в цифре. ии

Мультимодальная педагогика и новые тренды

Пять тенденций рынка образования — 2024
Использованная иллюстрация: Summit Art Creations/Shutterstock.com
Развитие технологий неизбежно меняет нашу жизнь, меняется школа и образовательный процесс на всех уровнях. Какие тенденции мы фиксируем в начале 2024 года и что будет дальше, рассказывает Анна Шатравкина, декан факультета педагогики и психологии в университете «Синергия».
Анна Шатравкина
декан факультета педагогики и психологии университета «Синергия»
ИИ в образовании
В 2023 году искусственный интеллект (ИИ) прочно укоренился в сфере образования, и можно предполагать, что в 2024 году от качественного внедрения технологий ИИ в жизнь образовательной организации будет зависеть эффективность ее работы. ИИ позволяет реализовать персонализированный подход к каждому ученику, с его помощью адаптируют учебный материал под потребности и темп обучения учеников, что существенно повышает продуктивность образовательного процесса.

На основании анализа больших объемов данных технологии ИИ позволяют оптимальным способом отслеживать образовательную динамику, прогресс каждого ученика. Это значит, что можно на ранних этапах выявить затруднения в обучении, а значит, вовремя скорректировать учебный процесс и обеспечить максимальную поддержку ученику.
В 2024 году от качественного внедрения технологий ИИ в жизнь образовательной организации будет зависеть эффективность ее работы
ИИ открывает нам доступ к созданию интерактивных и иммерсивных образовательных сред, метавселенных, например с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности. Такое проникновение технологий в учебную среду делает обучение более привлекательным и мотивирующим для учеников.

Есть все основания ожидать дальнейшего расширения горизонтов онлайн-обучения за счет технологий ИИ. Онлайн-образование станет еще более эффективным и доступным для многих людей по всему миру.

Рынок онлайн-образования растет в целом начиная с 2020 года. На фоне этого роста в 2022-м произошел заметный скачок в сегменте детского образования. Технологии И И интегрируются в традиционные школьные подходы, позволяя, например, тренировать учебные навыки посредством решения задач в симуляции. Такие задачи сконструированы точно в соответствии с уровнем знаний и навыков конкретного ученика.

Появление И И — это новые возможности, но, с другой стороны, это необходимость изменения системы образования и привычных подходов.
Экосистемность
Образовательные экосистемы станут одним из ключевых трендов в образовании в 2024 году. Устойчивый тренд на экосистемность отчетливо виден не только в сфере образования, но и в бизнесе, на уровне профессиональных сообществ и социальных институтов. Вероятнее всего, именно развитие образовательных экосистем, наряду с ростом востребованности онлайн-образования, станет триггером глубоких преобразований в системе образования.

Экосистемный подход в образовании предполагает интеграцию знаний разных предметных областей, проявленную субъектность учеников и тесную связь обучения с реальным миром и его проблемами. По сути, это практикоориентированность, «выкрученная» на максимум. Образовательные экосистемы будут ориентированы на разнообразие культур и знаний, включая локальные сообщества. В их основе лежит интенсивное неформальное взаимодействие между участниками образовательного процесса и поиск новых способов увеличения профессионального, социального и культурного капитала через сотрудничество с различными социальными партнерами.
К сущностным характеристикам образовательных экосистем можно отнести:

1. Интеграцию знаний. Образовательные экосистемы объединяют различные области знаний для создания целостной и насыщенной образовательной среды.

2. Вовлечение учащихся, которые играют активную роль в процессе обучения, учатся через практические задания и реальные проекты.

3. Сотрудничество и партнерство. Образовательные экосистемы строятся на принципах сотрудничества с различными стейкхолдерами, такими как семья, сообщество, высшее образование и бизнес.

4. Использование альтернативных источников знаний. Помимо традиционных форм обучения, образовательные экосистемы, как правило, интегрируют новые технологии и методы обучения.

Экосистемный подход в образовании находится на стадии становления, и нет единства в определении сущности этого явления. Однако ясно, что развитие экосистем означает движение к более адаптивным и продуктивным образовательным системам.
Гибкое персонализированное обучение
Идея гибкого персонализированного обучения продолжает трансформировать привычные образовательные практики в 2024 году. Образовательные организации осваивают использование цифровых образовательных пространств и новых инструментов тонкой настройки учебного процесса под потребности, уровень знаний и интересы конкретного ученика.

ИИ и нейросети позволяют создавать адаптивные учебные программы так, чтобы обеспечить образовательный результат, наиболее релевантный для конкретного индивида. Мы движемся в сторону все более и более гибких и персонализированных образовательных курсов, которые будут соответствовать новому запросу многих: учиться в удобное время и в комфортном индивидуальном темпе.
Непрерывное образование
Мы знаем точную дату рождения концепции непрерывного образования — 1968 год. Тогда в материалах конференции ЮНЕСКО понятие непрерывного образования было впервые зафиксировано. С тех пор и до настоящего времени это один из самых влиятельных трендов в образовании.

Причина популярности идеи понятна: быстрое развитие технологий, включая искусственный интеллект, вызывает необходимость постоянного обучения и освоения новых компетенций. При этом жизненный цикл знаний сокращается, навыки и информация стремительно устаревают. Специалистам приходится так же быстро и постоянно адаптироваться к изменениям, иначе они сильно теряют в заработной плате по сравнению с другими специалистами на рынке труда или их навыки вовсе остаются невостребованными.
Появление И И сопоставимо с появлением интернета в 1969-м и его вхождением в жизнь обычных людей. Подобные процессы разворачиваются сейчас: проникновение ИИ в различные сферы жизни увеличивает конкуренцию на рынке труда и требует от работников постоянного обновления навыков.

Одного базового образования, полученного в одной образовательной организации, уже никогда не будет достаточно для того, чтобы закрыть образовательные потребности человека раз и на всю жизнь.

Иными словами, принципиально изменилась традиционная образовательная модель и привычная профессиональная траектория человека: образование после вуза не заканчивается, в этот момент специалист лишь вступает в систему непрерывного наращивания навыков. Эта система гибкая и адаптивная, индивидуализированная в высокой степени.
Мультимодальность
Мультимодальный подход в образовании имеет давнюю историю, а сейчас получает новое обоснование посредством данных нейронаук. Мультимодальная педагогика — это педагогика, которая учитывает разнообразие способов восприятия тех, кто учится, особенности способов обработки информации у разных людей.

Ученики с разными доминантами модальности восприятия требуют индивидуализированного подхода уже на уровне школьного образования. Особенно на этом уровне задействование нескольких каналов восприятия информации (визуального, аудиального, тактильного и других) позволяет существенно повысить уровень освоения учебного материала, обогатить его восприятие.

Важно, чтобы школьные программы и методические рекомендации учитывали принцип мультимодальности, предлагая разнообразные формы представления информации.

Здесь снова на помощь приходит идея персонализированного обучения на цифровых платформах с оперативной обратной связью, которое позволяет собрать данные об особенностях восприятия информации у отдельного ученика.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще