Дмитрий РАЗУМОВСКИЙ

руководитель программ корпоративной социальной ответственности
EDexpert / №3 ВЕСНА 2018
В ЦИФРЕ. ПРИ ПОДДЕРЖКЕ CISCO
СЕТЕВОЙ ПОЛК CISCO

Сетевая академия Cisco совместно с ведущими вузами реализовала проект всероссийского масштаба — 1000 CCNA. Тысяча в аббревиатуре — это количество учителей, преподавателей колледжей, техникумов и вузов, которые получили возможность бесплатно пройти обучение по программе сетевого администрирования.
ПРЕДЫСТОРИЯ

В июле 2017 года Сетевая академия Cisco объявила о запуске первого и уникального для России проекта 1000 CCNA. Его реализация предполагала обучение онлайн по программе «CCNA Маршрутизация и коммутация. Введение в сетевые технологии», которая осуществлялась совместными усилиями компании Cisco, Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и Московского технологического университета (МИРЭА).

Выпускники 1000 CCNA получили возможность стать инструкторами Сетевой академии и вести занятия на курсах Cisco в уже существующей академии, на базе их колледжа, школы или вуза. Для образовательных учреждений, где Академии Cisco еще нет, открылась перспектива реализации соответствующих программ благодаря появлению сертифицированного инструктора (наличие такого специалиста является обязательным требованием).

Кроме того, педагоги в рамках проекта смогли повысить квалификацию, особенно в части подготовки учеников к различным олимпиадам и соревнованиям, включая WorldSkills и JuniorSkills по компетенции «Сетевое и системное администрирование». Для учреждений СПО это становится еще более актуальным с введением демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills.

Обучение в рамках проекта вели сертифицированные тренеры, специалисты одной из ведущих академий при Московском технологическом университете, за плечами которых сотни групп. Подробнее о технологиях обучения и о том, как опыт реализации проекта может использоваться для повышения квалификации преподавателей информационных технологий, рассказали непосредственные организаторы.

О ТЕХНОЛОГИЯХ

«Cisco — лидер онлайн-обучения. Академия предоставляет инструкторам и студентам все необходимые материалы. Это электронные лекции, тестирование, симулятор оборудования, который включает коммутаторы, устройства интернет-вещей, IP-телефоны и многое другое. Такого качественного контента, такой методологической поддержки и законченного решения нет ни у одного другого вендора», — утверждает Сергей Тулинов, обладатель многочисленных сертификатов Cisco, представитель Центра подготовки инструкторов при МИРЭА.

Преимущества обучения в Сетевой академии Cisco смогли опробовать на практике все участники проекта 1000 CCNA. Изначально курсом заинтересовались 3333 человека. Они прошли регистрацию, но затем, как часто бывает в онлайн-формате, некоторая часть пользователей решила не начинать учебу, а к выполнению теоретических заданий и практических лабораторных работ приступили 1898 человек.

После объявления старта проекта каждый участник через два дня после регистрации уже мог изучать материалы самостоятельно. Разобраться в системе помогала специальная инструкция, так что были созданы все условия для самостоятельного начала обучения. Слушателям предложили использование двух ресурсов: Cisco Netacad (электронная программа с теорией и тестами) и ТermiLab (система с видеолекциями и доступом к оборудованию). Одновременно с официальным стартом курса организаторы предложили слушателям еженедельные вебинары. Их записи также публиковались на образовательной платформе.

Проект 1000 CCNA охватил всю страну. Проводя онлайновые встречи, организаторы столкнулись с проблемой разницы часовых поясов. Однако благодаря гибкому подходу к интересам участников для вебинаров выбиралось время, максимально удобное большинству.

Для решения практических задач использовалась виртуальная лаборатория и симулятор сети передачи данных Cisco Packet Tracer. Это стало одним из ноу-хау проекта: слушатели с помощью своих компьютеров и планшетов получили возможность выполнять задания на настоящем оборудовании, которое не могли бы позволить себе дома. Те, кто не имел опыта работы с Cisco Packet Tracer, оценили его достоинства: он быстро запускается, понятен, можно не бояться сделать ошибку, ведь, даже если что-то пойдет не так, у слушателя есть возможность отформатировать жесткий диск и вернуть виртуальную операционную систему к правильным настройкам. Таким образом, буквально сразу после регистрации каждый участник проекта мог запустить целую лабораторию.

Благодаря технологиям дистанционного обучения принять участие в проекте смогли жители даже удаленных российских регионов. «Я педагог из глубинки, — говорит о себе Игорь Коваленко, преподаватель ГБПОУ РО «Каменский педагогический колледж». — Преподаю разные предметы, от физики и астрономии до IT-дисциплин. У меня педагогическое, а не техническое образование, и нет опыта работы в сетевых технологиях, разве что монтаж и настройка локальной сети на дешевом оборудовании. Проект 1000 CCNA позволил мне познакомиться с тем, как работает Сетевая академия Cisco изнутри. После окончания курса есть желание и моральная готовность открывать в моем колледже специальность «Сетевое и системное администрирование» как возможность для студентов получить действительно востребованные знания и умения. Но, даже если мы ее не откроем, содержание моего курса «Компьютерные сети» изменится».

133 ИЗ ТЫСЯЧИ

Важной частью проекта стало прохождение итогового теста по всем разделам курса на знание теории и решение лабораторной работы. «Мы ввели практическое задание, которое сами и создали. Оно нигде не могло появиться раньше, чтобы его кто-то увидел. Мы поставили наших обучающихся в такие условия, чтобы у них было минимальное количество времени, чтобы с кем-то успеть поделиться», — рассказывает Сергей Тулинов. И расчет оказался верным. Из 1898 человек с хорошими результатами к итоговому рубежу подошли только 204 слушателя.

Но и их ждало еще одно испытание — собеседование с инструктором. В ходе беседы предстояло идентифицировать пользователя, с помощью вопросов по темам выяснить, действительно ли глубоко он владеет материалом, самостоятельно ли выполнил тест, не списывал ли. По итогам таких собеседований успешно прошедшими программу обучения признаны 133 человека. Именно они получили статус инструктора Cisco по курсу «CCNA Маршрутизация и коммутация. Введение в сетевые технологии».

Подобная детальная проверка знаний была реализована только с одной целью: Сетевая академия Cisco не дает статус инструктора просто так. Нужна гарантия, что преподаватель хорошо обучен и глубоко понимает материал, что он понесет своим ученикам и студентам актуальные и прочные знания. Для онлайн-курса не было сделано исключений. Только так организаторы могли обеспечить соблюдение всех стандартов качества подготовки Сетевой академии Cisco.

«Мне понравилась идея ограниченного срока сдачи. Это мотивировало заниматься регулярно: постоянные вебинары и собеседование, пусть короткое, по скайпу, — делится впечатлениями Дмитрий Акимов из школы № 627 в Москве. — Если оценивать проект в целом, то я, конечно, доволен. Мне удалось структурировать свои знания и получить новые, я многое понял про то, как и что нужно преподавать в рамках этого курса. Очень важно, что он был для меня бесплатным».

Тех людей, которые не вполне успешно прошли практику, но хорошо справились с теорией, примут во внимание центры поддержки академии, которые работают по всей стране. При желании педагоги смогут пройти дополнительные локальные тренинги, закончить курс, получить-таки статус инструктора и даже перейти на следующий уровень обучения.

О ПРИЧИНАХ ЭНТУЗИАЗМА

Реализация проекта 1000 CCNA ясно продемонстрировала стремление учителей и преподавателей к профессиональному росту. И на то есть две причины. Во-первых, это возможность в короткие сроки повысить собственную квалификацию, причем по практикоориентированной программе. Ведь все обучение в Сетевой академии Cisco отличает не только фундаментальная теория, но в первую очередь направленность на получение конкретных навыков, благодаря которым можно довольно быстро начать что-то делать, что называется, руками.

А во-вторых, это новые перспективы: возможность давать студентам актуальные знания, готовить их к различным соревнованиям, в том числе WorldSkills и JuniorSkills. Кстати, высокий интерес к этим двум движениям во многом спровоцировал энтузиазм слушателей проекта 1000 CCNA.

По результатам опроса участников, подготовку к чемпионатам WorldSkills и/или JuniorSkills уже осуществляют 43 % педагогов. Из них 57 % опрошенных ведут подготовку к WorldSkills, 30 % — к JuniorSkills и 13 % готовят своих подопечных к обоим чемпионатам.

Что касается тех, кто пока только планирует принять участие в движении. 19 % участников проекта посчитали, что полученные знания и навыки неприменимы для подготовки к чемпионатам. В остальном статистика показывает: 51 % участников намерен вести подготовку к WorldSkills, 15,5 % — к JuniorSkills. 14,5 % опрошенных готовы передать свои знания и умения будущим участникам сразу двух соревнований.

Ситуацию комментирует Александр Горбачев, эксперт лаборатории сетевого и системного администрирования Тюменского государственного университета, международный эксперт WorldSkills в компетенции «Сетевое и системное администрирование»: «В последние несколько лет произошел очень хороший толчок в обучении преподавателей. WorldSkills стимулирует их повышать собственную квалификацию и развивать компетенции у своих студентов. Очень много поступило и продолжает поступать запросов на открытие академий Cisco. Это в международном сообществе считается некой входной точкой в нашу компетенцию. До 2012 года Сетевая академия была больше вузовской прерогативой, а потом движение стало развиваться и в сторону СПО. Уже тогда достаточно много преподавателей получили статус инструктора, и теперь с каждым годом очевиднее, что они выставляют на чемпионаты WorldSkills все более подготовленных студентов. Да и сами студенты уже иногда имеют промышленные сертификаты. Сетевая академия Cisco положительно повлияла на развитие движения WorldSkills. Можно однозначно отметить положительную динамику».

Свою образовательную кампанию Сетевая академия Cisco ведет в мировом масштабе в течение 20 лет и 18 лет на территории России. Казалось бы, уже накоплен значительный опыт, но реализация проекта 1000 CCNA выявила новые грани использования существующих технологий.

ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Важным открытием для организаторов проекта стал факт существования огромного профессионального сообщества неравнодушных и заинтересованных людей. Именно сообщества, так как участники проекта начали активно взаимодействовать в социальных сетях, где организаторы создали закрытые группы. Слушатели помогали друг другу с ответами на вопросы, иногда даже раньше экспертов. Можно сказать, что сообщество во многом занималось самообразованием — под чутким контролем инструкторов, конечно. Но тем не менее факт очевиден: произошел обмен опытом среди педагогов в масштабах всей страны, а социальные сети стали дополнительным инструментом в обучении. Участники даже смогли выявить и передать организаторам неточности перевода новой версии курса с английского на русский язык, и теперь все замечания будут учтены, а материалы улучшены. И все это благодаря искреннему энтузиазму и заинтересованности слушателей.

Эксперимент 1000 CCNA продемонстрировал, что образовательные технологии Сетевой академии Cisco могут быть применены и на других проектах. В частности, для подготовки к чемпионатам WorldSkills и JuniorSkills. У академии есть контент и технологии, которые позволяют масштабировать обучение как студентов, потенциальных участников соревнований, так и педагогов. Ведь первоочередная задача — это подготовка именно преподавательского состава, который затем будет обучать своих учеников. Причем на уровне не только среднего и высшего профессионального образования, но и школ. К слову, школьные учителя, результативно прошедшие обучение в рамках проекта, вместе с сертификатом CCNA получили право преподавать своим ученикам курс Cisco Networking Essentials (основы сетевых технологий). А ведь именно он является основой для чемпионата JuniorSkills по компетенции «Сетевое и системное администрирование».

В рамках реализации проекта был, помимо прочего, накоплен опыт масштабного использования системы ТermiLab. Это интернет-лаборатория, работающая на базе МИРЭА, которая открывает дистанционный доступ к терминалу, что решает целый ряд задач. Во-первых, это возможность без расширения локального парка оборудования в конкретном образовательном учреждении проводить различные мероприятия, в том числе чемпионаты WorldSkills, используя функционал удаленной лаборатории. Во-вторых, теперь можно проводить так называемый демонстрационный экзамен, который, предположительно, станет обязательным со следующего года для колледжей, ведущих обучение по специальностям из топ-50 Министерства образования и науки Российской Федерации.

Проведение демонстрационных экзаменов и региональных чемпионатов зачастую требует большого количества техники, которая может быть недоступна в конкретном колледже или техникуме. Если же использовать удаленный доступ к оборудованию, то физически весь необходимый комплект собирать в одном месте не нужно. Данные возможности системы ведут к удешевлению процессов, масштабированию обучения, созданию условий для партнерства, когда одно учебное заведение оказывает поддержку другому.

Сами преподаватели уже отдали свой голос за использование технологий Cisco, а некоторые даже знакомы с ними не понаслышке. «В проекте я участвовала, уже имея сертификат Cisco CCNA (сдала со второй попытки) и опыт проведения лабораторных работ по этому курсу с взрослыми, студентами и школьниками. Ранее уже пользовалась тем, что предлагает Netacad, иногда придумывала что-то свое, — рассказывает Мария Палымская из Академии Cisco в Зеленограде, к слову, молодая мама, которая приступила к обучению почти сразу после рождения малыша. — Что касается процесса обучения, лекции читали крутые специалисты. Послушала их ради интереса, чтобы посмотреть, как преподают этот курс другие. Благодаря проекту я познакомилась с интересными людьми, получила дополнительный инструкторский опыт, помогая некоторым участникам».

Вслед за Марией положительно деятельность академии оценили большинство слушателей. На вопрос «Хотели бы вы принять участие в подобном обучении по другим программам?» утвердительно ответили 98,7 % участников. А значит, эксперимент удался и может быть растиражирован, что будет способствовать положительным системным изменениям в образовательной среде.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda