ШКОЛА. УПРАВЛЕНИЕ

Директор по ценностям:
от администрирования к управлению

ШКОЛА. УПРАВЛЕНИЕ
Директор по ценностям:
от администрирования к управлению
Использованная иллюстрация: stockvault
Вот уже восемь месяцев мы находимся в глобально новой реальности, в основании которой максимальная неопределенность. Эта тема давно в фокусе общественных дискуссий, но оказалось, что нельзя подготовиться теоретически. Нужны реальные элементы устойчивости и цельности, место силы, где можно схорониться и не рассыпаться. Своего рода оберег.

Школа может стать таким местом силы, удерживая целостную картину мира и развивая новый опыт взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Максим Казарновский
Директор ММСО, основатель платформы «ММСО. Коннект», председатель управляющего совета ГБУ СОШ ДО «Класс-центр»
Что должен сегодня делать директор школы и как меняется набор его управленческих компетенций в этой новой парадигме? На наш взгляд, необходимо выделить основные объекты управления, на которые направлено внимание директора:
1
Образ современной школы — открытой, субъектно-ориентированной, формирующей компетенции XXI века, школы как места встречи и построения личных и профессиональных отношений.
2
Содержание образования — методологические основания отбора элементов содержания и их организации.
3
Отношения — взаимодействие между субъектами образовательного процесса, практика интеграции и партнерства с новыми участниками, формирование культуры уважения и достоинства.
Далее обозначим элементы процесса управления, которые требуют пересмотра с учетом внешних изменений. Это прежде всего коммуникация директора с другими участниками: учителями, родителями, педагогическим и управленческим сообществами на принципах партнерства; это также эффективное взаимодействие с учредителем. Это разработка и внедрение практико-ориентированных моделей обучения и воспитания, расширение образовательного пространства за счет использования внешних связей, ресурсов других организаций и социальных партнеров. И конечно, обновление управленческих практик, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, формировать культуру доверия к школе, мотивировать сотрудников к личному и профессиональному развитию и работе в команде.

Груз решаемых директором школы задач увеличивается, от него требуются навыки и компетенции управленца, менеджера, педагогического лидера, экономиста, аналитика, стратега. В несколько раз возросла и ответственность за результаты, прежде всего за воспитание ребенка и гармонию его дальнейшей жизненной реализации. Это означает, что директор не может ограничиваться знаниями, приобретенными ранее. Требуется постоянное обновление, переосмысление опыта и освоение новых управленческих компетенций.
В современных реалиях директор школы — это человек, который организует процессы по созданию концепции и ценностей школы и умеет правильно совместить эти ценности с вызовами реального мира
Повышение квалификации директора школы — процесс непрерывный, где многое зависит и от активной позиции человека, его мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, и от способности к конструктивному взаимодействию с коллегами.

Ниже мы рассмотрим основополагающие процессы внутри школы, частью которых директор непременно становится и которые в современных реалиях стремительно меняются. Обсудим, как формируется концепция школы, как управлять ценностями школы, создавать и поддерживать правильную атмосферу внутри коллектива, удерживая фокус внимания на содержании образовательного процесса.
Директор и концепция
Концептуализация какого-либо процесса — первый шаг к его формированию. Создание единого, утвержденного школьной командой концепта школы, а именно ее ценностной структуры, правил, законов коммуникации, это первый шаг на пути к хорошей школе, где участники образовательного процесса знают, куда и зачем идут.

Концепция организации формируется в несколько этапов:
1
Основания для деятельности

Анализ ситуации, в которой работает организация, выделение проблемных зон и противоречий.
2
Отношение к ситуации

После анализа контекста формируется отношение организации к миру и основополагающим процессам.
3
Формирование идей организации

Эти идеи формируются из анализа проблемных зон и соотнесения их с ситуацией, в которой существует организация.
Очень важно формирование первоначальной ценностной концепции на основе выбора между противоположными тезисами. Мы школа про соперничество или про сотрудничество? Про контроль или свободу? Эти основополагающие идеи позволяют определить остальные элементы концепции школы. Заданная таким образом рамка поможет в дальнейшем в кризисной ситуации, в решении спорных вопросов, каждый из которых можно будет «пропустить» сквозь фильтр соответствия концепции школы.

Стоит отметить, что в формировании концепции должны участвовать все субъекты образовательного процесса. Директору необходимо собрать все мнения и видения и постараться выстроить из них общее.

Без четко выстроенной концепции школы не может быть выделена управленческая концепция директора как ее руководителя. Существует множество методик управления с вертикальным и горизонтальным распределением задач, с большей свободой или более строгим контролем, с созданием конкурентной среды или с ориентацией на сотрудничество и уход от конкуренции. Все эти форматы управления нужно исследовать с точки зрения того, насколько они соответствуют концепции школы, позволяют ее реализовать.
Носителями концепции школы, ее ценностной и смысловой структуры являются именно педагоги и вся команда школы, а не директор. Он контролирует процессы, управляет школой, исходя из ценностей и концепции, которая формируется и претворяется в жизнь командой и потому значима для каждого исполнителя. Современная школьная практика приходит к тому, что у каждой организации должна быть утвержденная и публично представленная концепция, включающая миссию, принципы и ценностную парадигму. Тогда все участники образовательного процесса будут ясно понимать, что и зачем они делают, разделяя общие ценности и смыслы.

Цели и системы контроля. Помимо единой концепции и миссии, необходимо сформировать цели работы школы, ответить на вопрос: куда мы хотим в итоге прийти? На основании целей и планов можно выделить количественные или качественные способы оценки работы школы в несколько этапов. Это поможет двигаться всем в едином направлении и обеспечит объективный контроль работы системы.
Школа-оберег
Современный директор и управленческая команда основное внимание должны уделить работе с ценностями. Не формально, не на уровне деклараций, а осознанно и постоянно, чтобы уважение к человеку стало нормой. Потребуется много усилий, чтобы школа стала местом поддержки и стабильности, свободного проявления и реализации идей, пространством освоения опыта взаимодействия между людьми. Как создать в школе такую поддерживающую среду?

Необходим совершенно иной подход к управлению школой: уход от администрирования к управлению. Чтобы управлять ценностями, директору в первую очередь необходимо открыть в себе потребность и готовность к таким переменам, а далее включиться в кропотливую работу по формированию ценностей внутри школьного сообщества.
В большинстве случаев нет плохих или хороших школ, учителей или детей. Эти элементы и субъекты образовательного процесса должны друг другу подходить, быть «своими» друг для друга
Роль команды. Для качественного управления ценностями школы директору необходимы ответы на вопросы: зачем я это делаю, ради чего я стал директором школы?

Маловероятно, что в рамках современной концепции работы школы можно совместить такие идеи, как «управление» и «ценности», если имеется в виду управление в его традиционном понимании. Директору школы при работе с ценностями необходимо менять подход к управлению, отношение к школьной команде, выстраивать единый коллектив и доверять каждому участнику образовательного процесса.

Нужен и новый взгляд на команду школы: это не «набор командированных», а коллектив, в котором понимают тебя и который понимаешь ты. Только совместными усилиями тех, кто понимает друг друга и хочет одного и того же, можно создать ценностную структуру в школе.
Директору необходимо грамотно выстроить систему подбора учителей в соответствии с пониманием, «наш» это человек или «не наш» с позиции школы, администрации и преподавательского состава. За словом «наш» стоит та самая ценностная концепция, которой посвящен разговор. Когда эта концепция четко сформирована, школа привлекает к себе учителей, детей и родителей, которые поддерживают ценности школы.

В большинстве случаев нет плохих или хороших школ, учителей или детей. Эти элементы и субъекты образовательного процесса должны друг другу подходить, быть «своими» друг для друга. Именно это понимание общности и формируется ценностной концепцией.

Ясная система ценностей позволяет и директору, и его команде в любых кризисных условиях понимать, зачем им выходить к детям и ради чего работать. Ценности — это то, что объединяет коллектив, что формирует дружбу, что делает школу и любой коллектив сильным и стойким. Ценности создают смыслы, смыслы порождают мотивацию, желание работать и созидать.
Для того чтобы система ценностей в школе действительно работала, каждый участник образовательного процесса должен чувствовать свою субъектность по отношению к школе и ее концепции. Директору важно выстроить работу с педагогическим коллективом так, чтобы учителя и администрация взаимодействовали друг с другом, а также могли влиять на важные решения, которые принимает школа, и большие идеи, которые ее занимают.

Мир вокруг меняется стремительно, и иногда между первоначально выбранной концепцией и реальным миром образуется разрыв. Вовремя заметить этот разрыв может именно педагогический коллектив, ведь он стоит «на передовой», поддерживая связь с учениками и родителями. Поэтому директору школы необходимо выстроить систему коммуникации так, чтобы педагогический коллектив имел свой голос и влияние на решения администрации.
Удерживать баланс
Мы достаточно много сказали на тему формирования концепции школы, выработки общих ценностей и управления ими. Но кроме общих вопросов и больших планов в образовательном процессе есть насущная и содержательная часть. Это и атмосфера внутри образовательного процесса, и содержание учебных материалов, и поддержание комфортной учебной среды, то есть все то, что вместе с ценностями и концепцией работает на создание условий для качественного образования учащихся.

Можно с уверенностью говорить, что управление содержанием образования — одна из самых важных обязанностей директора школы, и его включенность в эти процессы позволит школе выйти на новый уровень.

Результаты образования могут быть разными: академические результаты, обретение социальных навыков, достижение учеником человеческого счастья. Они априори не могут быть достигнуты одними и теми же путями, в рамках четко выстроенной концепции без возможности изменения. Вот почему одна из важнейших вещей в управлении содержанием образования — разнообразие. Разнообразие мнений, концепций, взглядов.
Многочисленные участники образовательного процесса (учителя, родители, ученики, директора, социальные партнеры школы и государство) по-разному видят цели образования и пути их достижения. Это нормально. Истинная роль директора в совмещении мнений, в поиске баланса, который помогает достичь результата.

Мы приходим к выводу, что современный директор просто обязан глубоко погружаться в содержание образования в своей школе и, главное, мыслить творчески, найти место для свободы, для нестандартных решений, неочевидных мнений. Роль директора — направлять, и в управлении содержанием образования эта роль проявляется особенно ярко.

Оценка эффективности. Нельзя отрицать прямую связь между содержанием образования и его оценкой, общими идеями школы о ценностях и целями образовательного процесса. При оценке эффективности образовательного процесса в первую очередь нам необходимо обратиться к тем большим целям, которые школа поставила перед собой в процессе формирования концепции. Чему мы хотим научить детей? Каким будет наш выпускник? Если мы хотим видеть победителя олимпиады, то, безусловно, главным критерием оценки содержания образования будут результаты олимпиад. Если хотим видеть активного выпускника, который занимается проектной, волонтерской деятельностью, мы будем оценивать нашу деятельность по количеству проектов, реализованных за год. Именно поэтому так важно сформировать четкую концепцию школы и видение того, чего директор и коллектив хотят достичь, и в связи с этим формировать содержание образования в школе.
Атмосфера
Рассматривая элементы содержания образования в школе, мы упомянули атмосферу организации, отношения в коллективе между учениками, родителями, администрацией и преподавательским составом. Эта часть школьной жизни, безусловно, сильно влияет на качество образования, на уровень мотивации как учеников, так и учителей, определяет то самое счастье, к которому должно стремиться образование, как это принято говорить. Как директор влияет на атмосферу в коллективе? Какие есть инструменты влияния?

Атмосфера в школе, подобно атмосфере Земли, это своего рода защита всего живого и теплого от влияния внешних факторов. Оптимально выстроенная школьная среда может защитить всех участников от потоков негативной информации, что в сегодняшних условиях крайне важно.

Выделим несколько главных принципов создания здоровой атмосферы внутри школы:
1
Открытость и прозрачность
Этот принцип сейчас активно вводится в российские школы, учредитель предъявляет к школе требование прозрачности на всех этапах, начиная с приема ребенка в школу согласно правилам, открытых списков поступления и заканчивая открытыми формулами оценки для учеников.
2
Построение горизонтальных связей внутри образовательной организации
Современная школа уходит от вертикальной системы связей. Для создания доброжелательной атмосферы в школе не должно быть привилегированных каст, должны действовать общие правила для всех участников образовательного процесса. Особое внимание следует уделить атмосфере в классах, работе с буллингом и фактами дискриминации по любым признакам.
3
Взрослые и детские неформальные сообщества
На атмосферу в школе положительно влияют неформальные организации, кружки, клубы по интересам как среди учеников, так и среди учителей. Важно создать место в школе, где учитель и ученик могут быть самими собой и забывать про формальные роли ученика и учителя.
4
Четкое понимание участниками образовательного процесса правил школы
Важно выделить отдельным пунктом работу с созданием школьных правил и практикой их применения. Как ни странно, правила и атмосфера очень взаимосвязаны: когда каждый участник образовательного процесса понимает, что можно, а что нельзя, коммуникации становятся легче. Ученик знает, что на него запрещено кричать, а также понимает, что ему нельзя, скажем, есть на уроке. Если правила соблюдаются всеми акторами, появляется взаимное уважение.

Существует еще множество принципов построения атмосферы в школе, мы выделили некоторые из важнейших. Их объединяет идея взаимоуважения и внимания к человеку. Если в школе все участники образовательного процесса уважают и стараются понимать друг друга, атмосфера будет улучшаться.

В современных реалиях директор школы — это человек, который организует процессы по созданию концепции и ценностей школы и умеет правильно совместить эти ценности с вызовами реального мира. Директор контролирует легитимность ценностей, их поддержку участниками образовательного процесса и готов встать на защиту ценностей школы, если этого потребуют обстоятельства. Директор с командой формирует большие цели школы и может ответить на вопрос, зачем мы это делаем, он включен в образовательный процесс и старается сделать так, чтобы образовательное содержание работало на выполнение именно тех целей, которые ставились. Директор школы работает над созданием открытой и доброжелательной атмосферы, где все стараются уважать и понимать друг друга и где для учителя, ученика или работника администрации создаются все условия для того, чтобы каждый достиг своих целей и был при этом в состоянии гармонии и осознанности.

Текст подготовлен при участии Даниила Меркурьева
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more