Тигран ШМИС

cтарший специалист в области образования в московском представительстве Всемирного банка
EDexpert / №3 ВЕСНА 2018
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. МНЕНИЕ
«ФГОС НУЖНЫ НЕ ИЗМЕНЕНИЯ, А ПОЛНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ»

Старший специалист в области образования в московском представительстве Всемирного банка Тигран Шмис — один из самых деятельных поклонников раннего развития. Инвестиции в ДО, вопросы стандартизации и недостатка инноваций — обо всем этом он рассказал в интервью EDexpert.
Во всех ваших интервью и статьях можно встретить аргументы о необходимости вложений в дошкольное образование. А в реальной жизни часто приходится доказывать необходимость такого рода инвестиций?

С годами сознательность руководителей отрасли образования и Министерства финансов растет. Свою работу сделали и исследования, на которые я ссылаюсь в статьях, и полномасштабная работа по развитию дошкольного образования в странах ОЭСР. Важную роль, на мой взгляд, сыграли и международные организации. ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Всемирный банк, ОЭСР в последние десять лет планомерно наращивали финансирование и проводили исследования в области дошкольного образования. Стратегия Всемирного банка в области образования так и звучала — «Инвестировать раньше, инвестировать по-умному и инвестировать для всех».

Инвестиции в дошкольное образование дадут какой-то результат спустя долгие годы. По вашему опыту, кто, кроме государства, может себе позволить так долго ждать? Иными словами, какой он, российский инвестор в дошкольное образование?

Этот довольно интересный вопрос. В нем есть два уровня. Первый — готов ли частный сектор инвестировать в долгосрочные задачи? По мере роста благосостояния общества и укрепления общественных институтов частный бизнес становится более ответственным с точки зрения вложения в будущее. Так, мы можем наблюдать появление детских садов для сотрудников больших корпораций или серьезные вложения в детские сады для обеспеченных родителей. Пока в России это не повсеместно, но прецеденты есть, и не только в столицах.

Второй уровень вопроса — как много услуг может предоставлять частный сектор? Имеет смысл выделить две составляющие — кто предоставляет услуги и кто их финансирует. Показательно, что в большинстве стран ОЭСР дошкольное образование на 80–90 % финансируется именно государством, а вот предоставляться может и частными, и государственными садами. Инвестиции в этом случае — это создание условий для предоставления услуг и получение всех необходимых разрешений. К сожалению, в России такой вид предпринимательства пока не получил широкого развития. За время повышения охвата дошкольным образованием с 2012-го по 2015 год доля мест, предоставляемых частными садами, сократилась с 2 % до 1,6 %.

Какие вы видите основные барьеры для привлечения инвестиций в дошкольное образование?

Основной барьер для расширения доли частного предоставления дошкольного образования в России — административный. Наличие большого числа проверяющих инстанций, противоречивость и рассогласованность требований разных ведомств, а также неточность формулировок не позволяют соответствовать всем требованиям даже государственным садам. Частным еще сложнее, а доступ к госфинансированию открывается только лицензированным учреждениям.

Показателен пример Казахстана, где в рамках мер по поддержке частных детских садов инспекторам запретили их проверять в течение двух лет с момента открытия. Для этого был выпущен специальный президентский указ! Проверка могла приходить в сад только по жалобам родителей, для чего была открыта специальная «горячая линия». Результат — за два года доля охвата частными садами выросла с 2 % почти до 20 %.

Государство несколько лет подряд вынужденно снижает финансирование образования. Как это отражается на дошкольном образовании? Какие проекты испытывают наибольший «голод»?

Сегодня система дошкольного образования не испытывает острого недофинансирования. Все обязательства государство выполняет. Основной «голод», который наблюдается и еще будет наблюдаться, состоит в недофинансировании исследований и разработок, продвижения и инноваций. Такого рода недофинансирование почувствуется не сразу, но почувствуется непременно.

Так, например, видно, что регионы не развивают системы оценки качества дошкольного образования так, как это требуется в законе об образовании, новые программы и исследования разрабатываются все реже. Самое опасное в нашем XXI веке — остановиться в развитии.

Куда вообще нужно было бы обеспечить приток средств, если иметь в виду реализацию целей устойчивого развития до 2030 года?

Цели устойчивого развития, собственно, и обозначают приоритеты финансирования. Они выражены индикаторами, которые страны договариваются достигать до 2030 года. Для России, Китая и многих стран ОЭСР вопрос заключается в том, как сделать существенный прирост в знаниях и добиться успеха в создании равных и высокорезультативных систем образования, отвечающих вызовам XXI века. Поэтому сегодня гораздо чаще говорят об универсальных навыках, о социально-эмоциональных навыках, а PISA 2015 измеряла навыки совместного решения проблем. Именно в навыки нового поколения нужно инвестировать ресурсы, а эти навыки во многом формируются как раз на уровне дошкольного образования.

Вы один из горячих сторонников появления ФГОС для дошкольного образования. Сейчас, по прошествии нескольких лет, какие изменения в стандартах вам видятся необходимыми? А какие потребуются в ближайшем будущем?

Было бы странно не быть сторонником, будучи одним из авторов ФГОС. Разработка стандарта под руководством Александра Григорьевича Асмолова была во всех смыслах одной из лучших школ для меня. По прошествии лет я вижу, что стандарту не нужны изменения, ему нужна полная реализация. Только она позволит увидеть следующий шаг его возможного развития.

Итоги тестового применения международной шкалы ECERS для оценки качества дошкольного образования в Москве и Республике Саха были признаны обнадеживающими. Как обстоят дела с дальнейшим внедрением этой системы?

Результаты ECERS одновременно и интересны, и показательны. Исследование обозначило области благополучия и области, где России еще нужно много и планомерно работать. Так, мы можем не беспокоиться о санитарных проблемах в детских садах. Однако то, что касается развития детей, возможности для них управлять своим днем, уединяться, свободно взаимодействовать со своими сверстниками, а также иметь доступ к дошкольной группе вне зависимости от специальных образовательных потребностей, остается областью развития. Я уверен и надеюсь, что использование этого инструмента, который полностью в духе ФГОС дошкольного образования, продолжится в России наряду с применением других интересных исследований и инструментов.

Есть ли возможность, что сближение российских и зарубежных стандартов качества привлечет инвестиции (пусть и в какие-то сегменты) из-за рубежа?

Я убежден, что развитие позитивной образовательной повестки в России, участие в международных исследованиях, общении и диалоге создает возможности для привлечения инвестиций из-за рубежа. Для этого у России есть все предпосылки. Стандарты качества образования схожи в России и в передовых странах, важны не только стандарты, но и их применение, а также возможности развития в системе образования.

На ваш взгляд, такие конференции, как международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE Conference), нужны в большей степени для общения заинтересованных специалистов или они помогают прогрессу методик, инвестиций и т. д.?

Я думаю, что все три. Конференция ЕССЕ позволяет обменяться передовыми разработками, опытом из групп детских садов или программ повышения квалификации педагогов, а также узнать о новинках рынка. Это важная и нужная конференция для профессионалов дошкольного образования России и зарубежных стран.

Беседу вела Мария КРАВЧЕНКО




СПРАВКА

Тигран ШМИС получил диплом специалиста (2001 год) Красноярского государственного университета по специальности «учитель информатики и экономики», окончил аспирантуру и защитил ученую степень кандидата наук (2004 год). В 2007 году получил степень магистра образования Манчестерского университета по специальности «менеджмент образования и образовательная политика». В 2011 году начал сотрудничество с ОЭСР в Центре эффективных образовательных сред (CELE) и сети по дошкольному образованию и уходу (ECEC). Реализует образовательные проекты в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Румынии, Сербии и Перу. Сфера научных и профессиональных интересов включает раннее развитие детей, инновационные образовательные среды и работу по международной оценке качества образования.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda