ДОД. ДИЗАЙН

Мир не для роботов

Редко у кого из российских управленцев появляется возможность поучаствовать в дизайне крупных образовательных систем. Ценными наблюдениями о работе центров LEAS c EdExpert поделились специалисты компании «Инновационное образование» — директор по развитию Наталия Пичугова и менеджер по развитию Лидия Колганова.

Родительский вопрос
Конкуренция в сфере детского дополнительного образования достаточно высока, но и спрос на программирование и робототехнику растет с каждым годом.

Однако родители часто не совсем понимают истинные цели образовательной робототехники. Научить детей собирать модели по схеме и программировать достаточно просто, но наша задача дать детям больше, чем автоматические навыки. Нужно научить детей креативности, коммуникабельности, кооперации и критическому мышлению. Эти навыки часто называют компетенциями будущего, потому что тогда нужны будут думающие специалисты, а не «роботы», действующие в рамках инструкции. Такую работу смогут выполнить и настоящие роботы.
Если мы научим ребенка собирать только по схеме, то он и будет потом работать только в рамках инструкций.
Есть и другая проблема. Многие родители путают игру и обучение в игровой форме. Играя с кирпичиками LEGO дома, ребенок, несомненно, развивается, но для полноценного научно-технического образования этого мало.

Директор по развитию ООО «Инновационное образование» Наталия Пичугова отмечает: «Для эффективного образовательного процесса необходимо три фактора: специальные наборы LEGO Education, образовательная программа и грамотный педагог. Только сочетание всех факторов даст желаемый результат. А мы желаем дать детям современное STEM-образование. Поэтому на фразу «у нас дома и так много LEGO» мы отвечаем: «Это прекрасно! Значит, вашему ребенку будет интересно учиться на наших курсах, и он сможет достичь успеха».
Фокус в креативности
Какие навыки развивают в детях программы LEAS?

Первый и, пожалуй, самый важный — креативное мышление. На занятиях перед детьми всегда ставится практическая проблема, у которой нет однозначного ответа-решения. Преподаватели мотивируют учеников на изобретение собственного решения. Кстати, в этом основное отличие нашего подхода от школьной системы образования. Наши занятия для каждого возраста заканчиваются блоком «Совершенствуй», в котором ребенок должен проявить креативность и придумать, что можно еще сделать с результатами работы. Мы намеренно объединяем детей в пары или мини-группы, чтобы научить их действовать совместно. Так мы развиваем одновременно два навыка: коммуникабельность и кооперацию.
К сожалению, в системе общего образования навыку коммуникабельности уделяется крайне мало внимания. Тем не менее умение грамотно высказать свою мысль, качественно провести презентацию проекта является ценным качеством сотрудника на рынке труда.

Для активного развития речи у нас есть специальный курс, который так и называется «Развитие речи с LEGO». На занятиях ученики создают свою историю в формате мини-детектива, романа или триллера. Потом из придуманных историй ученики создают самый настоящий комикс. Таким образом, на одном занятии дети получают: развитие речи, коммуникабельности, креативности, мелкой моторики, навык проектной деятельности и умение работать с программным обеспечением.
Суперменов не ищем
Программы LEGO Education Afterschool Programs составлены специалистами с мировыми именами, поэтому к преподавателю в наших учебных центрах мы предъявляем только требования, связанные с его педагогическими компетенциями: понимание психологических особенностей каждого возраста детей, умение работать в группе, знание особенностей мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Роль преподавателя в образовательном процессе все еще достаточно велика.

Его задача — мотивировать, направлять и помогать детям в достижении поставленных ими целей. Преподаватель должен быть сам достаточно креативным человеком, увлеченным идеями современного образования и постоянно развивающимся в этом направлении.
STEM образование — Science (наука),
Technology (технологии),
Engineering (инженерия),
Mathematics (математика).
Кроме работы с детьми, современный учитель должен уметь донести до родителей истинные цели урока. Менеджер по развитию Лидия Колганова отмечает: «Для родителей у нас есть специально разработанная форма отчета студента, которую мы выдаем им ежемесячно. В ней мы отмечаем развиваемые компетенции ребенка, его достижения и победы».

Мы не ищем и не пытаемся сделать из преподавателей суперменов. Все, что нужно для овладения нашей методикой, — это мотивация, желание учиться, педагогическое образование и, конечно, любовь к детям.

Все преподаватели проходят специальное обучение у наших сертифицированных тренеров и получают методические материалы и сценарии занятий для работы с детьми.
Впереди планеты
Центры LEAS функционируют в 60 странах мира. Мы открыли уже 41 учебный центр на территории России и Казахстана. Мы постоянно обмениваемся опытом с коллегами из-за рубежа. Это важно, в том числе и для стандартизации нашей образовательной системы. Родители ребенка из Саратова должны быть уверены, что их сын или дочь получает тот же объем знаний, что и его ровесник в Китае или Японии.

При этом, конечно, мы учитываем региональную специфику. Например, в Китае родители отличаются высокой мотивацией. Они готовы покупать ребенку наборы LEGO Education для выполнения домашнего задания, потому что понимают, насколько это важно для его будущего.
Родители ребенка из Саратова должны быть уверены, что их сын или дочь получает тот же объем информации, что и его ровесник в Китае или Японии.
В России у родителей повышен интерес к соревнованиям. Поэтому мы первыми из всех центров LEAS стали проводить внутрисетевые соревнования среди своих студентов. Соревнования проходят в двух возрастных группах: дети от 7 до 10 лет и дети старше 10 лет. На соревнованиях перед детьми всегда ставится реальная задача, например в этом году мы выбрали очистку Земли от космического мусора. Роботы, построенные и запрограммированные ребятами, должны были очистить игровое поле от посторонних предметов и отвезти их на «базу». В турнире приняли участие 16 команд из разных городов России и Казахстана.

На соревнованиях мы создаем дух здорового соперничества.

Наталия Пичугова рассказывает: «Самое приятное для меня было видеть, как дети искренне радуются победе команды соперника, потому что понимают, что это честная победа».
Программы дополнительного образования LEGO Education включают три направления:

Младший класс для детей 3+, 4 +
Программа направлена на комплексное развитие детей: изучение окружающего мира, развитие речи, моторики (через конструирование), формирование абстрактного мышления. Дети учатся определять свое место в обществе, семье, мире.

Средний класс для детей 5+, 6+
Программа направлена на развитие коммуникабельности, социальных навыков, технического мышления, изобретательства. Дети учатся создавать механические конструкции, самостоятельно принимать решения, развивают внимание и усидчивость.

Робототехнический класс для детей 7+, 8+
Программа направлена на развитие креативности, изучение математики, технологии, конструирования и программирования. Дети развивают технические и коммуникационные навыки, творческое мышление и умение эффективно решать поставленные задачи, работать в команде, сотрудничать.

С 2014 года программы дополнительного образования LEGO Education Afterschool Programs являются полноценной бизнес-концепцией и на территории России и стран СНГ реализуются компанией «Инновационное образование», мастер-партнером LEGO Education в рамках программ дополнительного образования LEGO Education.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: