эти решения. К конъюнктуре адаптируются лишь их конкретные действия, без изменения их базового смысла и содержательной направленности. У людей данного типа высок уровень самоопределения и сравнительно невысок уровень ориентации — она реализуется ровно настолько, насколько нужно для понимания конкретных обстоятельств — возможностей и ограничений, в которых придется реализовывать свои собственные идеалы и императивы.

Тип 2. Для этой группы людей в равной степени актуальны самоопределение и ориентация в объективных обстоятельствах. Они исходят из собственных приоритетов и оснований, но согласуют их с конкретными обстоятельствами, делающими то или иное решение выгодным или невыгодным. Такие люди, насколько я могу судить, во многом относятся к среднему классу, в том числе к высококвалифицированным рабочим или к фермерам. Эти люди обладают высоким уровнем самоопределения, им важно чувствовать свой стержень, но одновременно они активно стремятся соответствовать конъюнктуре, чтобы быть максимально успешными здесь и сейчас.
Тип 3. Здесь преобладает ориентация в сложившихся обстоятельствах, а самоопределение играет второстепенную роль. Вероятно, этот тип преобладает в странах третьего мира, где экономика недостаточно развита, а у большинства людей нет экономической возможности действовать в режиме риска, вне текущей конъюнктуры как главного предмета ориентации.

При этом люди, относящиеся к третьему типу, тоже нуждаются в наставническом сопровождении, только, скорее всего, в данный момент не отдают себе в этом отчета. В их случае сопровождение, по крайней мере на старте процесса, нужно не для поддержки самоопределения и не для старта его как процесса, а для перехода от режима реагирования на меняющиеся условия в режим оформления собственных оснований, ценностей и проектов собственной жизни.

Поэтому коллективам, разрабатывающим содержание и методы профессионального самоопределения, важно сформировать отдельные модели, соответствующие ситуации и потребностям каждого из выделенных человеческих типов. Впрочем, еще раз подчеркну: пока это выделение основано лишь на моем опыте и нуждается в исследовательском подтверждении.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще