EDexpert / №3 ВЕСНА 2018
ШКОЛА. НОВАЯ ВОЛНА
ОТ МЫШКИ ДО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Дизайнеры из Сан-Франциско создали новую образовательную реальность для целой страны
Чем плохи любые рейтинги, в которых участвуют огромные, определяющие для государства системы? Тем, что кто-то должен занимать последнее место. В 2012 году в роли отстающего оказалось перуанское образование, показав худшие результат в тесте PISA из 65 стран.

130 ДОЛЛАРОВ В МЕСЯЦ

Конечно, проблемы с образованием появились не в один день. Еще в 2009 году стандартный тест для выпускников школ сумели пройти только 17 % учеников государственных школ. В частных школах дела обстояли ненамного лучше — математику сдал 21 %, литературу — 47 %. При этом все нулевые экономика Перу демонстрировала небольшой рост, в стране начал образовываться средний класс.

Изменить ситуацию взялся Карлос Родригес-Пастор, чье состояние «Форбс» оценивает в 3,1 млрд долларов. Этот бизнесмен родился в Перу, но учился в США, куда его семья бежала от политических преследований. После возвращения его отец Карлос-старший успел побывать министром экономики страны (1982–1984), а потом купить банк Banco Internacional del Peru, который в 1995-м оставил сыну в наследство. Карлос-младший показал себя деятельным человеком. И теперь его компании ведут 25 видов бизнеса, от банковского дела до ретейла.

В 2011 году заказ не просто на открытие сети частных школ, а на создание новой образовательной системы взялась выполнить расположенная в Сан-Франциско фирма IDEO, известная дизайном первого лэптопа и компьютерной мышки для Apple. Перед образовательным отделом компании было поставлено четыре задачи:

1. Система должна обучать, давать академический результат.

2. Система должна приносить прибыль.

3. Стоимость обучения в школе не может превышать 130 американских долларов в месяц.

4. Должна быть предусмотрена возможность быстрого масштабирования до 200 и более школ.

ТЕХНОЛОГИИ И АНГЛИЙСКИЙ

В IDEO начали работу с создания команды из пяти специалистов по дизайну — исследований, систем, бизнеса, коммуникаций и пространства. Их всех отправили на месяц в Лиму для знакомства с перуанским менеджментом школ и изучения условий. За тридцать дней специалисты провели более сотни интервью с потенциальными учащимися и членами их семей. Целью было выяснение ожиданий от школьного образования. Оказалось, что основных потребностей три: знание технологий, английского языка и основ эстетики.

Следующим этапом было исследование опыта масштабирования. Полных аналогов перуанского проекта найти не удалось. Крупнейшая сеть в США Kipp — это общедоступные некоммерческие школы, которые специализируются на подготовке желающих попасть в колледж. К осени 2011 года их количество подбиралось к отметке 200, но преодолело ее только в 2016-м. Этот проект развивается с 1994 года. Соответственно, он располагает и временем, и ресурсами для тщательной подготовки каждого нового открытия.

Другим условным аналогом, который выбрали для изучения эксперты IDEO, был проект Bridge, открывший 120 школ в Кении. С тех пор количество школ утроилось, появились филиалы в Уганде, Либерии, Нигерии и Индии, а также офис в США. Но и тут отличие от перуанской ситуации серьезное: список только основных инвесторов школ Bridge насчитывает 30 компаний. Никто и никогда не требовал от менеджмента прибыли. Миссия школ не столько в том, чтобы достичь серьезных академических успехов, сколько в простом обеспечении возможности получения образования.

Компания IDEO познакомила перуанцев с американскими общественными школами Rocketship и Aspire, активно внедряющими инновации и концентрирующимися на развитии учителей, а также рассказала гостям из Лимы о таких образовательных инструментах, как бесплатный образовательный онлайн-портал Khan Academy и сервисы для учителей TeachingChannel и TeachersPayTeachers.

НЕ В ТЮРЬМЕ

IDEO потребовалось полгода на разработку концепции образовательной системы. И уже в 2012 году открылись первые школы, к весне 2014-го их было 23, сейчас их 48, к 2020 году должно стать 70.

Первые пять часов занятий ученики проводят в классах по 30 человек. Сначала учитель предлагает задание, делит ребят на шесть групп. В ходе учебы они могут и должны пользоваться интернетом, разнообразными приложениями, спрашивать преподавателя, а в конце урока команды должны представить решение и защитить свой вариант.

Потом наступает время самостоятельного обучения. На этом этапе классы увеличиваются до 60 человек, но работают ученики без вмешательства соседей. На этом этапе как раз используются программы и интернет-курсы, такие как Khan Academy, Time to Know. Из-за отсутствия популярного приложения для изучения английского языка в испаноговорящих странах в Innova совместно с местным Pontificia University Catolica разработали свою систему под названием Modus. Задача учителя на данном этапе — подсказывать и напоминать о тех или иных средствах изучения.

Вообще, по подсчетам IDEO, для развития сети требовалось не менее 750 учителей хорошего уровня. Быстро подготовить такое количество специалистов не представлялось возможным. Поэтому была создана база из 20 000 занятий, которая доступна каждому педагогу сети. Менее опытные учителя должны полагаться на этот ресурс почти полностью, от более опытных ожидают собственных разработок.

«Обычные школы в Перу выглядят совсем как тюрьмы», — высказал свое мнение в интервью edsurge.com один из перуанских вдохновителей проекта Изуски Чесмен. IDEO пришлось придумывать образ учебного заведения с нуля, при этом одним из условий была адаптивность. Земельные участки, выкупленные или взятые в аренду под строительство, естественно, отличались и по размеру, и по рельефу, и по ориентации в пространстве. В IDEO предложили использовать технологию модульного строительства.

Площадь каждой школы более 5000 квадратных метров. В стандартной компоновке — медицинский пункт, спортзал, сад, учительская, библиотека, классы, кафетерий, компьютерный центр. Если позволяет площадь участка, то все эти помещения размещаются на одном этаже, если есть дефицит пространства, то школа становится двухэтажной.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА

Уже через два года после запуска проекта достижения учеников Innova заметно превосходили результаты сверстников как из обычных, так и из частных школ Перу. Тест по математике сдал 61 % выпускников, в ближайшие годы руководство сети надеется увеличить долю до 75 %.

И этот прогресс может помочь перуанским инноваторам справиться с проблемой недоверия родителей. С самого первого дня они внимательно подсчитывают число страниц в учебниках и высказывают претензии по этому поводу. «Преемственность оказалась очень важна для людей, — объясняет Чесмен. — Матери хотят, чтобы дочери учились так же, как и они. Но при этом получали современное образование». 80 % родителей предпочитают воспользоваться возможностью провести один день в школе Innova, прежде чем отдавать туда ребенка.



Мария КРАВЧЕНКО
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda