Креативный подросток в культурном ландшафте

Тест-драйв креативных профессий
Нынешние школьники — поколение альфа: выросли со смартфоном в руках, успели просмотреть тонну яркого и увлекательного контента и отлично знают, что творчество хорошо монетизируется и при этом приносит удовольствие.

Их родители-миллениалы тоже зачастую прямо или косвенно вовлечены в креативные индустрии или предпринимательство. Отсюда естественный запрос на обучение дизайну, созданию кинофильмов или fashion-брендов. Но как в 10−12 лет понять, в каком направлении сможешь и захочешь работать? И как построить образовательные программы, чтобы получать не детские поделки, а вполне себе взрослые результаты? Школа для подростков Uteens делится своим опытом
Creative start
Uteens — это, по сути, не просто школа, а платформа для профориентации подростков 10−16 лет в сфере креативных индустрий. Выбрать можно из шести направлений: дизайн, кино, архитектура, мода, искусство, создание игр. Доступны долгосрочные программы (один-два года), среднесрочные (два-три месяца) и краткосрочные интенсивы (одна-две недели). Так, можно целый год учиться мастерству киноактера, посвятить летом пару недель граффити и стрит-арту или рисованным историям — комиксам, манге и манхве.

Поступить в Uteens может любой желающий, однако ряд программ (Art&Design, Creative Drawing) предусматривает, как во многих творческих школах, этап портфолио-ревью. Это сделано не для отсева, а для того, чтобы направить каждого на программу того уровня, которая будет его развивать. Объективно сильным ребятам предлагается обучение более высокого уровня сложности.
Один из принципов школы — не так важны отметки по предметам на пути творческой реализации, как-то, что ты можешь сделать своими руками или в цифровом пространстве, используя свою способность мыслить креативно и нестандартно
«Дети разные, и нравится им разное. Например, в архитектуру многие приходят даже в 10 лет. По статистике, чаще выбирают дизайн, так как в нем много рисунка, а эта практика появляется в жизни ребенка одной из первых. Тем не менее, пока не попробуешь, не узнаешь, поэтому на первом уровне мы предлагаем прийти на программу Creative start, чтобы протестировать разные направления и решить, в каком сделать следующий шаг. Основная идея в том, что в 11 лет ты попробуешь что-то одно, а в 12 — уже другое, и так далее. К слову, понять, что „это не мое“, тоже ценный результат, поскольку ты не станешь в этом направлении инвестировать свое время и другие ресурсы. И вот таким образом ты сравниваешь, исследуешь и определяешься, что же тебя драйвит, перед новым шагом — выбором высшего образования и стартом подготовки к нему. А когда драйвит, мы все знаем, учеба становится увлекательной и дает хорошие результаты», — говорит руководитель проекта Uteens Наташа Рогаль.
Ученики выстраивают медиапроизводство полного цикла и уже стали победителями множества конкурсов, выпустили четыре номера газеты и журнал, подготовили и сняли восемь выпусков теленовостей
Дизайн пути студента
Uteens входит в состав Universal University, который в этом году отмечает 20-летие, поэтому программы для школьников разрабатываются на основе программ для студентов, чтобы обеспечить актуальность и преемственность знаний и, что особенно важно, подходов и требований. Подростки серьезно работают над портфолио, которое потребуется для поступления, например, в Британскую высшую школу дизайна, творческие вузы в России и за рубежом. (В этом году выпускник программы Fashion&Styling прошел вступительные испытания и получил приглашение сразу в три университета в Роттердаме. Для Uteens это норма.)

Долгосрочные и среднесрочные программы поделены на модули, среди которых обязательно будет индивидуальная или групповая работа. Например, годовая программа «МАРШroot» (направление «Архитектура») предполагает создание группового макета города. При этом соотношение теории и практики — 20/80%. Неслучайно один из принципов школы — не так важны отметки по предметам на пути творческой реализации, как-то, что ты можешь сделать своими руками или в цифровом пространстве, используя свою способность мыслить креативно и нестандартно.
«Мы не просто набираем список тем, которые нужно изучить, мы занимаемся дизайном пути студента в разрезе знаний, умений, навыков, эмоционального состояния, уровня когнитивной нагрузки. При таком подходе сохраняется высокий интерес к тому, что происходит в аудитории. В учебных проектах они не только оттачивают нужные скилы, но и получают опыт взаимодействия с реальным заказчиком, с индустрией, понимают, как это происходит в реальной жизни.

Так, студенты Fashion&Styling создают эскизы коллекции, стилизуют fashion-съемки. В прошлом году, например, они готовили съемку для бренда Silver spoon. Ребята на программе Digital design разрабатывали дизайн стаканчиков для кофе для реального кафе, а в рамках Art&Design подростки делали экспонаты для Международного фестиваля ландшафтных арт-объектов „Архстояние“. Уже традиционно программа Creative drawing завершается выставкой в центре современного искусства „Винзавод“, а это уже не просто смотр работ, а присутствие в серьезном выставочном пространстве. Мы всегда находим возможности, чтобы ребята увидели, какие есть варианты для последующей реализации вне стен Uteens», — отмечает Наташа Рогаль.
Погружение в среду
технологическое, языковое, культурное

Будучи частью университета креативных индустрий, школа по максимуму использует его ресурсную базу, что позволяет на высоком профессиональном уровне реализовать любые креативы. В центре дизайна ArtPlay, где находится Uteens, расположены:

● кинопавильон и репетиционные студии;

● фотостудия — огромное пространство-трансформер с тремя отдельными студиями, где есть и циклорама, и все необходимое оборудование;
● помещения для fashion-дизайнеров — по сути, настоящее швейное производство;
● две керамические мастерские с печами для обжига;
● ювелирная, столярная и принт-мастерские;
● пространства с оборудованием для аэрографии и 3D-печати;
● компьютерные классы с лицензионным софтом для гейм-дизайна и др.

Кстати, все это бесплатно доступно студентам годовых программ. Так что, например, проходя Filmmaking Teens, можно сделать свой небольшой керамический или 3D-проект.
Часть занятий проводится на английском языке — это важно для будущего профессионального обучения за границей и в целом для учета международного контекста. Learning by doing, то есть обучение через действие, происходит органично и укрепляет языковую базу студентов.

«В программы включены мероприятия — каждый год разные. Мы следим за культурным ландшафтом, посещаем выставки, работаем непосредственно в музеях, ребята посещают архитектурные бюро и съемочные площадки, и это невероятно их мотивирует. Добавлю, что преподаватели всегда в коммуникации с подростками, обсуждают, что вдохновило, что нет, это позволяет гибко корректировать процесс обучения», — поясняет Наташа Рогаль.
Один на тысячу
Всем хочется, чтобы специальные дисциплины преподавали успешные практики. Их пытаются заманить в образовательные проекты деньгами, статусом, социальной миссией. Однако только небольшой процент мастеров своего дела склонен к преподаванию, а к работе со школьниками и того меньше, тем более что подростки чувствительны к любого рода имитации заинтересованности в них.
Мы занимаемся дизайном пути студента в разрезе знаний, умений, навыков, эмоционального состояния, уровня когнитивной нагрузки. При таком подходе сохраняется высокий интерес к тому, что происходит в аудитории
«Поиск преподавателей для Uteens — длительный и сложный процесс. Помимо высоких профессиональных результатов и опыта взаимодействия с детьми, нужно глубокое совпадение по ценностям. На собеседовании дотошно выясняем, в чем для практика ценность такой работы. Оцениваем, сможет ли человек занять позицию эмоционально значимого взрослого для подростка, раскрывать его способности, мотивировать на приложение усилий… Если по всем параметрам совпали, дальше применяем уже многократно апробированную методику, как привести эксперта в преподавание. Например, уже давно с нами Илектра Канестри — эксперт в области моды и дизайна, в прошлом fashion-журналист, была редактором разделов моды и культуры журнала Vogue, штатным редактором и постоянным критиком моды журналов Elle, Interni, Numero, Cosmopolitan, BURO 24/7, „Независимой газеты“ и РБК. Или взять Ладу Шаповалову — графический дизайнер, член Московского союза художников, работала в международных рекламных агентствах Grey Worldwide, DDB, TBWA, креативный директор и управляющий партнер издательского проекта „Колоbook“. У них разный стиль преподавания, но обе находятся в диалоге со студентами, поддерживают их, создают атмосферу, в которой ошибаться не страшно, и, вообще, работают с полной отдачей. Именно поэтому, бывает, наши студенты говорят: „В школу не пойду, плохо себя чувствую, а в Uteens пойду!“» — говорит Наташа Рогаль.
Значимый показатель для школы — некоторые выпускники самых первых программ возвращаются, чтобы стать преподавателями. За это время они получили высшее образование, состоялись в профессии, поработали в больших проектах, теперь им есть чем поделиться. И, пожалуй, они, как никто другой, знают, как важно сохранить в учениках любопытство, свойственное младшему возрасту, ведь именно оно порождает неожиданные креативы и помогает смело открывать новые возможности.
Узнать подробности об Uteens и годовых программах можно на сайте: QR-КОД

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще