Анна СИЛАЕВА
куратор направления «Профориентация» городского проекта «Школа Новых Технологий»

Ольга КЛИМОВА
руководитель проекта #ЛюбиДелай компании Smart Course
EDexpert / №3 ВЕСНА 2018
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ГОРОДСКОЙ ПРОЕКТ
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА
В поиске и выборе дела жизни решение зависит не только от самого человека, но и от его близких, учителей, среды. Мы верим, что у каждого есть призвание, и мы хотим поддержать тех, кто его ищет, всеми доступными способами.



Самоопределение — сложный вопрос для миллионов людей. Что уж говорить о подростках, которые делают первый важный выбор в жизни. Большинство с трудом представляют себе, что ожидает их за пределами школы.

Московский городской проект «Школа Новых Технологий» и система развития подростков Smart Course объединились, чтобы поддержать школьников в этом непростом вопросе, и собрали эффективные механизмы осознанного выбора профессии.

Проект #ЛюбиДелай — комплексная система профориентации в образовательном учреждении. Наставники проекта — педагоги, которые на первом этапе проходят обучение и получают качественный и современный контент, включающий эффективные методы поддержки подростка при выборе профессии. Потом на базе школ они проводят программу мероприятий для ребят.

Цикл проекта — учебный год, программа разделена на пять шагов, в завершении проводится конференция, где подводятся итоги и презентуются лучшие практики в области профориентации.

В основу программы легла модель «5 шагов осознанного выбора», разработанная командой Smart Course:
Шаг «Остановись» посвящен замедлению: перед тем как двигаться вперед, необходимо сделать паузу, обратить внимание на себя, свои потребности и контекст.

На шаге «Исследуй» происходит анализ своего я, способностей, желаний и мира — что есть рядом, что сейчас нужно миру, какие возможности окружают?

Именно на пересечении пространств «я» и «мир» случается выбор профессии и дела жизни. И это — шаг «Выбери». Чтобы определить дорогу, которая будет вдохновлять и радовать, нужно уметь расставлять приоритеты и отказываться от второстепенных вариантов.

На шаге «Сделай», когда выбор совершен, важно прожить его, воплотить задуманное в реальность. Здесь соединяются действие и последствия, появляется ответственность. Этот этап важен для осознания, насколько выбор совпадает с реальной жизнью и действительно интересен.

Казалось бы, можно остановиться. Однако завершающим, пятым этапом, обязательным для личностного и профессионального роста, является обратная связь и саморефлексия — шаг «Поделись». Развитие навыков, способность слушать и слышать отклик людей, делиться опытом и правильно воспринимать конструктивную критику придает внутренним ресурсам устойчивость и адаптивность.

На основе этой модели была разработана программа по осознанному выбору профессии, где ребята при поддержке педагогов-наставников проходят последовательно пять шагов на пути к своему самоопределению. Программа является ядром проекта #ЛюбиДелай.

Не менее важная составляющая проекта — «Weekend профессий», в рамках которого школьники общаются с профессионалами из различных областей и от первого лица узнают тонкости и особенности каждой сферы.

Важно отметить ключевую роль педагога, который реализует программу, проводит мероприятия, тем самым формируя среду для поиска, проб и развития школьников. А проект формирует педагогическое сообщество и поддержку в формате вебинаров, индивидуального общения и обмена опытом. Они становятся опорой для педагога, реализующего программу в своем образовательном учреждении.

В ходе проекта #ЛюбиДелай у участников и организаторов появляются новые идеи и разработки. Их тестирование и обсуждение проходит в закрытом сообществе педагогов. Такой формат способствует созданию единой информационной среды.



2 года проект работает

96 школ участвуют

375 мероприятий проведено

14 300 школьников стали счастливее

50 методических материалов разработано

104 коллеги-единомышленника найдено



Ольга Пимчева, педагог-психолог, участница проекта:

«Наши мероприятия стали для меня работой для души. Сказать, что было легко, не могу, но это приятная усталость, когда ты видишь воодушевленных и заинтересованных детей и заряжаешься от них энтузиазмом. Отмечу, что мероприятия интересны не только детям, к нам приходили и родители».

Анна Алексеева, заместитель директора, участница проекта:

«Быстро стало понятно, что участие в проекте — уникальная возможность для школы выстроить систему работы по профессиональной ориентации подростков. Наши ребята получили шанс скорректировать вектор развития, выбрать направление обучения и будущую профессию, а также получить дополнительную мотивацию».
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda