школа. экоситема

Экосистема сибирской крепости

Сеть частных детских садов и школа «Солнечный город» учат достигать собственных целей, меняя мир вокруг себя.

Большие образовательные проекты часто рождаются из простой, по-человечески понятной мотивации. Например, найти хорошую школу для собственных детей. Или детский сад, как это было в случае с Инной Шамрай, основательницей образовательного проекта «Солнечный город».

Дальше рецепт такой: берете лучшие практики, до которых сможете дотянуться, учитесь везде, где можно, в качестве основы — всегда актуальные идеи классиков отечественной педагогики. Собираете команду, работаете 20 лет и на выходе получаете больше, чем школу — живую, работающую образовательную экосистему.

Стоя на пороге масштабирования проекта, его автор оценивающе смотрит на собственную практику.
Инна Шамрай
основательница образовательного проекта «Солнечный город»
Специальные курсы
— За 20 лет существования проекта какие были ключевые трансформационные моменты?
—  Все началось с того, что я не могла найти детский сад для своих дочерей, тот, который удовлетворял бы моим запросам. Тогда я создала его сама. «Солнечный город» стал первым частным детским садом в Красноярске. А сейчас в городе пять филиалов «Солнечного города» на 500 детей, и это только дошкольная ступень. Работает школа на 150 детей, ведутся переговоры об открытии колледжа, и кто знает, что еще будет дальше. Все это — целостная образовательная среда, экосистема, где между уровнями образования есть преемственность, целостность подхода и ценностное единство.

Путь, конечно, не был простым. В какой-то момент, в 2008-м, пришлось все начинать практически с нуля после ухода партнера. Но управленческое ядро, команда, которая сформировалась в первые годы, до сих пор с нами, то есть многие педагоги и управленцы работают больше 15 лет.
Наш регион заслуживает того, чтобы здесь были лучшие образовательные проекты
Школа как часть нашей образовательной экосистемы открылась не так давно, но подготовительный этап длился семь лет. Понятно было: для того чтобы сделать успешный проект, нужны ясные теоретические основы и опыт лучших практик. За эти семь лет я изучила работу 63 школ, в итоге «Солнечный город» не похож ни на одну из них.

Главное достижение этих лет — это то, что мы здесь. Наш регион заслуживает того, чтобы здесь были лучшие образовательные проекты. Поэтому «Солнечный город» в Красноярске и всегда будет здесь, несмотря на то, что мне не раз предлагали развить практику в других регионах, несмотря на то, что многие из Сибири уезжают.
Школа баланса
—  Что было взято за основу системы, какие методологические основания?
— Фундамент нашего обучения — правильно организованная образовательная среда. Через деятельностный и персонализированный подход мы ведем ребенка к самоопределению.

Среди частных школ есть «мягкие» школы, которые идут на поводу у ребенка и запроса родителей, «чтобы не расстраивался», преимущественно ориентируются на его комфорт. Есть школы высоких достижений, ориентированные строго на академический успех, олимпиадные достижения и подобное. И есть школа балансирующая, которая помогает ребенку строить себя самостоятельно и ответственно, понимать, что он делает. Для нас эта идея ключевая, так что правильно будет сказать, что мы школа самоопределения. Именно на поддержку самоопределения настроен персональный трек каждого ребенка в нашей системе.
Два главных результата — это академическая успешность и образовательная субъектность, то, что на языке житейских понятий называется умением учиться. Это способность выстраивать собственный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), двигаться по этому маршруту к намеченным целям, анализируя достижения, преодолевая собственную инертность и внешние обстоятельства. На каждой ступени образования ИОМ фиксирует параметры развития учебной самостоятельности по мере того, как ребенок наращивает компетенции, возможность управления собственным развитием.

Образовательные результаты фиксируются в аккаунте ученика на собственной платформе «Солнечного города». Над созданием авторской платформы, позволяющей управлять качеством образования, мы работали два года. Теперь образовательный маршрут каждого ученика (силлабус), его академические, метапредметные и личностные результаты максимально наглядно представлены в личном кабинете.
Одно нажатие кнопки позволяет оценить динамику образовательного результата ученика. Вот, например, мы видим, что предметные результаты высокие при низких личностных или наоборот. Но такое невозможно, это предмет для исследования команды педагогов, работающих с ребенком, предмет педагогического управления.

Платформа — точка встречи трех субъектов образовательного процесса: ребенка, который в личном кабинете видит собственные результаты и управляет ими. Второй субъект — это родитель, которому доступны не только предметные результаты, но и протоколы тьюториалов (с согласия тьюторанта). С третьей стороны, учитель и администратор ведут мониторинг работы учителя, результатов ребенка и включенности родителя (например, по показателю количества посещений платформы, по участию в школьных событиях и пр.).
Субъектность с пеленок
— Какие семьи приходят к вам в детский сад и школу? Есть ли отбор?
— К нам приходят преимущественно люди бизнеса, таких родителей — 99%. Они осознают ценность своего пути к успеху и сами развивают в себе такие компетенции, как самодисциплина, самоорганизация, самомотивация, самоопределение. Конечно, такие родители задают себе вопрос: «Что я сейчас делаю для развития таких компетенций у своего ребенка, вовремя ли?»

Мы не отбираем детей, проводим лишь входную диагностику, которая позволяет определить отношение ребенка к норме. И затем наша задача — спроектировать образовательный процесс таким образом, чтобы у каждого ребенка был рост и возможность максимально проявиться. Самое важное — определиться на начальном этапе, нужны ли мы друг другу, поэтому я оставляю за собой право уведомить родителя о том, что мы друг другу не подходим.
Два главных результата — это академическая успешность и образовательная субъектность
Я люблю работать с конкретными кейсами, поэтому часто начинаю разговор с примеров. Объясняю, что у образовательных организаций могут быть разные подходы: в одном случае ребенка учат соответствовать запросу взрослого, он делает домашнее задание, чтобы оценил учитель, сидит на уроке спокойно, чтобы не раздражать учителя, сдает экзамены, чтобы от него отстали, поступает в вуз — для мамы. У нас по-другому: ребенок интересуется своим развитием, понимая, для чего он учится, имея образ результата, к которому идет.

На этапе детского сада это выглядит так: один выпускник детского сада сидит на стуле, пока ему учитель не позволит что-то делать. Другой сам подходит к педагогу: «Мне нужны карандаши, ножницы и пять минут разговора с вами — есть идея». Многие родители удивляются: неужели это вы про детский сад?
Специфика нашей образовательной системы в том, что развитие образовательной субъектности становится фокусом усилий педагогической команды с самого раннего возраста. Уже младенец может выразить отношение к происходящему через понимание, чувствование собственных импульсов, распознавание побуждений, уже дошкольник может понимать, к каким целям он движется, в каком направлении развивается, что может и не может, какие навыки надо развивать.
— Насколько раннего? О каком возрасте идет речь и как это выглядит на практике?
— То есть буквально его индивидуальный образовательный маршрут начинается с шести месяцев, когда ребенок на руках родителя приходит в «гнездо» — специально созданную в «Солнечном городе» развивающую среду для детей с четырех месяцев до полутора лет. В насыщенной сенсорными стимулами среде ребенок решает возрастные задачи развития: развивает мелкую моторику, исследует свойства предметов и пр.
Но основная работа в период «гнезда» ведется с родителями. Они обучаются понимать суть возрастных этапов развития, замечать изменения, которые с ребенком происходят, сверяют свои семейные ценности с теми, которые транслируем мы. Воспитатели-наставники работают с детьми и родителями в группе не более шести человек по методике рефлексивного круга, поддерживая осмысление участниками тех результатов, событий, тех чувствований, которые ребенок в течение дня проживает.

К концу дошкольного детства дети формируют ИОМ второй половины дня, управляя собственным расписанием внеурочных занятий. Развивается эмоционально-волевая сфера ребенка, он учится управлять своим поведением, постепенно приближаясь к состоянию готовности к школе.
Пройти через трудность
Многие родители переживают, если у их ребенка что-то не получается, он расстроен. На самом деле ребенок входит в трудность и в опыт. Невозможно пережить опыт успеха, если не пройти через трудность. Если такой опыт не получен в начальной школе, ребенок дальше будет просто бояться действовать. Но, с другой стороны, нельзя, чтобы трудности были непреодолимыми (например, пытаться в первом классе решать задачу третьего класса).

В первом классе дети встречаются с первыми учебными трудностями в сопровождении учителей-наставников, которые помогают удержать этот баланс. Ребенок на этом этапе уже управляет однодневным индивидуальным образовательным маршрутом, то есть принимает решение относительно внеурочного расписания второй половины дня, выбирает, пойти ли, например, на мастерские или делать задания по русскому или математике.

Здесь типичная ситуация такая. Звонит мама и говорит: «Почему моего ребенка лишили вчера прогулки?» Выясняется, что ребенок принял решение не идти гулять, потому что не в полную силу, по его собственной оценке, работал над заданиями по математике и остается доработать. Это и есть развитие образовательной субъектности, и важно, чтобы родители замечали ее признаки.
Начальная школа в «Солнечном городе» — это пространство проб, где квалифицированный учитель наблюдает, готов ли ребенок перейти с уровня освоения способов решения задач, автоматизации навыков — уровня эмпирики — к следующему уровню, содержательно-теоретическому. Он может это сделать раньше других, если есть готовность, принято самостоятельное решение и получена объективная оценка. ИОМ позволяет ему сверить собственное представление о своих достижениях с оценкой и отметкой учителя, адекватно оценить свои усилия. Огромный развивающий потенциал в ситуации, когда ребенок, поставив себе 100 баллов, видит, что другие оценивают его усилия иначе.

К концу третьего класса ребенок выходит на управление недельным маршрутом. Это значит, что он несет ответственность за результаты, не перекладывая ее ни на учителя, ни на родителя, обращается за помощью, если не справляется. В норме это выглядит так: ребенок успешен, ИОМ фиксирует это. Значит, сопровождение учителя-наставника ведется грамотно.
Вырастить учителя
— А если не получилось и ребенок за помощью не пришел? Например, свои недельные обязательства не выполняет. Помогает тьютор?
— Этот потенциальный риск снимается только постоянством мониторинга, за который отвечает учитель-наставник на ранних этапах и тьютор позднее. В «Солнечном городе» нет просто учителей, есть только учителя, которые самоопределились в роли наставника.

Считаю принципиально важным это позиционное самоопределение учителя, поэтому разработала собственный курс, который позволяет учителю перейти от стандартного уровня профессиональной рефлексии педагога-предметника к ценностно-смысловому экспертному уровню позиционного самоопределения.
Задача учителя-наставника — быть компетентным наблюдателем, способным грамотно реагировать, сопровождать ребенка. Наставник умеет задать ключевые вопросы в правильный момент, то есть тогда, когда ребенок готов их услышать. Тьюторов мы также «доращиваем» сами, поскольку культура тьюторского сопровождения в регионе на этапе становления. Многие до сих пор воспринимают тьютора как специалиста по сопровождению ребенка с ОВЗ.

Психолог-тьютор начинает работать с ребенком в пятом классе в режиме еженедельных индивидуальных тьюториалов, на которые ребенок приходит с проектом своего образовательного результата. Задача тьюториалов — помочь ученику выстроить месячную перспективу планирования.
Тьютор работает с ребенком по нескольким трекам, помогая ему понять, какие у него предметные результаты, устраивают ли они его. И дальше — какой перспективный отложенный результат он видит, например, в части изучения математики, что он хочет и может изменить. Тьютор помогает увидеть сильные и слабые стороны, выясняет, как обстоят дела с самодисциплиной, планированием, самостоятельностью.

По мере взросления ребенка встречи с тьютором становятся чаще, и начинается работа с самоопределением. В девятом классе ребенок уже знает, чего хочет, какие ресурсы и условия для этого нужны. Вот, например, недавний кейс. Ребенок осваивает программирование, делает успехи, но у него слабый ноутбук. Отец может купить более подходящий, но не видит в этом необходимости. Ребенок буквально проектировал свой разговор с отцом, чтобы доказать, что вкладываться в покупку стоит.

Десятиклассники полностью управляют своим годовым маршрутом, за год сдают все предметы, необходимые для получения аттестата за 11-й класс. Таким образом, время обучения в 11-м классе можно полностью посвятить подготовке к ЕГЭ.
Проекты вместо каникул
«Солнечный город» — школа полного цикла, поэтому у нас нет каникул в привычном понимании этого слова. Учебный процесс продолжается круглый год, в котором важно грамотно распределять интеллектуальную, творческую и проектную деятельность.

Поэтому школьная жизнь между академическими блоками полна событиями: выездами, стажировками, образовательными и арт-событиями. Многие из них ученики средней и старшей ступени организуют самостоятельно.

Между четвертями мы переносим фокус внимания с предметных результатов на метапредметные, работаем над тренировкой мягких навыков. Например, каждый июнь делаем совместный проект с Русским географическим обществом в заповеднике «Ергаки». Вместе с детьми и родителями мы проектируем лагерь сначала аудиторно, а затем выезжаем за 700 километров от города. Или отправляемся в гости в дружественную школу в рамках федерального проекта «Соседство», где дети получают опыт социализации в новом сообществе.
Иными словами, мы строим образовательный процесс с опорой на идею социального партнерства, открытости школы социуму. Один из вариантов такого партнерства — организация профориентационных стажировок для того, чтобы дети получили опыт взаимодействия в реальной компании. Многие из родителей наших учеников готовы принять группы старшеклассников на своих предприятиях.

Время каникул — это удобный момент для запуска проектной работы, которая продолжится затем в течение всего учебного года для учеников начиная с седьмого класса. Неигровая проектная работа предполагает, что мы получаем социально значимый продукт, нужный какой-то целевой аудитории. Так дети на последних этапах обучения в школе осваивают уровень продуктивного действия.
Например, сейчас наши школьники создают историко-географический иммерсивный путеводитель по Красноярску для подростков. Внутришкольный проект по выращиванию микрозелени вышел на этап реальных продаж через созданный детьми сайт. Проект создания школьной радиорубки — в точке старта. Дети сами нашли на него средства, сами разработали проектную идею.

Мне остается только подписать приказ о начале очередной инициативы — и быть соучастником. Можно прийти в школу, где все готово и все создано за ребенка, а можно стать участником создания школы, в которой будешь проводить значимую часть жизни.

Так центральная для нас идея развития субъектности реализуется на всех уровнях школьной жизни, а академические достижения дополняются социальными компетенциями.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more