EDexpert / №3 ВЕСНА 2018
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. СОБЫТИЕ
СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕТСТВО

Что ждет дошкольное образование в будущем? EDexpert готовится к большой дискуссии.
Современный мир меняется очень быстро и непредсказуемо — этим фактом озадачено все образовательное сообщество. Ведь в условиях, когда за 10–15 лет может стать историей половина существующих специальностей, к обучению предъявляются новые, непривычные требования, возникают дополнительные ожидания. А столь важное прежде долгосрочное планирование превращается зачастую в бесполезную трату времени.

Сложнее всего приходится дошкольному образованию. Традиции, условия и установки сплетаются здесь в клубок противоречий, распутать который без посторонней помощи практически невозможно. Переход от парадигмы «Чему нужно учить ребенка» к «Чему можно…» дается нелегко. И это вполне предсказуемо.

EDexpert попытался зафиксировать нынешнюю ситуацию в ДО, максимально подробно описав важные условия, влияющие на развитие событий. А в качестве эксперта пригласил председателя международного комитета конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», соавтора ведущей программы ФГОС для детских садов «От рождения до школы» профессора Николая Евгеньевича Вераксу.

Условие № 1. Цели

Цели дошкольного образования претерпевают постоянные изменения. Определить, что нужно (или будет нужно) как субъектам, так и объектам обучения, становится все сложнее.

— На первый план выходит поддержка детской индивидуальности, — поясняет Николай Веракса. — Важно полноценное проживание периода дошкольного детства, интеграция в единую систему различных образовательно-воспитательных пространств, в которые погружен ребенок (например, семейное). Особо актуальной становится задача патриотического воспитания.

Условие № 2. Среда

Новой становится и среда, в которой воспитывается ребенок. Социально-экономическая ситуация меняет и отношения в семье, и бытовые предпочтения, и отношение к образованию.

— Актуальной стала проблема оценки качества образования, — говорит Николай Веракса. — Процедура предполагает не только определение степени соответствия характеристик образовательного процесса в детском саду предлагаемым экспертами критериям, но и последующее развитие среды дошкольной организации по таким направлениям, как поддержка детской инициативы, развитие когнитивных способностей дошкольников, социального интеллекта, регуляторных функций ребенка, партиципационного общения детей и воспитателей, участие детей в планировании занятий и т. д.

Условие № 3. Традиции

По устоявшемуся мнению, для воспитателей безусловно важно формальное образование. При этом в отличие от учителей процедура повышения квалификации необязательна. В итоге среда, благоприятствующая инновациям, не формируется.

— Мой опыт показывает, что нет какой-то одной простой техники подготовки специалистов для дошкольного образования, — говорит Николай Веракса. — Должны быть и философия, и история, и театр, и математика, и медицина, и психология, и педагогика, и многое другое... Ребенок и детство — очень сложный социокультурный феномен. Работать с ним продуктивно возможно при условии соответствующей этому явлению широкой профессиональной подготовки.

Нельзя смотреть на детей ограниченно! Ребенок сложнее, чем самолет или космический корабль. Организация его образования — многопараметрический процесс, требующий большого финансирования и еще большего числа высококлассных специалистов.

Условие № 4. Тенденции

Самые простые вопросы оборачиваются теперь неожиданной стороной. Например, стоит ли дошкольнику учить английский? Прежний опыт и современные исследования, казалось бы, просто кричат: «Да!» Но Google вкладывает огромные деньги в проект универсального онлайн-переводчика, который должен свести коммуникационные проблемы на нет.

Вообще, в ближайшие годы американские и азиатские эксперты ожидают взрывного развития онлайн-обучения для дошкольников. Эта отрасль может расти на 13 % в год.

— Нужно шире освещать современные тенденции в развитии дошкольного образования, как в нашей стране, так и за ее пределами, и показывать большие возможности детей в познавательном и личностном развитии, — считает Николай Евгеньевич. — Сейчас появляются новые форматы, мероприятия, в ходе которых педагоги могут узнать о результатах новейших исследований в области детской психологии и педагогики.

Но при этом я против того, чтобы рассматривать образование как услугу. С экономической точки зрения это может быть и удобно. Но я полагаю, что В. В. Давыдов прав, говоря, что образование есть форма развития человека. Поэтому освоение всех образовательных ресурсов необходимо, что не означает доминирования какого-либо одного из них.

Условие № 5. Экономика

С 2010 года число дошкольников в России выросло на 2,1 млн (с 9,1 до 11,2). За то же время изменилось соотношение бесплатных и платных услуг. Теперь дополнительное образование для детей платное в восьмидесяти и более процентов случаев. Тем не менее пока бизнес почти не отреагировал на эти изменения.

— Если бы я был предпринимателем, то сейчас сосредоточил усилия на формировании пространства детского творчества во всем его многообразии, — предполагает Николай Веракса. — Имею в виду разработку самых разнообразных материалов, позволяющих детям не только воссоздавать объекты, но и моделировать сложные системы. Кроме того, большой интерес представляет реализация возможностей детей в цифровых продуктах: создание детьми мультфильмов, 3D-объектов и сред, освоение робототехники и т. д.

***

Узнать о результатах последних международных исследований в области педагогики и детской психологии можно и в России. 16 – 20 мая 2018 года в МГУ имени М. В. Ломоносова пройдет VII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE Conference). Участие в ней примут эксперты и представители из 35 стран и 75 субъектов России. В этом году одна из новых тем для обсуждения как раз посвящена будущему — «Глобальное развитие дошкольного образования в эпоху цифровизации». Ежегодно в рамках мероприятия проходит специализированная выставка товаров и услуг для ДОУ «Современное дошкольное образование».



Мария КРАВЧЕНКО

EDexpert
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda