«Свобода обучения — это норма»
На прошедшем открытом интервью «Образование и Система: чему учат детей в Европе и России?» заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов и модератор встречи, профессор факультета социальных наук и департамента политической науки НИУ ВШЭ Евгений Гонтмахер, а также представители профильных организаций обсудили давно назревшие вопросы, связанные с российской системой образования, её перспективами и ценностями.

Сегодня Александру Григорьевичу Асмолову исполняется 70 лет! Присоединяемся к поздравлениям коллег и желаем Академику Российской академии образования, директору по гуманитарной политике РАНХиГС, члену Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александру Григорьевичу воплощения всех планов, неиссякаемой жизненной энергии и мотивации достигать поставленные задачи.
Евгений Гонтмахер
Профессор факультета социальных наук и департамента политической науки НИУ ВШЭ
Существует ли российская суверенная система образования или это в принципе невозможно? С этой точки зрения мы являемся частью глобального пространства или нет?
Александр Асмолов
Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ
У каждой школы есть свое лицо. Суверенная, отгороженная система образования — это вырывание ситуации из культуры, полный нонсенс. Мы с вами находимся в пространстве, которое было сконструировано в определенное время. И само пространство, и то, как мы общаемся, как говорим — создано конкретным режиссером. Его зовут Ян Амос Коменский. В его замечательных работах была предложена технология массового обучения, которая до сих пор существует в самых разных странах мира. Урок, заданный Коменским, — это, как правило, закрытая, авторитарная форма общения, монолог. В течение многих веков, как бы мы ни пытались выскочить из сюртука Яна Амоса Коменского, мы все равно находимся внутри технологии образования, предложенной великим мыслителем.
Евгений Гонтмахер
Профессор факультета социальных наук и департамента политической науки НИУ ВШЭ
Вариативность — это частный случай диктата или это что-то новое, что-то общее, объединяющее нас с Европой?
Александр Асмолов
Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ
Вариативное образование возникло как ценностная установка, за которой стоит не только идея выбора школ и учебников, за ней стоит основа поиска и разнообразия. Variability — способность к разработке разных вариантов развития для каждого из нас. Что такое жизненный путь каждого из нас? Это история альтернатив: кем мы хотели стать — кем мы не стали, это множество вариантов. Отсюда моя любовь, моя мечта к созданию в России — и это вызывает бешенство у лидеров авторитарного образования — идеологии выбора, идеологии свободы, идеологии вариативного образования.
Евгений Гонтмахер
Профессор факультета социальных наук и департамента политической науки НИУ ВШЭ
Где-то эта модель реализуется или мы оказались на волне реформ начала 90-х? Ведь вариативность называют идеологическим жупелом, антиподом патриотизма. Или мы в этом смысле уникальные?
Александр Асмолов
Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ
Мы не уникальные. Я вообще не понимаю, что такое «особый путь». Мечта о том, что Россия пойдет по особому пути — это мечта особистов. В очень многих странах идея свободы обучения является не патологией, а нормой.
Евгений Гонтмахер
Профессор факультета социальных наук и департамента политической науки НИУ ВШЭ
Переход на индивидуализацию — не это ли будущее современного образования? Это потребует уничтожения таких понятий как класс, урок, учитель, перемена и может быть даже школа.
Александр Асмолов
Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ
Дополнительное образование детей и подростков всегда было вариативным, это было пространство свободы. Умберто Эко сказал: «Книги будут всегда, они будут другие». Школы и учителя останутся, но будут другими. Сейчас в мире, который очень быстро меняется, появляются новые пространства, онлайн-обучение, Coursera. Но школа как и детский сад будет существовать. Сегодня образование должно готовить универсалов. Мы готовимся к миру неопределенности, где базовым является умение видеть картину мира и не бежать от неопределенности. Учитель будет мотиватором, коммуникатором, навигатором в мире информации.