метод. проект

Апсайклинг-мастерская: носи дольше, выбрасывай меньше

Хроники одного молодежного образовательного проекта
«Апсайклинг» — популярный англицизм, для которого довольно трудно найти точный синоним в русском языке. Переделка, перешив, ремонт, обновление — все эти симпатичные слова не до конца отражают основную идею: в результате апсайклинга мы повышаем ценность вещи, превращая ненужное, немодное, неактуальное в стильное, модное и индивидуальное. Это приращение ценности хорошо откликается в сердцах молодых людей, нацеленных на разумное потребление.

Директор Центра развития компетенций в индустрии моды РЭУ имени Плеханова Светлана Костенко рассказывает, как создать нетривиальный молодежный проект, в котором все сами захотят участвовать, получить на него финансирование, привлечь наставников, освоить массу полезных навыков и выстроить впечатляющую перспективу на будущее.
Светлана Костенко
директор Центра развития компетенций в индустрии моды Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
Идея на поверхности
Идея организовать в экономическом вузе мастерскую, где студенты могли бы научиться простейшим навыкам шитья и творческой трансформации одежды, появилась в начале 2022 года в результате совместного мероприятия университета имени Плеханова с известным международным брендом одежды Levi’s. Эта компания была одним из пионеров кастомизации одежды открывала мастерские во флагманских магазинах, где дизайнер на глазах у покупателей добавлял индивидуальные детали в только что купленные джинсы или куртку. Сюда же можно было принести из дома любимые изделия бренда и обновить их путем нанесения аппликации или рисунка акриловыми красками.
Молодые люди готовы развивать технологическое предпринимательство на стыке цифровых решений и ручного труда. За такими проектами будущее
Подобная мини-мастерская открылась и в университете имени Плеханова всего на один день, который назвали Plekhanov Eco Fashion Day. В Центре развития компетенций в индустрии моды студенты могли обновить вещи из денима под руководством опытных наставников дизайнеров творческого объединения «Кружок». В ход пошли нашивки, декоративная тесьма, бисер, стразы все, что можно было быстро пришить или приклеить.

«Желающих участвовать в мастер-классах было больше, чем могло вместить наше помещение, вспоминает ведущий специалист центра Софья Хуссамова. Мы записывали ребят в три группы, но все равно осталось много желающих, кто не смог попасть ни в один из потоков. Потом еще месяц они приходили к нам и спрашивали, когда будет следующая мастерская».
Получить грант
Получается, что идея лежала на поверхности: студенты, которые обычно не очень охотно откликаются на инициативы, исходящие от взрослых, в случае с апсайклингом сами проявили необычайную активность. Дело оставалось за малым найти ресурсы для организации подобных творческих занятий регулярно. В экономическом вузе, где не готовят дизайнеров одежды, нет ни соответствующего оборудования, ни специалистов, которых можно было бы привлечь в качестве наставников. Ресурсы могли быть привлечены только извне.

Подавать заявку на гранты Росмолодежи физические лица могут несколько раз в год. Весной 2022 года стартовал один из потоков, когда можно было попытаться получить средства на реализацию проекта апсайклинг-мастерской. Грантополучателем стала Софья Хуссамова, сотрудник центра, подходящая по всем параметрам: возраст до 35 лет, вовлеченность в общение со студентами, готовность взять на себя дополнительные обязательства по организации работы мастерской. В команду проекта вошли студенты с явно выраженными творческими наклонностями. Например, Софья Бахрак мечтала реализовать себя как фотограф в сфере индустрии моды, а Полина Стадниченко уже начала развивать собственный бренд украшений.
«Написание заявки стало для нас серьезным этапом, рассказывает Софья Хуссамова. Никогда раньше мы этого не делали. Чтобы разобраться во всех нюансах, мы слушали обучающие вебинары Росмолодежи, консультировались с экспертами, имеющими опыт оценки грантовых проектов, задавали уточняющие вопросы».

В результате решили запросить грант в размере 500 000 рублей около половины этой суммы предстояло потратить на покупку оборудования и расходных материалов, а вторую половину на оплату экспертов, которые будут проводить занятия со студентами.

«Когда я увидела свою фамилию в числе победителей, моей радости не было предела, делится эмоциями Софья. Я никогда не участвовала ни в каких грантовых конкурсах и даже не представляла, что наша заявка может быть одобрена. Но если это случилось, значит, мы все сделали правильно и наша инициатива достойна того, чтобы получить финансирование».
Страх, любопытство, азарт
К сентябрю 2022 года помещение Центра развития компетенций превратилось в настоящую швейную мастерскую: приобретены и установлены четыре швейные машины, один оверлок, появился парогенератор для отпаривания вещей, а также манекены для примерок и творческих экспериментов. Закуплены нитки, ножницы, декоративные булавки, нашивки, аппликации, тесьма, застежки-молнии, краски в тюбиках и баллончиках, кисточки и многое другое.

Благотворительный фонд «Второе дыхание», с которым центр сотрудничал и раньше, привез два мешка хлопчатобумажного футера трикотажной ткани, оставшейся от кроя изделий. Эти выпады неправильной формы потом особенно полюбились студентам из них можно было собирать вещи по принципу пазла, соединяя простым швом на оверлоке.
Идея апсайклинга сегодня востребована, ее можно закладывать в основу грантовых проектов разного масштаба и форм реализации
Но самой любимой тканью для переделки все-таки стал деним. Ненужные джинсы удобно использовать для пошива сумки-шопера, с которой можно ходить как на занятия в университет, так и по личным делам. Такая сумка легко разрисовывается акриловыми красками, украшается любым декором, а в качестве ручек можно использовать ленту-стропу, чтобы избежать сложной обработки.

«Наша задача состояла в том, чтобы научить ребят, которые до этого вообще не сидели за швейной машиной, простейшим навыкам шитья, рассказывает дизайнер Сюзанна Сметанина. Мы видели в глазах у многих, особенно у юношей, страх, потом он сменялся любопытством, а когда стало получаться, появился азарт».

Игорь Самойленко, студент РЭУ, 20 лет: «Я попал в апсайклинг-мастерскую случайно, пришел за компанию с однокурсницей. Дома у нас есть швейная машина, мама что-то шьет, но мне никогда это не было интересно. А тут я увидел, что ребята делают крутые вещи. И мне захотелось попробовать. Работать на оверлоке очень просто. Правда, иногда нитки запутываются. Я даже пытался его разобрать, чтобы понять, как там все устроено. К счастью, собрать его мне помогли наши наставники».
Творческие единицы
Наставниками ребят были молодые дизайнеры, выпускники РГУ имени А. Н. Косыгина. Отсутствие серьезной возрастной дистанции одно из условий свободной творческой обстановки, в которой обсуждение идеи будущей вещи происходит практически на равных, а эстетические предпочтения всех участников процесса находятся приблизительно в одной плоскости.

«Работа в апсайклинг-мастерской РЭУ стала для нас серьезным этапом взросления, осознания себя творческими единицами, делится своими наблюдениями Александра Шраер. К тому моменту, когда нас пригласили работать со студентами, мы с Марией Глушановской уже два года развивали собственный апсайкл-бренд Cash for Trash. Маша у нас отвечает за крой, перешив вещей, а я за декор. В моем арсенале акриловые краски, „Белизна“, которой мы делаем травление на ткани, аппликации. Свои коллекции мы представляем на маркетах, продаем в торговом центре „Цветной“, но чаще всего вещи покупают через социальные сети те, кто хочет носить что-то уникальное, что существует в единственном экземпляре».
Среди студентов также оказались ребята, которые развивают свой бизнес, связанный с переделкой одежды. Глеб Панов, студент Первой академии медиа, шьет давно и уверенно под руководством бабушки. В ход идут ненужные джинсы, трикотаж, мужские сорочки и другие предметы одежды. Глеб выставляет сшитые вещи в интернете, и иногда на них находятся покупатели. «Не могу сказать, что для меня это способ получения дохода. Скорее, форма художественного высказывания», формулирует Глеб.

Екатерина Захарова, студентка сугубо технической специальности «промышленные машины и оборудование», в школьные годы занималась в детском театре моды. Там научилась немного шить и придумывать костюмы. Сегодня сфера ее творческих интересов лежит в сфере косплея копирования образов героев компьютерных игр, аниме и манги. «Я создаю костюмы для себя и на заказ, участвую в фестивалях, рассказывает Катя. Занятия в мастерской помогли мне укрепиться в моих швейных навыках. Я поняла, что мне надо учиться крою, если я хочу развиваться как дизайнер одежды». На занятиях Екатерина создала целую коллекцию вещей на основе ненужных мужских пиджаков, сданных в мастерскую одним из преподавателей университета. Девушка декорировала их белым и красным фатином, придав фантазийные формы. В таком пиджаке вполне можно пойти в клуб или на вечеринку.
Дефиле в экономическом вузе
Заключительным аккордом проекта стал большой показ, который прошел в апреле 2023 года в главном корпусе университета. В нем приняли участие 30 студентов разных курсов и специальностей (всего в работе мастерской за все девять месяцев участвовали около 300 студентов). Они продемонстрировали одежду, сделанную своими руками за время занятий. Показ прошел на большой перемене и привлек много зрителей ребята как раз выходили на улицу через зону, где громко играла музыка и шло дефиле, не заметить необычное действо было невозможно.

«В таком серьезном вузе, как университет Плеханова, модный показ вызвал вау-эффект, считает директор Высшей школы креативных индустрий Дмитрий Котов. — Центр развития компетенций в индустрии моды стал той площадкой, которая объединила вокруг себя творческих студентов, нацеленных на ответственное потребление и готовых вносить в развитие этой практики свой вклад». На заключительном показе наградили авторов лучших работ их определили в результате голосования в группе «ВКонтакте», в котором приняли участие около шести тысяч студентов. Ребята получили призы от партнеров проекта российского бренда «Urbantiger экологичная одежда».
Среди тех, кто поддержал инициативы студентов, был «Российский экологический оператор» он вручил сертификаты на обучение по программе повышения квалификации «Основы экономики замкнутого цикла» двум студенткам, авторам лучших эссе на тему ESG. Университет сотрудничает с РЭО, проводит совместные исследования и формирует экосистему внутри самого учебного заведения.
Шесть выводов
Проект мастерской завершился, сданы отчеты в Росмолодежь, выделенные финансы потрачены полностью. Какие же выводы мы можем сделать из этого небольшого кейса?

1. Молодые люди, как студенты, так и тинейджеры, активно откликаются на экологические инициативы. Про школьников можно сделать вывод на основе двух сезонов летней школы моды для старшеклассников, где занимались ребята от 13 лет. Им нравится сама идея делать что-то своими руками, чтобы экономить ресурсы и сокращать количество отходов индустрии моды.

2. Даже если молодой человек давно не держал в руках ничего, кроме гаджетов, при определенных условиях (отсутствие давления сверху, диктата взрослых, обязательной отчетности и пр.) он может проявить интерес к ручному труду и начать шить, вышивать, вязать, рисовать и т. п. По нашим наблюдениям, подобные занятия благотворно влияют на психику юноши и девушки часто совмещают ручной труд с прослушиванием музыки в наушниках, перестают замечать течение времени, не отвлекаются на сообщения в мессенджерах, уходят после таких занятий отдохнувшими (по их собственной оценке).
1. Носить созданное своими руками не зазорно. В обновленных и переделанных вещах ребята приходили в университет на занятия. Особенной популярностью у девушек пользовались блузки, собранные из двух-трех мужских сорочек. Отличительной особенностью стали большие асимметричные воланы, нашитые на одно плечо.

2. Как только начинает что-то получаться, молодые люди задумываются о том, можно ли на этом деле что-то заработать. Выпускница бакалавриата Юлия Индришенок создала свой апсайкл-бренд, который развивает через соцсети. Таким же образом она собирает ненужные вещи, переделывает их и проводит креативные фотосессии. Так, недавно она собирала мужские галстуки, которые пошли на изготовление юбок.

3. Студентка магистратуры Алина Гежа приняла участие в конкурсе студенческих стартапов «Твой ход» с идеей создания цифровой платформы для продажи апсайкл-вещей. Это говорит о том, что молодые люди готовы развивать технологическое предпринимательство на стыке цифровых решений и ручного труда. За такими проектами будущее!

4. И последний вывод будет полезен как взрослым, так и молодым людям: идея апсайклинга сегодня востребована, ее можно закладывать в основу грантовых проектов разного масштаба и форм реализации. Получить финансовую поддержку такого проекта вполне реально, поскольку вы делаете вклад в решение сразу нескольких актуальных общественных задач: развиваете креативность молодежи, повышаете ее экологическую осознанность и помогаете сделать планету менее загрязненной.

Ну, а если кто все-таки придумает достойную русскоязычную замену чужеродному слову «апсайклинг», так мы радостно откажемся от англицизма и начнем употреблять исконное, наше.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще